г. Москва |
|
25 мая 2021 г. |
Дело N А40-164878/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.05.2021.
Полный текст постановления изготовлен 25.05.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Лазаревой И.В.
судей Федуловой Л.В. и Филиной Е.Ю.
при участии в заседании:
от заявителя - Кашина Л.А., по доверенности от 23.12.2020 N 33-Д-1522/20 (посредством веб-конференции)
от заинтересованного лица - не явился, извещен
от третьих лиц: Правительства города Москвы - Кашина Л.А., по доверенности от 27.08.2020 N 4-47-1252/20 (посредством веб-конференции)
рассмотрев в судебном заседании 18.05.2021 кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве (заинтересованного лица) на решение Арбитражного суда города Москвы от 12.01.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021 по делу N А40-164878/2020
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве
о признании незаконным уведомления,
третьи лица: Правительство Москвы, Общество с ограниченной ответственностью "ТСК Мосэнерго",
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра, заинтересованное лицо) о признании незаконным уведомления об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения от 02.09.2019 к договору аренды земельного участка от 22.04.1996 N М-10-005094 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:10:0005006:12, расположенного по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, проезд N 5526, 3, стр. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, об обязании Управление произвести регистрацию по заявлению от 06.09.19 вх. N 77/007/243/2019-3553 и дополнительно представленным документам в установленном законодательством о регистрации порядке и сроки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Правительство Москвы, Общество с ограниченной ответственностью "ТСК Мосэнерго" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.01.2021 оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества. В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам и указывает, что представленные заявителем на государственную регистрацию дополнительные соглашения не соответствует нормам действующего законодательства.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Московского округа http://www.fasmo.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
От Департамента в Арбитражный суд Московского округа в электронном виде поступило ходатайство об участии в судебном заседании путем онлайн-заседания (посредством веб-конференции). К ходатайству приложены электронные образцы документов, удостоверяющие личность представителя заявителя, доверенность на представление его интересов.
До рассмотрения кассационной жалобы от Департамента и Правительства Москвы поступило ходатайство о проведении судебного заседания 18.05.2021 с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания).
Проверив представленные к ходатайству документу, учитывая наличие технической возможности в Арбитражном суде Московского округа для проведения онлайн-заседания в режиме веб-конференции, указанное ходатайство удовлетворено.
Представитель Департамента и Правительства Москвы участвовал в судебном заседании 18.05.2021 с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей этих лиц.
Отзывов на кассационную жалобу не поступило.
Изучив материалы дела, проверив в порядке статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления по заявленным в жалобе доводам, поскольку считает, что судами при рассмотрении настоящего дела была дана правильная квалификация спорным правоотношениям сторон, применены подлежащие применению нормы материального права, установлены все имеющие значение для правильного разрешения спора обстоятельства, не допущено таких нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных актов.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснений приведенных в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 22.04.1996 между Департаментом и ООО "Теплоснабжающая компания "Мосэнерго" заключен договор аренды земельного участка N М-10-005094.
В соответствии пунктом 1.1 предметом договора является земельный участок, площадью 42 341 кв. м, в восточной Коммунальной зоне г. Зеленограда.
Согласно пункту 1.3 участок предоставляется в пользование на условиях аренды для целей эксплуатации существующих зданий и сооружений районной тепловой станции N 3.
На основании пункта 3.1 договор заключен на 23 года 8 месяцев.
ООО "Теплоснабжающая компания "Мосэнерго" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении государственной услуги "Внесение изменений в договор аренды земельного участка, если такие изменения предусматривают проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства на земельном участке".
На основании вышеуказанного обращения в соответствии со статьей 452 Гражданского кодекса Российской Федерации постановлениями Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве", от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы", от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы" Департаментом издано распоряжение от 24.07.2019 N 28261 "О внесении изменений в договор аренды земельного участка от 22.04.1996 N М-10-005094 (Зеленоградский административный округ города Москвы) в части срока и цели предоставления земельного участка".
В соответствии с данным распоряжением Департамента установлена следующая цель предоставления земельного участка: для целей проектирования и строительства (реконструкции) объекта капитального строительства в соответствии с Градостроительным планом земельного участка от 20.07.2018 N RU77186000-038980, а именно: размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами, в частности: поставки воды, тепла, электричества, газа, предоставления услуг связи, отвода канализационных стоков, очистки и уборки объектов недвижимости (котельных, водозаборов, очистных сооружений, насосных станций, водопроводов, линий электропередач, трансформаторных подстанций, газопроводов, линий связи, телефонных станций, канализаций, стоянок, гаражей и мастерских для обслуживания уборочной и аварийной техники) (3.1.1); размещение объектов гидроэнергетики, тепловых станций и других электростанций, размещение обслуживающих и вспомогательных для электростанций сооружений (золоотвалов, гидротехнических сооружений); размещение объектов, электросетевого хозяйства, за исключением объектов энергетики, размещение которых предусмотрено содержанием вида разрешенного использования с кодом 3.1.1 (6.7.0)".
В силу пункта 2 Распоряжения установлен иной срок действия договора аренды земельного участка, а именно на 6 лет с даты выпуска распоряжения, т.е. до 24.07.2025.
Пункт 5 Распоряжения предусматривает внесение вышеупомянутых изменений в части цели предоставления земельного участка и срока действия в договор аренды земельного участка от 22.04.1996 N М-10-005094.
В связи с чем, подготовлено Дополнительное соглашение от 02.09.2019 к договору земельного участка от 22.04.1996 N М-10-005094, подписанное обеими сторонами.
