город Москва |
|
20 июля 2021 г. |
Дело N А40-94028/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Гречишкина А.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчиков: от Департамента городского имущества города Москвы: Горчакова Е.А., доверенность от 29.12.2020; от Управления Росреестра по Москве: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 13 июля 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
истца - Централизованной религиозной организации Российской Церкви христиан веры евангельской пятидесятников
на решение от 10 декабря 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 31 марта 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-94028/20
по иску Централизованной религиозной организации Российской Церкви христиан веры евангельской пятидесятников
о признании межевания земельных участок недействительным и о снятии земельных участков с кадастрового учета
к Департаменту городского имущества города Москвы, Управлению Росреестра по Москве,
УСТАНОВИЛ:
Централизованная религиозная организация Российской Церкви христиан веры евангельской пятидесятников (далее - религиозная организация) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - департамент) и Управлению Росреестра по Москве (далее - Управление) об обязании Управления Росреестра по Москве снять с кадастрового учета:
- земельный участок с кадастровым номером 77:03:0010005:4619, общей площадью 1.441 кв.м, поставленный на кадастровый учет 09.07.2019, расположенный по адресу: г. Москва, район Косино-Ухтомский, ул. Оренбургская, вл. 10А;
- земельный участок с кадастровым номером 77:03:0010005:4616, общей площадью 220 кв.м, поставленный на кадастровый учет 10.06.2019, расположенный по адресу: г. Москва, район Косино-Ухтомский, ул. Оренбургская, вл. 10А, строение 2;
- земельный участок с кадастровым номером 77:03:0010005:4628, общей площадью 49 кв.м, поставленный на кадастровый учет 19.08.2019, расположенный по адресу: г. Москва, район Косино-Ухтомский, ул. Оренбургская, вл. 10А, строение 3;
- земельный участок с кадастровым номером 77:03:0010005:4621, общей площадью 53 кв.м, поставленный на кадастровый учет 16.07.2019, расположенный по адресу: г. Москва, район Косино-Ухтомский, ул. Оренбургская, вл. 10А, строение 4;
- земельный участок с кадастровым номером 77:03:0010005:4622, общей площадью 49 кв.м, поставленный на кадастровый учет 16.07.2019, расположенный по адресу: г. Москва, район Косино-Ухтомский, ул. Оренбургская, вл. 10А, строение 5;
- земельный участок с кадастровым номером 77:03:0010005:4618, общей площадью 51 кв.м, поставленный на кадастровый учет 17.06.2019, расположенный по адресу: г. Москва, район Косино-Ухтомский, ул. Оренбургская, вл. 10А, строение 6;
и об обязании департамента внести изменения в проект межевания территории квартала района Косино-Ухтомский, ограниченного улицей Оренбургская, улицей Большая Косинская, утвержденный распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 25.02.2016 N 3771, установив размер и границы земельного участка, необходимого для эксплуатации нежилых строений, общей площадью 967,4 кв.м, общей площадью 57,6 кв.м, общей площадью 205,6 кв.м, общей площадью 40,1 кв.м, общей площадью 40,2 кв.м, общей площадью 40,1 кв.м, по адресу: г. Москва, район Косино-Ухтомский, ул. Оренбургская, вл. 10А (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 декабря 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 марта 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Централизованная религиозная организация Российской Церкви христиан веры евангельской пятидесятников обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Истец и ответчик - Управление Росреестра по Москве, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика - Департамента городского имущества города Москвы возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, религиозная организация является собственником следующих отдельно стоящих зданий:
1. Нежилое здание, общей площадью 967,4 кв.м, с кадастровым номером 77:03:0010005:1103, расположенное на земельном участке, общей площадью 1.441 кв.м, с кадастровым номером 77:03:0010005:4619, поставлен на кадастровый учет 09.07.2019, расположенный по адресу: г. Москва, район Косино-Ухтомский, ул. Оренбургская, вл. 10А.
