город Москва |
|
05 июля 2021 г. |
Дело N А40-342701/19-122-2682 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Гречишкина А.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Астра": Комарова В.С. (дов. от 02.12.2019 г.);
от истца (заявителя) ООО "МСЛ Консалтинг Групп": не явились, извещены;
от истца (заявителя) ООО "СПЕКТР": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Московского областного УФАС России: Мусаева В.Р. (дов. N 03/26756/20 от 16.12.2020 г.);
рассмотрев 29 июня 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Астра"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 14 сентября 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2021 г.
по делу N А40-342701/19-122-2682
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Астра", общества с ограниченной ответственностью "МСЛ Консалтинг Групп", общества с ограниченной ответственностью "СПЕКТР"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области
о признании недействительными решения и предписания, незаконными и отмене постановлений по делам об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ: на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Московское областное УФАС России, антимонопольный орган) от 31 января 2019 г. N 13 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Астра" (далее - ООО "Астра"), общества с ограниченной ответственностью "МСЛ Консалтинг Групп" (далее - ООО МСЛ Консалтинг Групп") и общества с ограниченной ответственностью "СПЕКТР" (далее - ООО "СПЕКТР") было возбуждено дело N 10-15/03-19 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Основанием для возбуждения дела послужило обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства в материалах, направленных Межрегиональным управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу (вх. N 50е/225 от 16 октября 2018 г.), содержащих сведения о признаках нарушения антимонопольного законодательства.
По результатам анализа материалов дела N 10-15/03-19 и на основании анализа состояния конкуренции установлена следующая совокупность доказательств заключения антиконкурентного соглашения между ООО "Астра", ООО МСЛ Консалтинг Групп" и ООО "СПЕКТР":
- использование ООО "Астра", ООО МСЛ Консалтинг Групп" и ООО "СПЕКТР" одного IP-адреса при подаче ценовых предложений и совершении совместных иных юридически значимых действий на электронной торговой площадке;
- совпадение свойств файлов, содержащихся в составе заявок ООО "Астра", ООО МСЛ Консалтинг Групп" и ООО "СПЕКТР", свидетельствующие об их подготовке одними и теми же лицами;
- анализ поведения ООО "Астра", ООО МСЛ Консалтинг Групп" и ООО "СПЕКТР", свидетельствующий об активном поведении обществ в иных не спорных закупках;
- отказ ООО "Астра", ООО МСЛ Консалтинг Групп" и ООО "СПЕКТР" от конкурентной борьбы в процессе закупок, который привел к минимальному проценту снижения начальных (максимальных) цен контрактов (также - НМЦК);
- заключение между ООО "Астра" и Лобачевым Сергеем Владимировичем (далее - Лобачев С.В.) - учредитель ООО МСЛ Консалтинг Групп" договора возмездного оказания услуг;
- заключение между ООО "СПЕКТР" и ООО "Бухгалтерия-Консультант" в лице директора Прядильщиковой Елены Александровны (далее - Прядильщикова Е.А. - генеральный директор ООО МСЛ Консалтинг Групп", ООО "Астра" и ООО "СПЕКТР" для осуществления операций по переводу денежных средств.
На основании полученной информации Московское областное УФАС России пришло к выводу о том, что в действиях ООО "Астра", ООО МСЛ Консалтинг Групп" и ООО "СПЕКТР" содержатся признаки заключения антиконкурентного устного соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которое привело к поддержанию цен на электронных аукционах (реестровые номера 0348100035118000069, 0348100035118000079, 0348100035118000060, 0348100035118000061, 0348100035118000062, 0348100035118000063, 0348100035118000065, 0348100035118000067, 0348100035118000068, 0348100035118000085 и 0348100090618000114).