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением от 06.09.2019 N 17/007/243/2019-3553 об осуществлении государственной регистрации Дополнительного соглашения от 02.09.2019 к договору аренды земельного участка от 22.04.1996 N М-10-005094 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:10:0005006:12, расположенного по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, проезд N 5526, 3, стр. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, в обоснование которого Департаментом представлены документы для осуществления регистрационных действий, что подтверждается расписками в получении Управлением Росреестра по Москве документов на государственную регистрацию, а именно: заявление от 06.09.2019 N 77/007/243/2019-3553; заявление о предоставлении дополнительных документов от 16.09.2019 N 77/017/252/2019-2399, от 31.10.2019 N 77/017/252/2019-6095; доверенность от 20.05.2019 N ЗЗ-Д-496/19; описи документов от 16.09.2019, от 31.10.2019; дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 02.09.2019; распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 24.07.2019 М28261; письмо ДГИ от 28.10.2019 N ДГИ-И-76597/19.
19.09.2019 уведомлением N 77/077/243/2019-3553 Управлением Росреестра по Москве приостановлены действия по государственной регистрации Дополнительного соглашения от 02.09.2019 к договору аренды земельного участка от 22.04.1996 N М-10-005094, в связи с несоответствием дополнительного соглашения об изменении цели предоставления земельного участка в аренду нормам действующего земельного законодательства.
При этом Управление Росреестра по Москве пришло к выводу о том, что заключение дополнительного соглашения к договору аренды, которым изменяется предмет (цель) предоставления земельного участка с "эксплуатации существующих зданий и сооружений районных тепловых станций" на "проектирование и строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства", по сути, нарушает установленный земельным законодательством порядок предоставления земельных участков для целей строительства. По мнению регистрирующего органа, представленные на государственную регистрацию дополнительные соглашения не соответствует нормам действующего законодательства, а именно нормам статей 39.6, 39.8, 39.11, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
28.10.2019 в целях устранения причин приостановления государственной регистрации письмом N ДГИ-И-76597/19 Департаментом в адрес Управления Росреестра по Москве направлены разъяснения об отсутствии препятствий в осуществлении государственной регистрации Дополнительного соглашения от 02.09.2019 к договору аренды земельного участка от 22.04.1996 N М-10-005094.
07.07.2020 уведомлением N 77/007/243/2019-3553 Управление Росреестра по Москве отказало в осуществлении государственной регистрации Дополнительного соглашения от 02.09.2019 к договору аренды земельного участка от 22.04.1996 N М-10-005094 на основании статьи 27 Закона о государственной регистрации в связи с неустранением причин, препятствующих проведению государственной регистрации.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства и доводы сторон, приведенные в обоснование заявленных требований и возражений на них, и, правильно применив положения статей 30, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 39.6, 39.8, 39.11, 39.20, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статей Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Правил землепользования и застройки города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП, установив, что ООО "Теплоснабжающая компания "Мосэнерго" является собственником расположенных на участках зданий, а исключительное право на заключение договоров аренды в отношении данных земельных участков принадлежит Департаменту, город Москва как собственник земельного участка лишен возможности его использования и распоряжения им каким-либо иным способом, кроме как путем предоставления в аренду или в собственность правообладателю расположенного на нем здания, в связи чем проведение торгов в отношении рассматриваемых земельных участков невозможно и не требуется для заключения дополнительных соглашений; указанные дополнительные соглашения были заключены на основании изданных в установленном порядке распоряжений уполномоченного органа и были направлены на приведение отношений сторон по договору аренды земельных участков в соответствие с градостроительным зонированием территории субъекта Российской Федерации, пришли к выводу о том, что отказ Управления Росреестра в государственной регистрации дополнительного соглашения от 02.09.2019 к договору аренды земельного участка противоречит требованиям закона, поскольку препятствует приведению использования арендуемого земельного участка в соответствие с утвержденным для него градостроительным регламентом.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов и им дана надлежащая правовая оценка с указанием в судебных актах мотивов их отклонения.
Выводы судебных инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Основания для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.01.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021 по делу N А40-164878/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
И.В. Лазарева |
Судьи |
Л.В. Федулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства и доводы сторон, приведенные в обоснование заявленных требований и возражений на них, и, правильно применив положения статей 30, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 39.6, 39.8, 39.11, 39.20, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статей Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Правил землепользования и застройки города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП, установив, что ООО "Теплоснабжающая компания "Мосэнерго" является собственником расположенных на участках зданий, а исключительное право на заключение договоров аренды в отношении данных земельных участков принадлежит Департаменту, город Москва как собственник земельного участка лишен возможности его использования и распоряжения им каким-либо иным способом, кроме как путем предоставления в аренду или в собственность правообладателю расположенного на нем здания, в связи чем проведение торгов в отношении рассматриваемых земельных участков невозможно и не требуется для заключения дополнительных соглашений; указанные дополнительные соглашения были заключены на основании изданных в установленном порядке распоряжений уполномоченного органа и были направлены на приведение отношений сторон по договору аренды земельных участков в соответствие с градостроительным зонированием территории субъекта Российской Федерации, пришли к выводу о том, что отказ Управления Росреестра в государственной регистрации дополнительного соглашения от 02.09.2019 к договору аренды земельного участка противоречит требованиям закона, поскольку препятствует приведению использования арендуемого земельного участка в соответствие с утвержденным для него градостроительным регламентом."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 мая 2021 г. N Ф05-8858/21 по делу N А40-164878/2020