2. Нежилое здание, общей площадью 205,6 кв.м, с кадастровым номером 77:03:0010005:1104, расположенное на земельном участке, общей площадью 220 кв.м, с кадастровым номером 77:03:0010005:4616, поставлен на кадастровый учет 10.06.2019, расположенный по адресу: г. Москва, район Косино-Ухтомский, ул. Оренбургская, вл. 10А, строение 2.
3. Нежилое здание, общей площадью 57,6 кв.м, с кадастровым номером 77:03:0010005:1105, расположенное на земельном участке, общей площадью 49 кв.м, с кадастровым номером 77:03:0010005:4628 поставлен на кадастровый учет 19.08.2019, расположенный по адресу: г. Москва, район Косино-Ухтомский, ул. Оренбургская, вл. 10А, строение 3.
4. Нежилое здание, общей площадью 40,1 кв.м, с кадастровым номером 77:03:0010005:1154, расположенное на земельном участке, общей площадью 53 кв.м, с кадастровым номером 77:03:0010005:4621 поставлен на кадастровый учет 16.07.2019, расположенный по адресу: г. Москва, р-н Косино-Ухтомский, ул. Оренбургская, вл. 10А, строение 4.
5. Нежилое здание, общей площадью 40,2 кв.м, с кадастровым номером 77:03:0010005:1155, расположенное на земельном участке, общей площадью 49 кв.м, с кадастровым номером 77:03:0010005:4622 поставлен на кадастровый учет 16.07.2019, расположенный по адресу: г. Москва, район Косино-Ухтомский, ул. Оренбургская, вл. 10А, строение 5.
6. Нежилое здание, общей площадью 40,1 кв.м, с кадастровым номером 77:03:0010005:1156, расположенное на земельном участке, общей площадью 51 кв.м, с кадастровым номером 77:03:0010005:4618 поставлен на кадастровый учет: 17.06.2019, расположенный по адресу: г. Москва, район Косино-Ухтомский, ул. Оренбургская, вл. 10 А, строение 6.
Департаментом 31.05.2017 издано распоряжение N 1561 7Б "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Оренбургская, влад. 10А, влад. 10А, стр. 2-6 на кадастровом плане территории".
Согласно указанному распоряжению на земельный участок по указанному адресу установлено разрешенное использование земельного участка (пункт 1) - образование и просвещение (3.5.) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17)). Категория земель - земли населенных пунктов. Проектная площадь земельного участка (пункт 1) составляет 7.297 кв.м.
В данном распоряжении также указано, что кадастровые работы по земельному участку проводятся за счет средств бюджета города Москвы.
В сентябре 2018 года в Управление передан межевой план земельного участка для осуществления действий по государственному кадастровому учету в связи с образованием земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Оренбургская, вл. 10А, строения 2-6. Межевой план подготовлен департаментом.
17.09.2018 религиозной организацией получено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета N 77/18-81286, основание приостановки - межевой план выполнен с нарушением требований приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".
В уведомлении указаны нарушения, которые следовало устранить кадастровому инженеру, составлявшему межевой план земельного участка. Установлен срок для устранения нарушения - до 17.12.2018.
Однако, судами установлено, что нарушения, указанные в уведомлении о приостановке государственного кадастрового учета, в срок не устранены.
В сентябре 2019 года религиозная организация установила, что под шестью отдельно стоящими указанными зданиями по адресу: г. Москва, ул. Оренбургская, вл. 10А, строения 2-6, департаментом сформированы и поставлены на кадастровый учет следующие земельные участки:
- земельный участок с кадастровым номером 77:03:0010005:4619, площадью 1.441 кв.м, поставлен на кадастровый учет 09.07.2019;
- земельный участок с кадастровым номером 77:03:0010005:4616, общей площадью 220 кв.м, поставлен на кадастровый учет 10.06.2019;
- земельный участок с кадастровым номером 77:03:0010005:4628, общей площадью 49 кв.м, поставлен на кадастровый учет 19.08.2019;
- земельный участок с кадастровым номером 77:03:0010005:4621, общей площадью 53 кв.м, поставлен на кадастровый учет 16.07.2019;
- земельный участок с кадастровым номером 77:03:0010005:4622, общей площадью 49 кв.м, поставлен на кадастровый учет 16.07.2019;
- земельный участок с кадастровым номером 77:03:0010005:4618, общей площадью 51 кв.м, поставлен на кадастровый учет 17.06.2019.
