город Москва |
|
07 мая 2021 г. |
Дело N А40-86108/20-145-620 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Гречишкина А.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ФГАОУ ВО "НИТУ МИСиС": Черникова В.Н. (дов. N 198-450 от 06.07.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Межрегионального контрольно-ревизионного управления Федерального казначейства: Вегерь Т.В. (дов. N 21-19/4 от 18.06.2020 г.);
от третьего лица Министерства науки и высшего образования Российской Федерации: не явились, извещены;
рассмотрев 29 апреля 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального контрольно-ревизионного управления Федерального казначейства
на решение Арбитражного суда города Москвы от 04 декабря 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2021 г.
по делу N А40-86108/20-145-620
по заявлению Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский технологический университет "МИСИС"
к Межрегиональному контрольно-ревизионному управлению Федерального казначейства
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 93-14-05/2020-26 от 12 мая 2020 г.,
третье лицо: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ: между Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Национальный исследовательский технологический университет "МИСИС" (далее - ФГАОУ ВО "НИТУ МИСиС", учреждение, заявитель) было заключено соглашение (договор) о предоставлении из федерального бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением казенных учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе от 26 ноября 2018 г. N 075-02-2018-210 (далее - Соглашение) о предоставлении ФГАОУ ВО "НИТУ МИСиС" из федерального бюджета в 2018-2020 годах гранта в форме субсидии на финансовое обеспечение реализации федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03 октября 2015 г. N 1060.
В соответствии с подпунктом 3.1.1.1.2 Соглашения предоставление субсидии осуществляется при условии предоставления справки, подписанной руководителем победителя конкурса (иным уполномоченным лицом), подтверждающей отсутствие у победителя конкурса на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных, в том числе в соответствии с иными актами, и иной просроченной задолженности перед федеральным бюджетом.
14 мая 2018 г. ФГАОУ ВО "НИТУ МИСиС" представило в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации справку, подтверждающую отсутствие на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных, в том числе в соответствии с иными актами, и иной просроченной задолженности перед федеральным бюджетом и справку для заключения соглашения о предоставлении субсидии по результатам конкурса в целях реализации мероприятия 1.3 федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы" проект N 14.578.21.0266, об отсутствии просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед федеральным бюджетом.
Указанные справки были размещены на сайте системы экспертиз 14 мая 2018 г., что подтверждается письмом ФГАОУ ВО "НИТУ МИСиС" от 22 января 2020 г. N 237-04-726.
Между тем, в нарушение условий предоставления субсидий, предусмотренных подпунктом "б" пункта 7(1) Правил предоставления грантов в форме субсидий в целях реализации федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 октября 2015 г. N 1060 (далее - Правила), пунктом 3.1.1.1.2 Соглашения учреждение представило справки, которые содержали недостоверные сведения относительно отсутствия просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет неиспользованных средств субсидии в сумме 2 953 918 руб., образовавшиеся по полученной ФГАОУ ВО "НИТУ МИСиС" субсидии на финансовое обеспечение реализации федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы".
В подтверждения просроченной задолженности Межрегиональным контрольно-ревизионным управлением Федерального казначейства (далее - Межрегиональное контрольно-ревизионное УФК) представлен акт от 28 декабря 2017 г. N 5 о выполнении условий предоставления субсидий и платежное поручение от 24 апреля 2019 г. N 3927 по возврату учреждением неиспользованных средств субсидий в сумме 2 953 918 руб.
На основании полученных данных 24 января 2020 г. Межрегиональным контрольно-ревизионным УФК в отношении ФГАОУ ВО "НИТУ МИСиС" был составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением Межрегионального контрольно-ревизионного УФК от 12 мая 2020 г. по делу об административном правонарушении N 93-14-05/2020-26 ФГАОУ ВО "НИТУ МИСиС" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2% от суммы полученной субсидии (19 961 515,01 руб.), что составляет 399 230,30 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ФГАОУ ВО "НИТУ МИСиС" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрегиональному контрольно-ревизионному УФК о его отмене.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04 декабря 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2021 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Межрегиональное контрольно-ревизионное УФК просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
В отзывах на кассационную жалобу Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и ФГАОУ ВО "НИТУ МИСиС" просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Межрегионального контрольно-ревизионного УФК поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ФГАОУ ВО "НИТУ МИСиС" против ее удовлетворения возражал.
Представитель Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
Согласно подпункту "б" пункта 7 Правил победитель конкурса по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, должен не иметь просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед федеральным бюджетом.
Предоставление субсидии осуществляется при условии предоставления победителем конкурса в течение 3 рабочих дней с даты публикации протокола о победителях конкурсного отбора в установленном порядке справки, подписанной руководителем победителя конкурса (иным уполномоченным лицом), подтверждающая отсутствие у победителя конкурса на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед федеральным бюджетом (подпункт "б" пункта 7(1) Правил).
Пунктом 7(2) Правил предусмотрено, что документы, указанные в пункте 7(1) настоящих Правил, должны быть прошнурованы, пронумерованы и подписаны лицом, имеющим право действовать от имени победителя конкурса. Ответственность за достоверность представляемых в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации документов несет победитель конкурса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Действия, связанные с нарушением юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали на отсутствие в действиях ФГАОУ ВО "НИТУ МИСиС" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
При этом судами установлено, что актом сверки взаимных расчетов за период январь 2019 года по май 2019 года от 28 декабря 2017 г. N 5, подписанного между Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и ФГАОУ ВО "НИТУ МИСиС", подтверждается, что по состоянию взаимных расчетов по данным учета задолженность согласно акту о выполнении условий предоставления субсидии по Соглашению с дополнительным соглашением (от 15 апреля 2016 г. N 4, от 01 апреля 2016 г. N 3, от 15 февраля 2016 г. N 2, от 30 июня 2015 г. N 1) за отчетный период с 01 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. отсутствует.
Кроме того, по данным бюджетной отчетности, сформированной в подсистеме "Учет и отчетность" государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - ГИИС "Электронный бюджет"), по состоянию на 01 октября 2018 г. у Министерства науки и высшего образования Российской Федерации отсутствует просроченная дебиторская задолженность в части расчетов с учреждением.
По данным бухгалтерской отчетности, размещенной учреждением в ГИИС "Электронный бюджет", по состоянию на 01 октября 2018 г. у ФГАОУ ВО "НИТУ "МИСиС" также отсутствует кредиторская задолженность в части расчетов с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом в целях проверки доводов сторон в адрес Министерства науки и высшего образования Российской Федерации был направлен запрос от 22 сентября 2020 г., согласно полученному ответу показатели государственного задания ФГАОУ ВО "НИТУ "МИСиС" в 2016 году выполнены в полном объеме.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу об отсутствии в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами судов, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04 декабря 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2021 г. по делу N А40-86108/20-145-620 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального контрольно-ревизионного управления Федерального казначейства - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.А.Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали на отсутствие в действиях ФГАОУ ВО "НИТУ МИСиС" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
...
При рассмотрении настоящего дела судом в целях проверки доводов сторон в адрес Министерства науки и высшего образования Российской Федерации был направлен запрос от 22 сентября 2020 г., согласно полученному ответу показатели государственного задания ФГАОУ ВО "НИТУ "МИСиС" в 2016 году выполнены в полном объеме.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу об отсутствии в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 7 мая 2021 г. N Ф05-7816/21 по делу N А40-86108/2020