город Москва |
|
05 мая 2021 г. |
Дело N А40-223103/19-122-1813 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Гречишкина А.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО ПФ "Инзенский ДОЗ": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Министерства промышленности и торговли Российской Федерации: Кимлыка И.С. (дов. N МД-100907/14 от 22.12.2020 г.), Белова А.И. (дов. N МД-19869/14 от 16.03.2021 г.);
рассмотрев 27 апреля 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО ПФ "Инзенский ДОЗ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 19 ноября 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2021 г.
по делу N А40-223103/19-122-1813
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Производственная фирма "Инзенский деревообрабатывающий завод"
к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации
о признании недействительным приказа от 13 июня 2019 г. N 2066,
УСТАНОВИЛ: инвестиционный проект общества с ограниченной ответственностью Производственная фирма "Инзенский деревообрабатывающий завод" (далее - ООО ПФ "Инзенский ДОЗ", общество, заявитель) "Модернизация действующего производства и создание новых лесоперерабатывающих производств ООО ПФ "Инзенский ДОЗ" в Ульяновской области" (далее - Инвестиционный проект) включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России) от 08 апреля 2016 г. N 1081.
Согласно отчетам (ежеквартально), представляемым Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области (далее - Минприроды Ульяновской области) в Минпромторг России, в реализации ООО ПФ "Инзенский ДОЗ" Инвестиционного проекта с 1 квартала 2017 года наблюдалось нарушение графика реализации. Выполнение календарного плана составляло 74%.
Реализация инвестиционного проекта должна была быть завершена в 2017 году.
Письмом от 10 мая 2018 г. N ЕВ-29100/13 Минпромторг России вернул материалы по внесению изменений в Инвестиционный проект и рекомендовал активизировать работу с инвесторами по устранению имеющегося отставания от графика реализации инвестиционного проекта и в соответствии с пунктом 32 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 г. N 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение), направить ООО ПФ "Инзенский ДОЗ" предписание об устранении нарушений реализации Инвестиционного проекта.
Письмом Минприроды Ульяновской области от 18 мая 2018 г. N 73-ИОГВ-07-01/4464 в Минпромторг России направлено на согласование предписание об устранении выявленных нарушений при реализации обществом Инвестиционного проекта.
Указанное предписание было согласовано Минпромторгом России письмом от 07 июня 2018 г. N 35551/13.
19 июня 2018 г. в адрес ООО ПФ "Инзенский ДОЗ" письмом N 73-ИОГВ-07-01/5508 Минприроды Ульяновской области было направлено предписание, в соответствии с которым обществу было предписано в срок до 18 мая 2019 г. обеспечить привлечение инвестиций в сумме 280,859 млн. руб. согласно обязательствам, принятым в рамках реализации Инвестиционного проекта.
Предписание было оспорено обществом в судебном порядке по делу N А72-19712/2018.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 21 декабря 2018 г. производство по делу N А72-19712/2018 прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с отказом ООО ПФ "Инзенский ДОЗ" от заявленных требований.
Письмом Минприроды Ульяновской области от 27 мая 2019 г. N 73-ИОГВ-10-01/2941 в Минпромторг России поступило распоряжение Минприроды Ульяновской области от 27 мая 2019 г. N 292 "Об исключении приоритетного инвестиционного проекта "Модернизация действующего производства и создание новых лесоперерабатывающих производств ООО ПФ "Инзенский ДОЗ" в Ульяновской области" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов".
13 июня 2019 г. Минпромторгом России был издан приказ N 2066, в соответствии с которым Инвестиционный проект ООО ПФ "Инзенский ДОЗ" (Ульяновская область) был исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов "Модернизация действующего производства и создание новых лесоперерабатывающих производств ООО ПФ "Инзенский ДОЗ" в Ульяновской области".
Считая свои права нарушенными, ООО ПФ "Инзенский ДОЗ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Минпромторгу России о признании указанного приказа недействительным.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19 ноября 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО ПФ "Инзенский ДОЗ" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на надлежащее исполнение им обязательств по Инвестиционному проекту.
В отзыве на кассационную жалобу Минпромторг России просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Минпромторга России с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представитель ООО ПФ "Инзенский ДОЗ" в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Минпромторга России, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 22 Лесного кодекса Российской Федерации инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
Объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 27 Положения установлено, что контроль за исполнением поквартального графика реализации инвестиционного проекта осуществлялся заинтересованным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (в Ульяновской области - Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области).
Объектом контроля является выполнение обязательств инвестора по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных поквартальным графиком.