Суды отметили, что по мнению религиозной организации, указанные земельные участки поставлены на кадастровый учет с реестровой ошибкой, поскольку границы участков пересекают объекты капитального строительства, которые ранее чем земельные участки поставлены на кадастровый учет. Отдельно капитальные строения имеют статус "ранее учтенные", поставлены в Государственный кадастр недвижимости с границами, что не учтено при межевании кадастровым инженером.
Суды установили, что религиозная организация обратилась в департамент с письмом, в котором просила разъяснить, на основании каких документов произведено межевание земельных участков и поставлены на кадастровый учет без учета мнения собственника зданий и с просьбой снять с кадастрового учета указанные земельные участки.
21.02.2020 департамент на данное обращение ответил, что с учетом границ сложившегося землепользования 31.05.2017 последним выпущено распоряжение N 15617Б "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Оренбургская, влад. 10А, влад. 10А, стр. 2-6 на кадастровом плане территории", предполагающее постановку на государственный кадастровый учет земельного участка по указанному адресу за счет средств бюджета города Москвы.
В ходе проведения кадастровых работ в соответствии с указанным распоряжением выявлено, что границы формируемого земельного участка не соответствуют проекту межевания квартала, утвержденному распоряжением департамента от 25.02.2016 N 3771.
Судами установлено, что на момент рассмотрения дела по существу срок действия распоряжения от 31.05.2017 N 15617Б истек.
В целях постановки на государственный кадастровый учет земельных участков под объектами недвижимости по адресам: г. Москва, ул. Оренбургская, д. 10А, д. 10А, стр. 2, д. 10А, стр. 3, д. 10А, стр. 4, д. 10А, стр. 5, д. 10А, стр. 6, для дальнейшего оформления земельно-правовых отношений, согласно постановлению Правительства Москвы от 18.11.2014 N 675-ПП "О мерах по реализации мероприятий, направленных на обеспечение оформления" (далее - Постановление N 675-ПП) департаментом выпущены новые распорядительные документы от 27.03.2019 N 11653Б, N 11654Б, N 11650Б, от 07.06.2019 N 21725Б, N 2171Б, от 23.07.2019 N 28112Б.
Кадастровые работы в соответствии с выпущенными распоряжениями проведены за счет средств бюджета города Москвы.
По результатам данных работ на государственный кадастровый учет поставлены земельные участки с кадастровыми номерами 77:03:0010005:4619, 77:03:0010005:4616, 77:03:0010005:4628, 77:03:0010005:4621, 77:03:0010005:4622, 77:03:0010005:4618.
Границы земельных участков сформированы по результатам геодезических работ с учетом границ фактического расположения объектов недвижимости на данных участках.
Основания для снятия указанных земельных участков с государственного кадастрового учета в судебном порядке отсутствуют.
Суды отметили, что религиозная организация считает, что в нарушение статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации департаментом изданы распорядительные документы для постановки земельных участков на кадастровый учет под объекты капитального строительства от 27.03.2019 N 11650Б N 11654Б, N 11653Б, от 07.06.2019 N 21717Б, N 21725Б, от 23.07.2019 N 28112Б.
Суды обоснованно отметили, что департаментом утвержден проект межевания территории квартала, образованные земельные участки находятся в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, следовательно, постановка на кадастровый учет спорных земельных участков должна была проводиться исключительно в соответствии утвержденным 25.02.2016 проектом межевания территории квартала, а не на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Также суды указали, что, по мнению религиозной организации, межевание и постановка департаментом на кадастровый учет шести земельных участков нарушают права и законные интересы религиозной организации как собственника отдельных капитальных строений.
