город Москва |
|
29 апреля 2021 г. |
Дело N А40-9341/20-149-72 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Лобаз-М": Товарновой Н.Н. (дов. от 23.12.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Мосгосстройнадзора: Веприцкого М.А. (дов. N 23 от 21.01.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Госинспекции по недвижимости: не явились, извещены;
от третьего лица Департамента городского имущества города Москвы: не явились, извещены;
рассмотрев 22 апреля 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Комитета государственного строительного надзора города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 13 августа 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2020 г.
по делу N А40-9341/20-149-72
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лобаз-М"
к Комитету государственного строительного надзора города Москвы, Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы
о признании незаконным решения от 17 октября 2019 г.,
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Лобаз-М" (далее - ООО "Лобаз-М", общество, заявитель) является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:06:0012000:225, площадью 2 040 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, владение 210, на основании заключенного с Департаментом земельных ресурсов города Москвы договора аренды земельного участка от 29 сентября 1999 г. N М-06-014210 (далее - договор аренды), для эксплуатации имущественного комплекса склада стройматериалов и прилегающей территории, сроком действия на 25 лет (далее - земельный участок).
Комитетом государственного строительного надзора города Москвы (далее - Мосгосстройнадзор) 20 сентября 2019 г. ООО "Лобаз-М" выдано разрешение на строительство магазина N 77-220000-018470-2019, со сроком действия до 20 ноября 2020 г. (далее - разрешение на строительство).
Указанное разрешение на строительство выдано обществу на основании проектной документации объекта капитального строительства, разработанной обществом с ограниченной ответственностью "Научно-технический центр Прогресс" (далее - ООО "НТЦ Прогресс") шифр 69-2017 от 2018 года и градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ) от 05 апреля 2018 г. N RU77220000-037233.
17 октября 2019 г. Мосгосстройнадзором принято решение о прекращении действия разрешения на строительство от 20 сентября 2019 г. N 77-220000-018470-2019, в связи с отсутствием договора аренды земельного участка.
Основанием для принятия указанного решения явился акт Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости) от 15 августа 2019 г. N 9069302 о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка (далее - акт), в котором содержатся выводы об отсутствии договора аренды земельного участка, на котором производится строительство магазина.
Считая свои права нарушенными, ООО "Лобаз-М" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Мосгосстройнадзору и Госинспекции по недвижимости о признании незаконным решения от 17 октября 2019 г. о прекращении разрешения на строительство от 20 сентября 2019 г. N 77-220000-018470-2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент, третье лицо).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13 августа 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2020 г., заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Мосгосстройнадзора от 17 октября 2019 г. о прекращении разрешения на строительство от 20 сентября 2019 г. N 77-220000-018470-2019. Суд обязал Мосгосстройнадзор устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке и сроки. Также разрешен вопрос о распределении между сторонами судебных расходов.
В кассационной жалобе Мосгосстройнадзор просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что на дату вынесения оспариваемого решения регистрационном органом не были совершены действия по регистрации дополнительного соглашения к договору аренды, в связи с чем прекращение разрешения на строительство является законным.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Лобаз-М" просит оставить принятые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Мосгосстройнадзора поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Лобаз-М" против ее удовлетворения возражал.
Представители Госинспекции по недвижимости и Департамента городского имущества города Москвы в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Порядок выдачи разрешения на строительство установлен статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка (часть 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство.
К числу обязательных документов, предоставляемых для получения разрешения на строительство, относятся правоустанавливающие документы на земельный участок (пункт 1 части 7 статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Основания прекращения действия разрешения на строительство перечислены в части 21.1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из пункта 3 части 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство органов в случае расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о незаконности решения о прекращении разрешения на строительство от 20 сентября 2019 г. N 77-220000-018470-2019, поскольку разрешение на строительство было выдано обществу в соответствии с договором аренды, соответствующему целевому использованию земельного участка, градостроительного плана земельного участка и при наличии разработанной проектной документации.
При этом судами установлено, что 29 августа 2019 г. Департаментом городского имущества города Москвы издано распоряжение N 34062 (далее - распоряжение), на основании которого в договор аренды внесены изменения, а именно: цель предоставления земельного участка - для целей проектирования и строительства (реконструкции) объекта капитального строительства в соответствии с Градостроительным планом земельного участка от 05 апреля 2018 г. N RU77220000-037233, а именно: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5 000 кв.м.
Земельный участок с кадастровым номером 77:06:0012000:225 по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, владение 210, предоставлен сроком на 6 лет.
На основании данного распоряжения 10 сентября 2019 г. между Департаментом городского имущества города Москвы и ООО "Лобаз-М" заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка, согласно которому в договор аренды вносятся изменения, поименованные в распоряжении.
В соответствии с условиями пункта 4.2 дополнительного соглашения заявитель осуществил проектирование объекта капитального строительства, предоставил заявление и необходимые документы для получения разрешения на строительство в Комитет государственного строительного надзора города Москвы.
12 сентября 2019 г. ООО "Лобаз-М" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения от 10 сентября 2019 г. к договору аренды земельного участка от 29 сентября 1999 г. N М-06-014210.
Судами также принято во внимание, что общество является собственником расположенного на земельном участке здания с кадастровым номером 77:06:0012015:7652, право собственности на которое зарегистрировано в установленном законом порядке.
Судами также сделан вывод о том, что в акте, на основании которого Мосгосстройнадзором было принято оспариваемое решение, отсутствует подтверждение факта незаконного использования земельного участка.
Отклоняя доводы Мосгосстройнадзора о том, что на дату вынесения оспариваемого решения регистрационном органом не были совершены действия по регистрации дополнительного соглашения к договору аренды, в связи с чем прекращение разрешения на строительство является законным, суды указали на то, что дополнительное соглашение не было зарегистрировано не по вине общества, имеется вступившее в законную силу решение суда, обязывающее Управление Росреестра по Москве осуществить соответствующие регистрационные действия.
Так, 23 декабря 2019 г. Управлением Росреестра по Москве вынесено решение N 77/009/271/2019-1633 об отказе в государственной регистрации соглашения об изменении условий договора аренды.
Указанное решение было обжаловано обществом в судебном порядке.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 10 июля 2020 г. признано незаконным решение Управления Росреестра по Москве об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 10 сентября 2019 г. и на Управление Росреестра по Москве возложена обязанность произвести регистрацию указанного дополнительного соглашения.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13 августа 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2020 г. по делу N А40-9341/20-149-72 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета государственного строительного надзора города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка (часть 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство.
К числу обязательных документов, предоставляемых для получения разрешения на строительство, относятся правоустанавливающие документы на земельный участок (пункт 1 части 7 статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Основания прекращения действия разрешения на строительство перечислены в части 21.1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из пункта 3 части 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство органов в случае расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 апреля 2021 г. N Ф05-4002/21 по делу N А40-9341/2020