г. Москва |
|
20 июля 2021 г. |
Дело N А40-60544/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.07.2021.
Полный текст постановления изготовлен 20.07.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Гречишкина А.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" - Кирпичниковой А.В. (представителя по доверенности от 01.01.2021), Шалманова Е.Г. (представителя по доверенности от 06.04.2021),
от Федеральной антимонопольной службы - Озеровой Н.А. (представителя по доверенности от 13.04.2021), Старостиной А.А. (представителя по доверенности от 13.07.2021),
от Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору - извещен, представитель не явился,
от общества с ограниченной ответственностью "Верхнебалкарская МГЭС" - Сулейманова А.А. (представителя по доверенности от 25.01.2021),
от федерального автономного учреждения "Главгосэкспертиза России" - извещено, представитель не явился,
от Минстроя России - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 14.07.2021 в судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ"
на решение от 26.11.2020
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 04.03.2021
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-60544/2020
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ"
к Федеральной антимонопольной службе
об оспаривании решения в части,
третьи лица: Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору, общество с ограниченной ответственностью "Верхнебалкарская МГЭС", федеральное автономное учреждение "Главгосэкспертиза России", Минстрой России,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Северный Кавказ" (далее - ПАО "Россети Северный Кавказ", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Федеральной антимонопольной службы (далее также - служба) от 23.01.2020 N СП/3978/20 в части удовлетворения требований общества с ограниченной ответственностью "Верхнебалкарская МГЭС" (далее - ООО "Верхнебалкарская МГЭС").
В качестве третьих лиц в деле участвуют Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору (далее - комитет), ООО "Верхнебалкарская МГЭС", федеральное автономное учреждение "Главгосэкспертиза России", Минстрой России.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.11.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2021, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ПАО "Россети Северный Кавказ" просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, ненадлежащее исследование всех обстоятельств дела и приведенных доказательств, отсутствие надлежащей оценки всем доводов общества, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании представители ПАО "Россети Северный Кавказ" поддержали доводы и требования кассационной жалобы, представители ФАС России и ООО "Верхнебалкарская МГЭС" возражали против ее удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в заседание суда округа не направили, что с учетом части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не признано препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
В приобщении к материалам дела отзывов ФАС России и ООО "Верхнебалкарская МГЭС" на кассационную жалобу ПАО "Россети Северный Кавказ" отказано ввиду несоблюдения при подаче данных отзывов требований статьи 279 АПК РФ, а именно: не представлены документы, подтверждающие их направление всем другим лицам, участвующим в деле.
Изучив материалы дела, выслушав представителей ПАО "Россети Северный Кавказ", ФАС России, ООО "Верхнебалкарская МГЭС", обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что между ПАО "Россети Северный Кавказ" и ООО "Верхнебалкарская МГЭС" заключен договор об осуществлении технологического присоединения от 11.04.2018 N 190/2018, в соответствии с пунктом 3.1 которого предполагаемый (ориентировочный) размер платы составляет 324 млн. рублей. Утверждение окончательного размера платы производится в соответствии с решением тарифного органа.
Приказом Министерства энергетики, тарифов и жилищного надзора КБР (далее - Минэнерго КБР) от 12.09.2019 N 30 утвержден размер платы за технологическое присоединение объектов по производству электроэнергии ООО "Верхнебалкарская МГЭС" к электрическим сетям общества в размере 1 968 847 503,60 рублей. с НДС.
ООО "Верхнебалкарская МГЭС" обратилось в ФАС России в порядке пунктов 4-5 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 N 533, с заявлением о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен.
Решением службы от 23.01.2020 N СП/3978/20 частично удовлетворены требования жалобы ООО "Верхнебалкарская МГЭС"; Минэнерго КБР признано нарушившим пункт 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в сфере электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила), пункт 39 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017 N 1135/17 (далее - Методические указания), при установлении платы за технологическое присоединение объекта по производству электрической энергии ООО "Верхнебалкарская МГЭС" с максимальной мощностью 10 МВт к электрическим сетям филиала общества "Каббалкэнерго"; Минэнерго КБР поручено в срок до 15.02.2020 пересмотреть плату за технологическое присоединение, установленную вышеуказанным приказом, в соответствии с действующим законодательством и указанным решением, в том числе: произвести расчет платы за технологическое присоединение исходя из индекса изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по воздушной прокладке провода с алюминиевыми жилами; отразить в экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил экономический анализ и обоснование необходимости включения расходов, указанных в пункте 3 мотивировочной части настоящего решения, а также расходов по устройству берегозащитных сооружений и селенаправляющей дамбы, исключив из размера платы за технологическое присоединение экономически необоснованные расходы; исключить из размера платы за технологическое присоединение экономически необоснованные расходы на строительный контроль, авторский надзор, проведение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, непредвиденные затраты в размере 3%. В остальной части в удовлетворении требований жалобы ООО "Верхнебалкарская МГЭС" отказано.
Во исполнение решения ФАС России от 23.01.2020 Минэнерго КБР издан приказ 17.02.2020 N 5, в соответствии с которым внесены соответствующие изменения в приказ Минэнерго КБР от 12.09.2019 N 30.