Нежилые строения составляют единый комплекс Московского теологического института и взаимосвязаны между собой. Религиозной организацией в результате утверждения новой схемы расположения земельного участка созданы препятствия для реализации его субъективного права в отношении земельного участка, занятого объектами недвижимости и необходимого для его использования.
Религиозная организация полагает, что при формировании границ шести участков под нежилыми зданиями департаментом не учтены особенности фактического их использования, не учтены нормативные размеры площади для обслуживания и подъездов к зданиям. Земельные участки поставлены на кадастровый учет с реестровой ошибкой, поскольку границы участков пересекают объекты капитального строительства.
Границы испрашиваемого земельного участка, на котором расположены здания религиозной организации, должны быть сформированы и постановлены на кадастровый учет как единый, целостный земельный участок.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили, что выпуск департаментом распоряжений от 27.03.2019 N 11653Б, N 11654Б, N 11650Б, от 07.06.2019 N 21725Б, N 21717Б, от 23.07.2019 N 28112Б "Об утверждении схем расположений земельных участков по адресу: г. Москва, ул. Оренбургская, д. 10А, д. 10А, стр. 2, д. 10А, стр. 3, д. 10А, стр. 4, д. 10А, стр. 5, д. 10А, стр. 6 на кадастровом плане территории" полностью соответствует действующему законодательству.
Суды также пришли к обоснованному выводу о том, что проект межевания разработан и утвержден в соответствии с действующим законодательством с соблюдением процедуры публичных слушаний.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований к департаменту, требования, заявленные к Управлению, об обязании снять с кадастрового учета земельные участки также не подлежали удовлетворению, поскольку права религиозной организации Управлением не нарушены.
Суды установили, что земельные участки затрагивают неразграниченные земли, вместе с тем, разделение участков произведено в соответствии с проектом межевания территории, при этом данное обстоятельство не свидетельствует о нарушении прав религиозной организации. Суды указали, что к полномочиям департамента не относится составление и внесение изменений в межевой план, который составлялся Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы, а потому обоснованно заключили, что заявленные требования к департаменту не подлежат удовлетворению.
Кроме того, как обоснованно отметили суды, требования религиозной организации к Управлению об обязании снять с кадастрового учета земельные участки не подлежат удовлетворению, поскольку права религиозной организации Управлением не нарушены, сведения о земельных участках внесены на основании заявления департамента в соответствии с межевым планом.
Суд апелляционной инстанции указал, что в ходе судебного заседания от представителя религиозной организации поступило ходатайство о назначении по делу судебной землеустроительной экспертизы.
Рассмотрев указанное ходатайство, суд апелляционной инстанции обоснованно отказал в его удовлетворении.
Отказывая в удовлетворении данного ходатайства, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из отсутствия оснований, предусмотренных частью 2 статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для назначения по делу экспертизы.
При этом апелляционный суд отметил, что экспертом в арбитражном суде является лицо, обладающее специальными знаниями по касающимся рассматриваемого дела вопросам и назначенное судом для дачи заключения в случаях и в порядке, которые предусмотрены Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (статья 55 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Экспертиза назначается при возникновении по делу вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, ремесла, искусства. Эксперт участвует в экспертизе, назначаемой судом в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и заключение эксперта будет допустимо лишь в том случае, если сама экспертиза назначена в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заключения экспертов относятся к доказательствам, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
С помощью экспертизы устанавливаются факты, требующие специальных знаний, которыми суд, а также представители сторон не обладают.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", экспертиза - это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, которые поставлены судом в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание имеющиеся в деле доказательства, пришел к обоснованному выводу об отсутствии процессуальной необходимости назначения и проведения по делу землеустроительной экспертизы.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отметил, что самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении ходатайства религиозной организации о назначении экспертизы при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции является отсутствие необходимых документов для рассмотрения заявленного ходатайства: документов в отношении кандидатов в экспертные учреждения, согласие экспертного учреждения на проведение экспертизы с указанием сроков и стоимости, а также доказательств перечисления денежных средств на депозитный счет суда.
