Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 14 сентября 2004 г. N А23-1029/04А-5-82
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от налогового органа - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от общества - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу межрайонной инспекции МНС РФ N 13 по Калужской области на решение от 18.05.04 г. и постановление апелляционной инстанции от 25.06.04 г. Арбитражного суда Калужской области по делу N А23-1029/04А-5-82, установил:
Инспекция МНС РФ по Октябрьскому округу г. Калуги обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "АЗС-СС" налоговых санкций в сумме 300 руб.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 18.05.04 г. заявление удовлетворено частично. С ООО "АЗС-СС" взысканы налоговые санкции в сумме 200 руб. В остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.06.04 г. этого же арбитражного суда решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе межрайонная инспекция МНС РФ N 13 по Калужской области (до преобразования - инспекция МНС РФ по Октябрьскому округу г. Калуги) просит отменить названные судебные акты в части отказа во взыскании штрафа по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ в сумме 100 руб. в виду неправильного применения судом норм материального права и вынести новое решение.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, инспекция МНС РФ по Октябрьскому округу г. Калуги по результатам камеральной налоговой проверки выявила факт непредставления обществом в срок, установленный п. 2 ст. 15 Федерального Закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", бухгалтерского баланса и отчета формы N 2 за 9 месяцев 2003 года, что послужило основанием для принятия решения от 19.01.04 г. N 43/10 о привлечении ООО "АЗС-СС" к налоговой ответственности, в частности, по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 100 руб.
Отказывая инспекции в удовлетворении заявленных требований в части взыскания штрафа по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ, суд исходил из следующего.
Налоговый Кодекс РФ, в том числе глава 25 части 2 Налогового кодекса РФ, введенная в действие с 01.01.02 г., не устанавливает обязанность для налогоплательщика представлять бухгалтерский баланс и отчеты о прибылях и убытках, в том числе отдельно от налоговой декларации.
В соответствии с Федеральным Законом от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. от 28.03.02 г.) указанные документы являются документами бухгалтерской отчетности организаций (ст. 11). Анализ правовых норм, закрепленных в этом Федеральном Законе, позволяет сделать вывод о том, что обязанность представления организациями названных документов предусмотрена законодательством о бухгалтерском учете, а не законодательством о налогах и сборах, что исключает применение налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ, за их несвоевременное представление.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, отклонив ссылку налогового органа на п. п. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ по тому мотиву, что данная норма не содержит указания, что бухгалтерская отчетность предоставляется в сроки и в порядке, предусмотренном Федеральным Законом "О бухгалтерском учете".
Данные выводы являются ошибочными.
На основании п. 2 ст. 15 Федерального Закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 13 Федерального Закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ к бухгалтерской отчетности относятся, в том числе, бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.
Следовательно, составление и ведение бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках предусмотрено действующим законодательством. В бухгалтерской отчетности отражаются необходимые для правильности исчисления налога на прибыль показатели. Несмотря на то, что согласно ст. 313 Налогового кодекса РФ главы 25 Налогового кодекса РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу на основе данных налогового учета, из данной нормы следует, что для целей налогообложения регистры бухгалтерского учета, показатели которых отражаются в бухгалтерской отчетности, могут заявляться налогоплательщиком как регистры налогового учета.
То обстоятельство, что особенной частью Налогового кодекса РФ - положениями главы 25 Налогового кодекса РФ обязанность по представлению бухгалтерского баланса и отчета формы N 2 не установлена, не означает ее отсутствие.
Согласно подпункту 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным Законом "О бухгалтерском учете".
Следовательно, обязанность представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность предусмотрена частью 1 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Таким образом, представление бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках с нарушением установленного законодательством срока является налоговым правонарушением.
Как следует из материалов дела, при сроке представления бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках за 9 месяцев 2003 года-30.10.03 г., ООО "АЗС-СС" представило данную бухгалтерскую отчетность 31.10.03 г., то есть с нарушением срока.
При таких обстоятельствах, инспекция МНС РФ по Октябрьскому округу г. Калуги правомерно привлекла ООО "АЗС-СС" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ за непредставление бухгалтерского баланса и отчета формы N 2 за 9 месяцев 2003 года, в виде штрафа в сумме 100 рублей.
Поскольку судами при разрешении возникшего спора неправильно применены нормы материального права, принятые судебные акты в этой части подлежат отмене.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 18.05.04 г. и постановление апелляционной инстанции от 25.06.04 г. Арбитражного суда Калужской области по делу N А23-1029/04А-5-82 в части отказа инспекции МНС РФ по Октябрьскому округу г. Калуги во взыскании с ООО "АЗС-СС" налоговых санкций по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ в сумме 100 руб. отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "АЗС-СС" в доход бюджета налоговые санкции в сумме 100 рублей.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 сентября 2004 г. N А23-1029/04А-5-82
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании