город Москва |
|
28 апреля 2021 г. |
Дело N А40-22850/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Виноградова Е.А., доверенность от 30.11.2020;
от заинтересованного лица: Горчакова Е.А., доверенность от 29.12.2020;
от третьего лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 21 апреля 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ОАО "РЖД"
на решение от 30 сентября 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 30 декабря 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-22850/20
по заявлению ОАО "РЖД"
об оспаривании решения
к Департаменту городского имущества города Москвы,
третье лицо: Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - департамент) о признании незаконным решения, оформленного письмом от 27.11.2019 N ДГИ-Э-117169/19-1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 сентября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ОАО "РЖД" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в 2003 году в уставный капитал общества внесен земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003053:67, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Каланчевская, вл. 24, что подтверждается актом приема-передачи от 30.09.2003 N 8-11 и выпиской из приложения 1 части 2 к передаточному акту от 30.09.2003.
На указанном земельном участке расположен объект недвижимого имущества, а именно: нежилое здание, площадью 257,9 кв.м, с кадастровым номером 77:01:0003053:2894, на которое зарегистрировано право собственности общества.
В соответствии с техническим паспортом год постройки указанного здания - 1880 год.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003053:67 имеет статус - ранее учтенный, и пересекается с границами земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003053:75, который является улично-дорожной сетью.
Для устранения указанного пересечения границ земельных участков общество 17.09.2019 обратилось в департамент с заявлением N 1542935 о принятии мер по устранению пересечения границ земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0003053:67 и 77:01:0003053:75.
Письмом от 27.11.2019 департамент отказал обществу в удовлетворении заявления. По мнению департамента, невозможно устранить пересечение границ земельных участков путем уменьшения земельного участка улично-дорожной сети.
Также департамент указал, что для исключения пересечения необходимо провести кадастровые работы с целью формирования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003053:67 в соответствии с утвержденным проектом межевания территории квартала, включив в состав межевого плана дополнительный раздел по корректировке земельного участка улично-дорожной сети.
Общество, посчитав решение департамента, оформленное письмом от 27.11.2019 N ДГИ-Э-117169/19-1, об отказе в устранении пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003053:67 с границами земельного участка улично-дорожной сети с кадастровым номером 77:01:0003053:75 незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суды обоснованно исходили из отсутствия нарушений законодательства в действиях департамента, правомерно руководствуясь следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
На основании статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Перечень земельных участков улично-дорожной сети города Москвы утвержден Законом г. Москвы от 21.03.2007 N 8 "О Перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы" (далее - Закон N 8).
Судами установлено, что департамент рассмотрел обращение Службы управления имуществом Московской железной дороги - филиала общества от 08.11.2019 N 1606287, направленное на официальный сервер Правительства Москвы, о предоставлении информации о результатах рассмотрения Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы вопроса корректировки границ земельного участка улично-дорожной сети города Москвы с кадастровым номером 77:01:0003053:75.
Согласно пункту 1.1 постановления Правительства Москвы от 12.04.2011 N 118-ПП "О мерах по устранению пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами земельных участков улично-дорожной сети города Москвы" (далее - Постановление N 118-ПП), Департамент земельных ресурсов города Москвы передает в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, сведения, необходимые для устранения пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами участков улично-дорожной сети, в следующих случаях:
- наличие зарегистрированного права собственности юридических или физических лиц, Российской Федерации, города Москвы, иных субъектов Российской Федерации, иностранных государств на земельный участок, границы которого имеют пересечения с границами участка улично-дорожной сети, за исключением случаев, когда в пределах земельного участка, границы которого имеют пересечение с границами участка улично-дорожной сети, расположены части дорог (проезжих частей, трамвайных путей, тротуаров, обочин или разделительных полос);
- наличие на земельном участке, границы которого установлены на местности в целях постановки на государственный кадастровый учет и имеют пересечения с границами участка улично-дорожной сети, объектов недвижимого имущества, на которые зарегистрированы права собственности;
- максимальное расстояние между пересекающимися границами земельного участка, установленными на местности в целях постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, и границами участка улично-дорожной сети не превышает двух метров;
- земельный участок, границы которого имеют пересечения с границами участка улично-дорожной сети, предназначен для использования в целях реализации государственных программ города Москвы, адресных инвестиционных программ, проектов, финансируемых из средств бюджета города Москвы.
В силу пункта 1.2 Постановления N 118-ПП, в случаях, предусмотренных пунктом 1.1 Постановления N 118-ПП, если устранение пересечений границ земельных участков путем уменьшения участка улично-дорожной сети повлечет ухудшение транспортной ситуации, а также в иных случаях, не урегулированных Постановлением N 118-ПП, вопросы об устранении пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами участков улично-дорожной сети подлежат рассмотрению Градостроительно-земельной комиссией города Москвы.
Таким образом, корректировка улично-дорожной сети происходит в следующем порядке:
- обращение заинтересованного лица в департамент с заявлением о корректировки улично-дорожной сети;
- в случае, если пересечение межу участками превышает два метра, а также для целей исключения ухудшение транспортной ситуации, в случае уменьшения участка улично-дорожной сети, департамент направляет запрос в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и в Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы о возможности уменьшения участка улично-дорожной сети (указанные запросы заявитель также вправе направить самостоятельно);
- уменьшения участка улично-дорожной сети производится департаментом только при положительном заключении Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы о возможности корректировки границ земельного участка улично-дорожной сети.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 24.09.2019 департаментом в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и в Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы направлен запрос о возможности устранения имеющегося пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003053:67, на котором расположен объект недвижимости по адресу: г. Москва, ул. Каланчевская, д. 24, находящийся в собственности общества, с границами земельного участка улично-дорожной сети с кадастровым номером 77:01:0003053:75 путем уменьшения участка улично-дорожной сети в рамках Постановления N 118-ПП.