Также суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил довод религиозной организации о том, что суд первой инстанции необоснованно отказал в назначении экспертизы, исходя из следующего.
Апелляционный суд указал, что заключение экспертизы является средством доказывания обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора, назначение экспертизы необходимо в целях проверки допустимости и достоверности представленных доказательств, в то же время, материалы дела содержат необходимые доказательства, которые отвечают признакам относимости и допустимости доказательств, а потому для принятия по данному делу судебного акта не требуются дополнительные познания эксперта.
Так, судами установлено, что в целях постановки на государственный кадастровый учет земельных участков под объектами недвижимости по адресам: г. Москва, ул. Оренбургская, д. 10А, д. 10А, стр. 2, д. 10А, стр. 3, д. 10А, стр. 4, д. 10А, стр. 5, д. 10А, стр. 6, для дальнейшего оформления земельно-правовых отношений, согласно Постановлению N 675-ПП департаментом выпущены распорядительные документы от 27.03.2019 N 11653Б, N 11654Б, N 11650Б, от 07.06.2019 N 21725Б, N 21717Б, от 23.07.2019 N 28112Б.
Кадастровые работы в соответствии с выпущенными распоряжениями проведены за счет средств бюджета города Москвы.
По результатам данных работ на государственный кадастровый учет поставлены земельные участки с кадастровыми номерами 77:03:0010005:4619, 77:03:0010005:4616, 77:03:0010005:4628, 77:03:0010005:4621, 77:03:0010005:4622 и 77:03:0010005:4618. Границы поставленных на государственный кадастровый учет земельных участков сформированы по результатам геодезических работ с учетом границ фактического расположения объектов недвижимости на данных участках.
Ранее департаментом выпущено распоряжение от 31.05.2017 N 15617Б "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Оренбургская, влад. 10А, влад. 10А, стр. 2-6 на кадастровом плане территории", предполагающее постановку на государственный кадастровый учет земельного участка по соответствующему адресу в других границах за счет средств бюджета города Москвы.
В ходе проведения кадастровых работ в соответствии с указанным распоряжением выявлено, что границы формируемого земельного участка не соответствуют проекту межевания квартала, утвержденному распоряжением департамента от 25.02.2016 N 3771.
Таким образом, департаментом утверждена схема расположения земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории 6 квартала, района Косино-Ухтомский, ограниченного улицей Оренбургская, улицей Большая Косинская, проездом 6146, проездом 285.
Согласно подпунктам 1 и 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом, или утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, если в границах элемента планировочной структуры находятся многоквартирные дома, образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Суды указали, что согласно утвержденному распоряжением департамента от 25.02.2016 N 3771 проекту межевания территории квартала района Косино-Ухтомский, ограниченного улицей Оренбургская, улицей Большая Косинская, проездом 6146, проездом 285 для эксплуатации нежилых зданий по адресу: г. Москва, ул. Оренбургская, д. 10А, д. 10А, стр. 2, д. 10А, стр. 3, д. 10А, стр. 4, д. 10А, стр. 5, д. 10А, стр. 6, предусмотрены участки N 13А (по плану межевания), площадью 0,1404 га, 13Б, площадью 0,0210 га, 13В, площадью 0,0046 га, 13Г, площадью 0,0049 га, 13Д, площадью 0,0049 га, 13Е, площадью 0,0052 га.
Разработанные проекты межевания являются основой для установления границ земельных участков на местности и дальнейшей постановки их на государственный кадастровый учет, закрепления их межевыми знаками и составления кадастрового плана земельного участка.
Основная цель градостроительного межевания - градостроительное и расчетное обоснование разделения структурных элементов городской территории (кварталов, микрорайонов, районов и так далее), ограниченных красными линиями и линиями градостроительного регулирования, на земельные участки, относящиеся к зданиям, строениям, сооружениям.
Выполненные проектные работы являются основой при последующем формировании земельного участка для постановки его на государственный кадастровый учет и оформления в установленном порядке.