Заинтересованный орган осуществляет выездные проверки исполнения инвестором поквартального графика и достоверности отчетных данных не реже одного раза в 6 месяцев с представлением в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации акта проверки.
При непредставлении инвестором отчета об исполнении поквартального графика в срок заинтересованный орган имеет право осуществлять внеплановые проверки.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет контроль за реализацией инвестиционных проектов, реализуемых с нарушением поквартального графика более чем на один год, путем проведения выездных проверок с участием представителей Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства и заинтересованного органа, а в случае, предусмотренном пунктом 17 настоящего Положения, - с участием представителей Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа.
В случае выявления по результатам проведения выездных проверок нарушений реализации инвестиционного проекта заинтересованный орган направляет инвестору предписание о необходимости устранения нарушений (далее - предписание) в соответствии с пунктом 32 настоящего Положения.
Абзацами 1, 2 пункта 32 Положения установлен порядок оформления предписания заинтересованным органом в случае, если возникли основания для исключения инвестиционного проекта из перечня инвестиционных проектов, предусмотренные подпунктом "д" пункта 19 названного Положения.
При этом подпунктом "д" пункта 19 Положения определены основания, при наличии одного из которых инвестиционный проект исключается из перечня инвестиционных проектов с досрочным расторжением договора аренды лесного участка по инициативе арендодателя:
- нарушение инвестором (арендатором) исполнения поквартального графика более чем на 1 год;
- нарушение инвестором (арендатором) более чем на 3 месяца предусмотренного пунктом 26 названного положения срока предоставления отчета об исполнении поквартального графика;
- отсутствие (по вине инвестора (арендатора) государственной регистрации договора аренды лесного участка в течение 90 рабочих дней со дня его подписания;
- нарушение инвестором (арендатором) сроков внесения арендной платы 2 и более раза подряд по истечении установленного договором аренды лесного участка срока платежа.
В соответствии с пунктом 32 Положения в случае если нарушения не были устранены в указанный в предписании срок, заинтересованный орган в течение 14 рабочих дней со дня истечения указанного срока устранения нарушений принимает решение об исключении инвестиционного проекта из перечня инвестиционных проектов и направляет его в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 14 рабочих дней со дня получения решения заинтересованного органа об исключении инвестиционного проекта принимает решение об исключении соответствующего инвестиционного проекта из перечня инвестиционных проектов и направляет его копию в заинтересованный орган и Федеральное агентство лесного хозяйства - в случае, предусмотренном пунктом 15 настоящего Положения, в соответствующие уполномоченные органы в области освоения лесов - в случае, предусмотренном пунктом 16 настоящего Положения, а в случае, предусмотренном пунктом 17 настоящего Положения, - в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из тех обстоятельств, что оспариваемый приказ не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
При рассмотрении настоящего спора судами приняты во внимание обстоятельства, установленные при рассмотрении дела N А72-5847/2019, которые не подлежат доказыванию на основании части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Так, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ульяновской области от 04 июня 2020 г. отказано в удовлетворении требований ООО ПФ "Инзенский ДОЗ" о признании незаконным распоряжения Минприроды Ульяновской области от 27 мая 2019 г. N 292 "Об исключении приоритетного инвестиционного проекта "Модернизация действующего производства и создание новых лесоперерабатывающих производств ООО ПФ "Инзенский ДОЗ" в Ульяновской области" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", на основании которого Минпромторгом России был издан оспариваемый приказ.
Иная оценка доказательств по настоящему делу без учета оценки, данной судом тем же доказательствам по ранее рассмотренному делу, в котором участвовали те же лица, противоречила бы части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы судов соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и основаны на положениях действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19 ноября 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2021 г. по делу N А40-223103/19-122-1813 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО ПФ "Инзенский ДОЗ" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.А.Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 32 Положения в случае если нарушения не были устранены в указанный в предписании срок, заинтересованный орган в течение 14 рабочих дней со дня истечения указанного срока устранения нарушений принимает решение об исключении инвестиционного проекта из перечня инвестиционных проектов и направляет его в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 14 рабочих дней со дня получения решения заинтересованного органа об исключении инвестиционного проекта принимает решение об исключении соответствующего инвестиционного проекта из перечня инвестиционных проектов и направляет его копию в заинтересованный орган и Федеральное агентство лесного хозяйства - в случае, предусмотренном пунктом 15 настоящего Положения, в соответствующие уполномоченные органы в области освоения лесов - в случае, предусмотренном пунктом 16 настоящего Положения, а в случае, предусмотренном пунктом 17 настоящего Положения, - в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 5 мая 2021 г. N Ф05-5787/21 по делу N А40-223103/2019