г. Москва |
|
29 апреля 2021 г. |
Дело N А40-51139/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.04.2021.
Полный текст постановления изготовлен 29.04.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Гречишкина А.А.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта" - Соколовой И.Н. (представителя по доверенности от 14.05.2018),
от Министерства обороны Российской Федерации - Уткина В.В. (представителя по доверенности от 20.11.2020),
от Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации - извещен, представитель не явился,
от ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации - извещено, представитель не явился,
от ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 22.04.2021 в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на постановление от 29.12.2020
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-51139/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта"
к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации
об оспаривании действий,
третьи лица: ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству обороны Российской Федерации (далее - министерство), Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (далее - департамент) о признании незаконными действий, выразившиеся в требовании оформления земельно-правовых отношений на земельный участок для осуществления рубки лесных насаждений для эксплуатации магистрального газопровода "Грязовец-С.-Петербург от 0 до 317 км (1 очередь), магистрального газопровода "Грязовец-С.-Петербург от 0 до 317 км (2 очередь), расположенных по адресу: Вологодская область - 317 км (Грязовецкий, Вологодский, Шекснинский, Череповецкий, Кадуйский и Бабаевский районы), Северо-Европейского газопровода, участок Грязовец-Выборг, км 124-290 (ПК 1), расположенного по адресу: Вологодская область, район - Шекснинский, Череповецкий, Кадуйский, Бабаевский и в требовании предоставления документов (проекта освоения лесов, лесной декларации, отчетов об использовании лесов, охране, защите и воспроизводству лесов, лесоразведению), изложенных в письме от 16.12.2019 N 141/39341; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем согласования рубки лесных насаждений в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации магистрального газопровода "Грязовец-С.-Петербург от 0 до 317 км (1 очередь), магистрального газопровод "Грязовец-С.-Петербург от 0 до 317 км (2 очередь), расположенных по адресу: Вологодская область - 317 км (Грязовецкий, Вологодский, Шекснинский, Череповецкий, Кадуйский и Бабаевский районы), СевероЕвропейский газопровода, участок Грязовец-Выборг, км 124-290 (ПК 1), расположенного по адресу: Вологодская область, район - Шекснинский, Череповецкий, Кадуйский, Бабаевский.
В качестве третьих лиц в деле участвуют ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.10.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020 решение суда отменено, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе министерство просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в заседание суда округа не направили, что с учетом норм части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не признано препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей министерства и общества, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что между публичным акционерным обществом "Газпром" (далее - ПАО "Газпром") и обществом заключен договор аренды имущества от 30.11.2019 N 01/1600-Д-27/20 (ранее был заключен договор аренды имущества от 30.11.2018 N 01/1600-Д-22/19), на основании которого ПАО "Газпром" передал обществу в аренду имущество, в том числе магистральный газопровод "Грязовец-С.-Петербург от 0 до 317 км (1 очередь), магистральный газопровод "Грязовец-С.-Петербург от 0 до 317 км (2 очередь), Северо-Европейский газопровод, участок Грязовец-Выборг, км 124-290 (ПК 1). Это имущество используется обществом для транспортировки газа.
В целях согласования производства работ по расчистке участка магистрального газопровода "Грязовец-С.-Петербург от 0 до 317 км (1 очередь), магистрального газопровода "Грязовец-С.-Петербург от 0 до 317 км (2 очередь), Северо-Европейского газопровода, участок Грязовец-Выборг, км 124-290 (ПК 1) от древесной растительности на землях лесного фонда УГП "Лещинское лесничество" с апреля 2016 года филиал ООО "Газпром трансгаз Ухта" Шекснинское ЛПУМГ направляло в министерство и Хвойное лесничество министерства - филиал ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" письма с уведомлением о начале и окончании производства работ с приложением необходимых документов.
Однако согласования не было, так как министерство требовало от филиала общества Шекснинское ЛПУ МГ каждый раз все новые документы.
Последнее уведомление о производстве работ по расчистке указанных газопроводов от древесной растительности на землях лесного фонда УГП "Лещинское лесничество" филиал общества Шекснинское ЛПУ МГ направил сопроводительным письмом от 29.10.2019 N 25-3925 с приложением копии акта натурного технического обследования участков лесов, расположенных на землях обороны, копии технологической карты лесосечных работ на расчистку участка магистрального газопровода Грязовец-Ленинград 1,2, СЕГ-1 251 км-256 км.
В адрес филиала общества Шекснинское ЛПУ МГ 09.01.2020 поступило письмо министерства от 16.12.2019 N 141/39341, в котором министерство указало на то, что не согласовывает названные работы, а также указало на необходимость оформления земельно-правовых отношений на заявленный земельный участок с предоставлением проекта освоения лесов, лесной декларации и отчетов об использовании лесов, охране, защите и воспроизводству лесов, лесоразведению.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с указанным заявлением.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявление общества, суд апелляционной инстанции учел, что рассматриваемые магистральные газопроводы (трубопроводы) состоят на государственном кадастровом учете и их местоположение определено в ЕГРН. При этом апелляционный суд установил, что эти объекты общества расположены в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 35:02:0000000:11, 35:02:0309015:366, 35:20:0102024:188, 35:20:0103001:322, приняв во внимание сведения ЕГРН и сведения публичной кадастровой карты об установленной охранной зоне магистральных газопроводов (трубопроводов), следовательно, и о месте нахождения самих газопроводов.
При разрешении спора суд апелляционной инстанции также учел ранее выданные свидетельства о регистрации права собственности, которые являются действительными и в настоящее время, имеют юридическую силу, равно как и выписки из ЕГРН.
Поскольку рассматриваемые магистральные газопроводы (трубопроводы) являются исключительно подземными объектами, введенными в эксплуатацию, апелляционный суд, руководствуясь положениями статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, указал на отсутствие в данном случае необходимости в оформлении прав на земельные участки (в том числе сервитуты) обществом как собственником подземных сооружений - газопроводов, относящегося к линейным объектам, приняв во внимание расположение лесов на землях обороны и безопасности.
Таким образом, как отметил апелляционный суд, заключение договоров аренды, установление сервитутов для вырубки растительности в охранной зоне магистральных подземных газопроводов, обществу не требовалось.
Отклоняя доводы министерства, суд апелляционной инстанции учел пункт 1 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, которым к таким объектам отнесены подземные линейные объекты, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. Также суд, приняв во внимание работы, которые выполнение которых требовалось на упомянутых на земельных участках, сами участки, отклонил ссылку министерства на Постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны".
Вопреки доводам кассационной жалобы министерства, выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, отвечают требованиям АПК РФ к доказыванию и оценке доказательств, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020 по делу N А40-51139/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку рассматриваемые магистральные газопроводы (трубопроводы) являются исключительно подземными объектами, введенными в эксплуатацию, апелляционный суд, руководствуясь положениями статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, указал на отсутствие в данном случае необходимости в оформлении прав на земельные участки (в том числе сервитуты) обществом как собственником подземных сооружений - газопроводов, относящегося к линейным объектам, приняв во внимание расположение лесов на землях обороны и безопасности.
Таким образом, как отметил апелляционный суд, заключение договоров аренды, установление сервитутов для вырубки растительности в охранной зоне магистральных подземных газопроводов, обществу не требовалось.
Отклоняя доводы министерства, суд апелляционной инстанции учел пункт 1 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, которым к таким объектам отнесены подземные линейные объекты, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. Также суд, приняв во внимание работы, которые выполнение которых требовалось на упомянутых на земельных участках, сами участки, отклонил ссылку министерства на Постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны"."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 апреля 2021 г. N Ф05-6812/21 по делу N А40-51139/2020