Пунктом 4.2.8 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, департамент наделен полномочиями по утверждению проектов межевания территории.
В соответствии с частью 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо на основании государственного или муниципального контракта, заключенного по итогам размещения заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи.
Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
Согласно части 19 статьи 45 ГрК РФ, порядок разработки, согласования и утверждения проектов межевания в Москве определяется Правительством Москвы.
Порядок разработки, согласования и утверждения проектов межевания в Москве регламентируется постановлением Правительства Москвы от 26.12.2017 1089-ПП "Об утверждении порядка подготовки, согласования и утверждения проектов межевания территории, подготавливаемых в виде отдельного документа, в городе Москве". Наличие проекта межевания территории является безусловным основанием для формирования границ земельного участка для эксплуатации существующих зданий, строений, сооружений в застроенной территории.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что издание департаментом распоряжений от 27.03.2019 N 11653Б, N 11654Б, N 11650Б, от 07.06.2019 N 21725Б, N 21717Б, от 23.07.2019 N 28112Б "Об утверждении схем расположений земельных участков по адресу: г. Москва, ул. Оренбургская, д. 10А, д. 10А, стр. 2, д. 10А, стр. 3, д. 10А, стр. 4, д. 10А, стр. 5, д. 10А, стр. 6 на кадастровом плане территории" полностью соответствует действующему законодательству.
Согласно статье 46 ГрК РФ, в целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.
Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний.
Суды установили, что указанный проект межевания квартала прошел процедуру публичных слушаний. Оповещение о проведении публичных слушаний размещено на официальном сайте Префектуры ВАО города Москвы в сети "Интернет" (http://vaomos.ru/), управы и органов местного самоуправления района Косино-Ухтомский, публикация в газете "Восточный округ" N 22 (65) за июль 2014 года, оповещения на информационных стендах района Косино-Ухтомский и на досках объявлений и подъездах жилых домов. Экспозиция открыта с 14.07.2014 по 21.07.2014.
Утвержденный проект межевания разработан и утвержден в соответствии с действующим законодательством с соблюдением процедуры публичных слушаний.
Кроме того, как указали суды, проект межевания прошел все необходимые стадии согласования на всех этапах и всеми компетентными органами, прошел процедуру публичных слушаний, в ходе которых религиозная организация могла представлять свои интересы, если полагала их нарушенными, что в соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 07.04.2015 N 305-КГ15-1947, является безусловным подтверждением его законности.
Также суды установили, что из заключения кадастрового инженера не следует, что земельные участки сформированы с нарушением прав религиозной организации, как указано в документе, земельные участки затрагивают неразграниченные земли.
Вместе с тем, суды обоснованно заключили, что разделение участков произведено в соответствии с проектом межевания территории и данное обстоятельство не свидетельствует о нарушении прав религиозной организации. Также суды отметили, что к полномочиям департамента не относится составление и внесение изменений в межевой план, который составлялся Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что в случае удовлетворения заявленных религиозной организацией требований судебный акт приобретает признаки неисполнимости, что недопустимо.
При указанных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что заявленные религиозной организацией требования не подлежат удовлетворению.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10 декабря 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 марта 2021 года по делу N А40-94028/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Централизованной религиозной организации Российской Церкви христиан веры евангельской пятидесятников - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
А.А. Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 46 ГрК РФ, в целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.
...
Утвержденный проект межевания разработан и утвержден в соответствии с действующим законодательством с соблюдением процедуры публичных слушаний.
Кроме того, как указали суды, проект межевания прошел все необходимые стадии согласования на всех этапах и всеми компетентными органами, прошел процедуру публичных слушаний, в ходе которых религиозная организация могла представлять свои интересы, если полагала их нарушенными, что в соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 07.04.2015 N 305-КГ15-1947, является безусловным подтверждением его законности.
...
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10 декабря 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 марта 2021 года по делу N А40-94028/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Централизованной религиозной организации Российской Церкви христиан веры евангельской пятидесятников - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 июля 2021 г. N Ф05-16347/21 по делу N А40-94028/2020