город Москва |
|
27 мая 2021 г. |
Дело N А41-49100/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Причал авиатора": Зайцева В.В. (дов. от 31.01.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области: Суренской М.Ю. (дов. N 139 от 14.04.2021 г.);
от третьего лица Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 20 мая 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Причал авиатора"
на решение Арбитражного суда Московской области от 23 октября 2020 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 февраля 2021 г.,
по делу N А41-49100/20
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Причал авиатора"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области
об обязании принять решение о признании права на расчет при налогообложении использования рыночной стоимости земельного участка и не использовать при расчете при налогообложении кадастровую стоимость участка,
третье лицо: Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Причал авиатора" (далее - ООО "Причал авиатора", общество, заявитель) является собственником земельного участка площадью 36 465 кв.м, с кадастровым номером 50:52:0020222:358, расположенный по адресу: Московская обл., г. Жуковский, Речной проезд, д. 21 (далее - земельный участок).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 19 мая 2020 г. кадастровая стоимость земельного участка составляет 137 235 298,20 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка является завышенной, ООО "Причал авиатора" обратилось в общество с ограниченной ответственностью "Оценочная компания "Спарк" (далее - ООО "Оценочная компания "Спарк") для произведения оценки рыночной стоимости земельного участка, по результатам проведения которой последним подготовлен отчет от 10 июля 2020 г. N 894-20, в соответствии с которым рыночная стоимость участка составляет 45 629 000 руб.
Считая свои права нарушенными, поскольку повышенная, по мнению заявителя, кадастровая стоимость влечет взимание повышенных налогов, ООО "Причал авиатора" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области) о признании права на расчет при налогообложении использования рыночной стоимости земельного участка площадью 36 465 кв.м, расположенного по адресу: Московская обл., г. Жуковский, Речной проезд, д. 21, в сумме 45 629 000 руб. и обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области не использовать при расчете при налогообложении кадастровую стоимость земельного участка в сумме 137 215 298,2 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области).
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 октября 2020 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 февраля 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Причал авиатора" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на необоснованное увеличение кадастровой стоимости земельного участка и на наличие отчета от 10 июля 2020 г. N 894-20, в соответствии с которым рыночная стоимость участка составляет 45 629 000 руб.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Причал авиатора" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области против ее удовлетворения возражал.
Представитель Управления Росреестра по Московской области в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления (далее также - заказчик работ) проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Закона об оценочной деятельности).
Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
При этом под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости являются сведениями федерального государственного информационного ресурса (государственного кадастра недвижимости), носят общедоступный характер и используются для определения налоговых и иных платежей, утверждаются решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или решением органа местного самоуправления, оспаривание сведений о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений; с 15 сентября 2015 года по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после 15 сентября 2015 года - административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований: об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее - заявления о пересмотре кадастровой стоимости); об оспаривании решения или действия (бездействия) комиссии.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды указали на избрание истцом ненадлежащего способа защиты права.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23 октября 2020 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 февраля 2021 г. по делу N А41-49100/20 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Причал авиатора" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления (далее также - заказчик работ) проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Закона об оценочной деятельности).
Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
...
Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости являются сведениями федерального государственного информационного ресурса (государственного кадастра недвижимости), носят общедоступный характер и используются для определения налоговых и иных платежей, утверждаются решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или решением органа местного самоуправления, оспаривание сведений о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений; с 15 сентября 2015 года по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 мая 2021 г. N Ф05-10982/21 по делу N А41-49100/2020