Суды установили, что отказывая в удовлетворении заявления общества, департаментом учтено отрицательное заключение Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, в связи с чем принято решение о невозможности корректировки указанного земельного участка за счет территории улично-дорожной сети.
Кроме того, в соответствии со статьей 1 ГрК РФ, территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003053:75 указан в Перечне земельных участков улично-дорожной сети, содержащемся в приложении к указанному закону (N 1064 01/77/01076 - Каланчевская улица).
Данный земельный участок также отнесен к землям общего пользования в соответствии с Законом N 8.
При этом земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003053:75 согласно данным Государственного кадастра недвижимости, является ранее учтенным и поставлен на учет по материалам Москомархитектуры.
Порядок установления линий градостроительного регулирования (красных линий) в городе Москве устанавливается постановлением Правительства Москвы от 20.03.2001 N 270-1111 "Об утверждении Положения о порядке установления линий градостроительного регулирования в города Москве" (далее - Положение N 270-1111), согласно которому линиями градостроительного регулирования являются границы территорий, в пределах которых действуют особые режимы и правила их использования в соответствии с нормативными требованиями.
Пунктом 3.1 Положения N 270-1111 предусмотрено, что линиями градостроительного регулирования являются, в том числе, красные линии-границы территории улично-дорожной сети, выделенной из остальной территории города.
В пределах красных линий допускается размещение конструктивных элементов дорожно-транспортных сооружений (опор путепроводов, лестничных и пандусных сходов подземных пешеходных переходов, павильонов на остановочных пунктах городского общественного транспорта).
В силу пункта 11 статьи 1 ГрК РФ, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно пункту 4.12 Положения N 270-1111, план линий градостроительного регулирования является исходной информацией для разработки градостроительной документации и последующих разбивочных чертежей-актов линий градостроительного регулирования, а также для осуществления учета и контроля за соблюдением линий градостроительного регулирования в процессе проектирования и осуществления градостроительной деятельности и деятельности в области земельно-правовых отношений.
Статьей 14 ГрК РФ предусмотрено, что документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации.
Схема территориального планирования субъекта Российской Федерации, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (статья 15 ГрК РФ).
В соответствии со статьей 26 ГрК РФ, реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.
В силу части 3 статьи 63 ГрК РФ, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга являются генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
В соответствии с частью 3 статьи 9 ГрК РФ, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно статье 7 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" (далее - Градостроительный кодекс города Москвы), утверждение документации по планировке территорий относится к полномочиям Правительства Москвы.
Статьей 23 Градостроительного кодекса города Москвы предусмотрено, что документом территориального планирования города Москвы является Генеральный план города Москвы.
Генеральный план города Москвы является основой градостроительного зонирования и планировки территорий в городе Москве. Генеральный план города Москвы утвержден Законом г. Москвы от 05.05.2010 N 17 "О Генеральном плане города Москвы" (далее - Закон N 17).
В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона N 17, изменения в указанный закон вносятся посредством принятия законов города Москвы, предусматривающих приведение Закона N 17 в соответствие с изменениями границ административных округов города Москвы, особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия, I зон с особыми условиями использования территории, в том числе зон охраны объектов культурного наследия, границ и наименований районов города Москвы, наименований станций метрополитена, объектов улично-дорожной сети, иных наименований, отображенных на картах, схемах территориального планирования.
Изменение границ земельных участков улично-дорожной сети, указанных в Генеральном плане города Москвы, требует внесения соответствующих изменений в Закон о Генеральном плане города Москвы.
Таким образом, судами установлено, что испрашиваемая корректировка границ земельных участков не предусмотрена действующим проектом межевания территории квартала.
Суды установили, что согласно сведениям информационной системы "Реестр единых объектов недвижимости" и материалам проекта межевания, утвержденного распоряжением департамента от 18.08.2014 N 12811, спорная часть пересечения земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0003053:67 и 77:01:0003053:75 обозначена в красных линиях и не входит в границы разработанного и утвержденного проекта межевания территории квартала и не предусмотрена к корректировке.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что, учитывая отрицательное заключение Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, а также то, что запрашиваемое изменение границ улично-дорожной сети не предусмотрено утвержденным проектом межевания квартала, департамент обоснованно указал на то обстоятельство, что корректировка границ земельного участка улично-дорожной сети с кадастровым номером 77:01:0003053:75 относительно границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003053:37 не представляется возможной.
Кроме того, суды обоснованно отметили, что изменение границ, площади и сведений о земельном участке с кадастровым номером 77:01:0003053:75 (улично-дорожной сети) с одновременным внесением указанных изменений в государственный кадастр неминуемо влечет разрешение вопроса о правах на часть пересекающихся земельных участков.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 сентября 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2020 года по делу N А40-22850/20 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "РЖД" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 23 Градостроительного кодекса города Москвы предусмотрено, что документом территориального планирования города Москвы является Генеральный план города Москвы.
Генеральный план города Москвы является основой градостроительного зонирования и планировки территорий в городе Москве. Генеральный план города Москвы утвержден Законом г. Москвы от 05.05.2010 N 17 "О Генеральном плане города Москвы" (далее - Закон N 17).
В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона N 17, изменения в указанный закон вносятся посредством принятия законов города Москвы, предусматривающих приведение Закона N 17 в соответствие с изменениями границ административных округов города Москвы, особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия, I зон с особыми условиями использования территории, в том числе зон охраны объектов культурного наследия, границ и наименований районов города Москвы, наименований станций метрополитена, объектов улично-дорожной сети, иных наименований, отображенных на картах, схемах территориального планирования."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 апреля 2021 г. N Ф05-7177/21 по делу N А40-22850/2020