город Москва |
|
12 июля 2021 г. |
Дело N А41-45128/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Гречишкина А.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ТСН "Импульс": Огиевской А.В. (дов. от 17.07.2020 г.), Полунина А.В. (дов. N 47 от 26.04.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области": не явились, извещены;
от третьего лица ООО "РЕСПЕКТ-СП": не явились, извещены;
рассмотрев 06 июля 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу ТСН "Импульс"
на решение Арбитражного суда Московской области от 13 ноября 2020 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2021 г.,
по делу N А41-45128/20
по заявлению Товарищества собственников недвижимости (жилья) "Импульс"
к Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области
о признании недействительным распоряжения от 24 апреля 2020 г. N 53-РЗ,
третье лицо: Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"; общество с ограниченной ответственностью "РЕСПЕКТ-СП",
УСТАНОВИЛ: 24 апреля 2020 г. Администрацией Сергиево-Посадского городского округа Московской области (далее - Администрация) издано распоряжение N 53-РЗ "Об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - распоряжение), в соответствии с которым общество с ограниченной ответственностью "Респект-СП" (далее - ООО "Респект-СП") определена управляющей организацией для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская обл., г. Сергиев-Посад, Скобяное шоссе, д. 14 (далее - многоквартирный дом).
Основанием для принятия указанного распоряжения явились многочисленные обращения граждан по вопросам, связанным с отсутствием дезинфекционной обработки многоквартирного дома, находящегося в управлении Жилищно-строительного кооператива "Темп" (далее - ЖСК "Темп"), в условиях неблагоприятной обстановки в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
01 мая 2020 г. Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Госжилинспекция Московской области) внесены сведения в реестр лицензий Московской области об управлении ООО "Респект-СП" многоквартирным домом.
Считая свои права нарушенными, товарищество собственников недвижимости (жилья) "Импульс" (далее - ТСН "Импульс", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации о признании недействительным указанного распоряжения.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает на отсутствие у Администрации оснований для издания оспариваемого распоряжения об определении управляющей организацией - ООО "Респект-СП" по управлению вышеуказанными многоквартирными домами, поскольку по результатам проведенного собственниками многоквартирных домов внеочередного общего собрания было принято решение о выборе способа управления посредством ТСН "Импульс" (решение собственников помещений многоквартирного дома от 25 марта 2020 г.), которое было направлено в Госжилинспекцию Московской области. Издание распоряжения привело к образованию у заявителя задолженности перед обслуживающей организацией за период с 01 мая 2020 г. по 30 сентября 2020 г., поскольку фактически управлением домом осуществляло ТСН "Импульс" (с 22 апреля 2020 г.), но из-за наличия в реестре лицензий Московской области записи об управлении домом ООО "Респект-СП" (с 01 мая 2020 г.) заявитель был лишен права требовать от собственников помещений многоквартирного дома платы за фактически оказанные услуги за период с 01 июня 2020 г. по 30 сентября 2020 г.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Госжилинспекция Московской области и ООО "Респект-СП".
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 ноября 2020 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ТСН "Импульс" просит об отмене принятых по настоящему делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на наличие оснований для отмены оспариваемого распоряжения, поскольку на момент его издания уже было проведено внеочередное общее собрание собственников помещений многоквартирного дома, о чем имеется соответствующий протокол, который не был обжалован и отменен, а отмена Администрацией распоряжения не устранила нарушение прав заявителя, так как вопрос относительно реализации права ТСН "Импульс" на сбор коммунальных платежей за период с 01 июня 2020 г. по 30 сентября 2020 г. остался неразрешенным.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ТСН "Импульс" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
Вопросы компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме определены в части 2 названной статьи.
Решение и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами, как документы удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей (часть 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (часть 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года. Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации, предусмотренного настоящей частью, письменно уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о принятии указанного решения, об условиях договора управления этим домом и об условиях прекращения договора управления с данной управляющей организацией. Договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 г. N 1616 утверждены Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - Правила N 1616).
Согласно пункту 2 Правил N 1616 определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, органа государственной власти субъектов Российской Федерации - г. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное (далее соответственно - уполномоченный орган, решение об определении управляющей организации).
Из пункта 5 Правил N 1616 следует, что в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - перечень организаций).
Согласно части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:
1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;
2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;
4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В течение пятнадцати дней со дня получения уведомления от органа государственного жилищного надзора об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о прекращении действия лицензии, о ее аннулировании орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом (часть 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частями 5 и 6 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в соответствии с требованиями части 4 настоящей статьи, о выборе способа управления таким домом не принято или не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проведение которого орган местного самоуправления обязан инициировать в соответствии с частью 4 настоящей статьи, не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления в течение трех дней со дня проведения данного общего собрания или по истечении указанного в части 4 настоящей статьи срока обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса (часть 5).
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации открытый конкурс по отбору управляющей организации признан не состоявшимся, допускается заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса (часть 6).
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку на момент вынесения оспариваемого распоряжения у Администрации имелась информация об их отнесении к многоквартирным домам, в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления таким домом.
При этом судами принято во внимание, что на момент издания распоряжения Администрация не знала о выборе ТСН "Импульс" в качестве управляющей организации многоквартирным домом и действовала согласно установленных частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 1616 требований.
Так, 25 марта 2020 г. протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме выбран способ управления жилым домом - ТСН "Импульс".
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) ТСН "Импульс" поставлено на учет в налоговом органе 22 апреля 2020 г., реализовало способ управления путем заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями в мае 2020 года.
29 апреля 2020 г. ТСН "Импульс" обратилось в Госжилинспекцию Московской области с заявлением о внесении изменений в реестр Московской области.
Оспариваемое распоряжение издано Администрацией 24 апреля 2020 г.
Информация о выборе способа управления спорными многоквартирным домом - ТСН "Импульс" на сайте Госжилинспекции Московской области в момент издания оспариваемого распоряжения отсутствовала.
Доказательств направления в адрес Администрации уведомления о выборе способа управления многоквартирным домом заявителем не представлено.
Судами также принято во внимание, что на момент рассмотрения настоящего спора в суде первой инстанции Администрацией 23 сентября 2020 г. издано распоряжение N 141-РЗ о признании утратившим силу распоряжения Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области от 24 апреля 2020 г. N 53-РЗ.
Таким образом, фактически управлением многоквартирным домом занимается ТСН "Импульс", о чем на сайте Госжилинспекции Московской области имеется информация, что заявитель управляет домом с 01 октября 2020 г.
Отклоняя доводы ТСН "Импульс" о наличии возникших у него убытков, связанных с изданием оспариваемого постановления, суды указали на отсутствие доказательств.
Суд кассационной инстанции также отмечает, что вопрос об убытках по данному делу не обсуждается.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13 ноября 2020 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2021 г. по делу N А41-45128/20 оставить без изменения, кассационную жалобу ТСН "Импульс" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.А.Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации открытый конкурс по отбору управляющей организации признан не состоявшимся, допускается заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса (часть 6).
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку на момент вынесения оспариваемого распоряжения у Администрации имелась информация об их отнесении к многоквартирным домам, в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления таким домом.
При этом судами принято во внимание, что на момент издания распоряжения Администрация не знала о выборе ТСН "Импульс" в качестве управляющей организации многоквартирным домом и действовала согласно установленных частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 1616 требований."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12 июля 2021 г. N Ф05-7975/21 по делу N А41-45128/2020