07 октября 2019 г. Московским областным УФАС России принято решение по делу N 10-15/03-19 о нарушении антимонопольного законодательства, которым ООО "Астра", ООО МСЛ Консалтинг Групп" и ООО "СПЕКТР" признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части заключения устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на электронных аукционах с реестровыми номерами 0348100035118000069, 0348100035118000079, 0348100035118000060, 0348100035118000061, 0348100035118000062, 0348100035118000063, 0348100035118000065, 0348100035118000067, 0348100035118000068, 0348100035118000085 и 0348100090618000114 (пункт 1 решения).
На основании указанного решения Московским областным УФАС России от 07 октября 2019 г. выдано предписание по делу N 10-15/03-19, в соответствии с которым ООО "Астра" предписано в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части заключения устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на электронных аукционах с реестровыми номерами 0348100035118000069, 0348100035118000060, 0348100035118000062, 0348100035118000063, 0348100035118000065, 0348100035118000067, 0348100035118000068, 0348100035118000085 (пункт 1 предписания); совершить действия, направленные на отказ или расторжение устного картельного соглашения, реализация которого направлена на поддержание цен на торгах (пункт 2 предписания).
Пунктом 3 предписания установлены сроки и порядок его исполнения.
Выявленные в ходе рассмотрения дела N 10-15/03-19 о нарушении антимонопольного законодательства нарушения послужили основанием для возбуждения дел об административных правонарушениях N 050/04/14.32-3218/2019, N 050/04/14.32-3215/2019, N 050/04/14.32-3219/2019 в отношении ООО "Астра", ООО МСЛ Консалтинг Групп" и ООО "СПЕКТР" соответственно.
Постановлениями Московского областного УФАС России от 27 января 2020 г. по делам об административных правонарушениях N 050/04/14.32-3218/2019, N 050/04/14.32-3215/2019, N 050/04/14.32-3219/2019 ООО "Астра", ООО МСЛ Консалтинг Групп" и ООО "СПЕКТР" признаны виновными в совершении административных правонарушениях, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и им назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1 331 370,96 руб., 249 693,03 руб., 357 295,40 руб. соответственно.
Считая свои права нарушенными, ООО "Астра" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московскому областному УФАС России о признании незаконными решения и предписания от 07 октября 2019 г. по делу N 10-15/03-19.
Заявление ООО "Астра" было принято к производству и ему присвоен номер дела А40-342701/19-122-2682.
В рамках дела N А40-343164/19-149-2790 Арбитражным судом города Москвы рассматривалось заявление ООО МСЛ Консалтинг Групп" о признании незаконным решения Московского областного УФАС России от 07 октября 2019 г. по делу N 10-15/03-19.
ООО "Астра", ООО МСЛ Консалтинг Групп", ООО "СПЕКТР" в рамках дел N А40-29357/20-93-226, N А40-29592/20-84-218 и N А40-38630/20-122-271 также были обжалованы постановления Московского областного УФАС России от 27 января 2020 г. по делам об административных правонарушениях N 050/04/14.32-3218/2019, N 050/04/14.32-3215/2019, N 050/04/14.32-3219/2019 соответственно.
Определениями Арбитражного суда города Москвы от 03 марта 2020 г. и от 14 мая 2020 г. на основании статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вышеуказанные дела объединены в одно производство с присвоением объединенному делу номера N А40-342701/19-122-2682.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14 сентября 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Астра" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Астра" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Московского областного УФАС России возражал против ее удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Представители ООО МСЛ Консалтинг Групп" и ООО "СПЕКТР" в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Статьей 11 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
В пункте 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Таким образом, соглашение является согласованным волеизъявлением двух или более участников.
Действия, связанные с заключением хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ, и определена в виде наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о законности принятого антимонопольным органом решения и выданного на его основании предписания, поскольку ООО "Астра", ООО МСЛ Консалтинг Групп" и ООО "СПЕКТР" заключили и участвовали в ограничивающем конкуренцию соглашении, которое привело к поддержанию цен при проведении открытых аукционов в электронной форме.