Не согласившись с ФАС России, ПАО "Россети Северный Кавказ" оспорило решение ФАС России от 23.01.2020 N СП/3978/20 в части удовлетворения требований ООО "Верхнебалкарская МГЭС".
Указывая на законность решения службы в оспариваемой части, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о у службы имелись основания для вывода о необходимости произвести расчет платы за технологическое присоединение исходя из индекса изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по воздушной прокладке провода с алюминиевыми жилами. Комитетом при расчете стоимости мероприятий по технологическому присоединению неправомерно использованы индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ (СМР) на 2 квартал 2019 года в размере 7,32.
При этом суды исходили из того, что ПАО "Россети Северный Кавказ" неверно толкуется пункт 6 Методики расчета индексов изменения сметной стоимости, утвержденной Министерством строительства и ЖКХ РФ от 05.06.2019 N 326/пр, согласно которому индекс рассчитывается для основного объекта строительства, наименование которого указано в ССРСС. Поэтому с учетом объекта строительства ("Строительство" ВЛ-35 кВ от ПС ПО кВ Кашхатау до ОРУ Верхнебалкарской МГЭС, техническое перевооружение ПС ПО кВ Кашхатау с заметой Т-1 1-МВА на 16-МВА и оснащением устройствами РЗА") суды признали правомерным утверждение службы о том, что в рассматриваемом случае должен применяться индекс 4,54, рассчитанный для строительно-монтажных работ по воздушной прокладке провода с алюминиевыми жилами.
Все дополнительные работы и объекты, как признали суды, не являются основными объектами строительства, и соответственно их стоимость определяется исходя из индекса, применимого к основному объекту строительства.
В связи с этим суды заключили, что, как правильно указала ФАС России, органу регулирования необходимо произвести расчет платы за технологическое присоединение объекта по производству электрической энергии ООО "Верхнебалкарская МГЭС" с максимальной мощностью 10 МВт к электрическим сетям филиала общества - "Каббалкэнерго" исходя из индекса изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по воздушной прокладке провода с алюминиевыми жилами.
Суды отметили, что службой также правомерно указано на необходимость исключить из размера платы за технологическое присоединение экономически расходы на строительный контроль, авторский надзор, проведение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, непредвиденные затраты в размере 3%. Расходы на авторский надзор подлежали исключению из сводного сметного расчета строительства ВЛ-35 кВ при расчете платы за технологическое присоединение. Расходы на проведение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций не являются обязательными для осуществления технологического присоединения и подлежали исключению из размера платы за технологическое присоединение. Включение же непредвиденных затрат в размере 3%, как отметили суды, не предусмотрено Основами ценообразования, Методическими указаниями и отсутствует экономическая обоснованность данных затрат, в связи с чем данные расходы подлежали исключению из сводного сметного расчета строительства ВЛ-35 кВ.
Суды приняли во внимание, что службой не исключались расходы по устройству берегозащитных сооружений и селенаправляющей дамбы. Исходя из резолютивной части оспариваемого решения службы и доводов службы, суды заметили, что соответствующие расходы требуют дополнительного экономического обоснования, в связи с чем в случае указания такого обоснования в экспертном заключении комитета, исключение данных расходов из платы за технологическое присоединение не будет требоваться.
По мнению суда округа, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, и на правильном применении указанных норм материального права исходя из таких обстоятельств. Оснований полагать, что судами при рассмотрении дела не были учтены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, не усматривается.
Доводы кассационной жалобы ПАО "Россети Северный Кавказ", направленные на иную, чем у судов оценку обстоятельств дела, не могут быть приняты как состоятельные, поскольку их переоценка находится за пределами полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Согласно части 3 статьи 288 АПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения, постановления.
Таких и иных оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов из материалов дела и доводов кассационной жалобы общества не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.11.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2021 по делу N А40-60544/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
А.А. Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решением службы от 23.01.2020 N СП/3978/20 частично удовлетворены требования жалобы ООО "Верхнебалкарская МГЭС"; Минэнерго КБР признано нарушившим пункт 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в сфере электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила), пункт 39 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017 N 1135/17 (далее - Методические указания), при установлении платы за технологическое присоединение объекта по производству электрической энергии ООО "Верхнебалкарская МГЭС" с максимальной мощностью 10 МВт к электрическим сетям филиала общества "Каббалкэнерго"; Минэнерго КБР поручено в срок до 15.02.2020 пересмотреть плату за технологическое присоединение, установленную вышеуказанным приказом, в соответствии с действующим законодательством и указанным решением, в том числе: произвести расчет платы за технологическое присоединение исходя из индекса изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по воздушной прокладке провода с алюминиевыми жилами; отразить в экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил экономический анализ и обоснование необходимости включения расходов, указанных в пункте 3 мотивировочной части настоящего решения, а также расходов по устройству берегозащитных сооружений и селенаправляющей дамбы, исключив из размера платы за технологическое присоединение экономически необоснованные расходы; исключить из размера платы за технологическое присоединение экономически необоснованные расходы на строительный контроль, авторский надзор, проведение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, непредвиденные затраты в размере 3%. В остальной части в удовлетворении требований жалобы ООО "Верхнебалкарская МГЭС" отказано."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 июля 2021 г. N Ф05-13301/21 по делу N А40-60544/2020