Выявленные антимонопольным органом действия свидетельствуют об использовании конкурентами единой инфраструктуры и совместной подготовке к торгам, а использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры и совместная подготовка к торгам возможны только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели, что не свойственно для коммерческих организаций, которые, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга.
Отклоняя доводы заявителей о том, что решением антимонопольного органа не был определен предмет антиконкурентного соглашения, суды со ссылкой на пункт 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16 марта 2016 г., а также на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 9966/10 указали на то, что для заключения вывода о наличии нарушений антимонопольного законодательства, выражающихся в создании картеля (заключении антиконкурентного соглашения), не требуется доказывание антимонопольным органом фактического исполнения участниками картеля условий соответствующего противоправного соглашения, а также фактического наступления последствий, указанных в части 1 статьи 11 Закона о конкуренции, поскольку рассматриваемое нарушение состоит в самом достижении участниками картеля договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в названной норме последствиям.
Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.
Так, между обществами было заключено картельное соглашение, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме, при этом антимонопольным органом установлен временной интервал исследования, предмет рассматриваемых торгов и состав хозяйствующих субъектов.
Московским областным УФАС России установлено, что общий доход участников рассматриваемого антиконкурентного соглашения в результате победы на торгах и заключения государственных контрактов составил 60 188 493,69 руб. (общая сумма заключенных заявителями контрактов по результатам участия в аукционах, рассматриваемых в рамках настоящего дела).
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о доказанности антимонопольным органом факта заключения антиконкурентного соглашения ООО "Астра", ООО МСЛ Консалтинг Групп" и ООО "СПЕКТР" в ходе проведения аукционов в электронной форме с реестровыми номерами 0348100035118000069. 0348100035118000079, 0348100035118000060, 0348100035118000061, 0348100035118000062, 0348100035118000063, 0348100035118000065, 0348100035118000067, 0348100035118000068, 0348100035118000085 и 0348100090618000114.
Выводы судов в указанной части основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным решения и предписания Московского областного УФАС России от 07 октября 2019 г. по делу N 10-15/03-19.
Отказывая в удовлетворении ООО "Астра", ООО МСЛ Консалтинг Групп" и ООО "СПЕКТР" о признании незаконными и отмене постановлений Московского областного УФАС России от 27 января 2020 г. по делам об административных правонарушениях N 050/04/14.32-3218/2019, N 050/04/14.32-3215/2019, N 050/04/14.32-3219/2019, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях обществ состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов о доказанности факта совершения ООО "Астра", ООО МСЛ Консалтинг Групп" и ООО "СПЕКТР" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
Вина ООО "Астра", ООО МСЛ Консалтинг Групп" и ООО "СПЕКТР" в совершении административных правонарушений установлена.
Постановления по делам об административных правонарушениях в отношении обществ вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе ООО "Астра" приведены доводы об отсутствии со стороны общества нарушения антимонопольного законодательства, в частности, об объективных причинах совпадения у обществ IP-адреса.
Приведений довод подлежит отклонению, поскольку на наличие заключения антиконкурентного соглашения между обществами указывает совокупность обстоятельств, установленных при рассмотрении дела.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14 сентября 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2021 г. по делу N А40-342701/19-122-2682 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Астра" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.А.Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении ООО "Астра", ООО МСЛ Консалтинг Групп" и ООО "СПЕКТР" о признании незаконными и отмене постановлений Московского областного УФАС России от 27 января 2020 г. по делам об административных правонарушениях N 050/04/14.32-3218/2019, N 050/04/14.32-3215/2019, N 050/04/14.32-3219/2019, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях обществ состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов о доказанности факта совершения ООО "Астра", ООО МСЛ Консалтинг Групп" и ООО "СПЕКТР" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
...
Постановления по делам об административных правонарушениях в отношении обществ вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 5 июля 2021 г. N Ф05-8583/21 по делу N А40-342701/2019
Хронология рассмотрения дела:
05.07.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8583/2021
19.01.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-61550/20
14.09.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-342701/19
31.12.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-342701/19