Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 23 марта 2004 г. N А08-9009/02-21
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя: не явились, извещены надлежащим образом, от налогового органа: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу ЗАО "Г" на решение от 6.08.03 и постановление апелляционной инстанции от 20.11.03 Арбитражного суда Белгородской области по делу N А08-9009/02-21, установил:
ЗАО "Г" обратилось с заявлением о признании недействительным решения МИМНС РФ N 8 по Белгородской области N 384 от 23.09.02.
Решением от 6.08.03 Арбитражного суда Белгородской области в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.11.03 Арбитражного суда Белгородской области решение суда от 6.08.03 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит судебные акты отменить в связи с неправильным применением норм материального права и заявленное требование удовлетворить.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, установлено следующее.
МИМНС РФ N 8 по Белгородской области проведена выездная налоговая проверка ЗАО "Г" по вопросам правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц и единого социального налога (далее - ЕСН) за период с 1.03.2001 года по 31.12.2001 год. В ходе проверки выявлены нарушения, о чем 27.08.02 составлен акт проверки.
Решением N 384 от 23.09.02 ЗАО "Г" привлечено к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату страховых взносов по ЕСН в результате неправомерного применения регрессивной шкалы в виде штрафа в сумме 106 486,60 коп., и п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление сведений о доходе в виде 50 руб. штрафа. Также Обществу предложено перечислить в 10-дневный срок неуплаченные страховые взносы по ЕСН - 532 428 руб. и пени в сумме 141 105,22 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 235 НК РФ ЗАО "Г" является плательщиком единого социального налога.
Согласно п. 1 ст. 241 НК РФ налогоплательщики вправе применять регрессивную шкалу, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи.
Пунктом 2 статьи 241 НК РФ определено, что ставки, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, применяются налогоплательщиками, указанными в п.п. 1 п. 1 ст. 235 настоящего Кодекса, при условии, что в предыдущем налоговом периоде величина налоговой базы в среднем на одного работника превышала 50 000 руб. Если налогоплательщик осуществляет деятельность менее одного налогового периода, но не менее трех месяцев, в целях расчета величины налоговой базы в среднем на одного работника накопленная за последний квартал величина налоговой базы в среднем на одного работника умножается на четыре.
В случае, если на момент уплаты авансовых платежей по налогу накопления с начала года величина налоговой базы в среднем на одного работника, исчисленная в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, становится менее суммы, равной 4 200 руб., умноженным на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, то такие налогоплательщики уплачивают налог по ставкам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи при величине налоговой базы на каждого отдельного работника до 100 000 руб., независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.
Статьей 245 НК РФ предусмотрено, что в течение 2001 года ставки, предусмотренные п. 1 ст. 241 настоящего Кодекса, применяются налогоплательщиками, указанными в п.п. 1 п. 1 ст. 235 настоящего Кодекса при условии, что фактический размер выплат, начисленных в среднем на одного работника и принимавшихся за базу при расчете страховых взносов в Пенсионный фонд РФ во втором полугодии 2000 года, превышал 25 000 руб.
Налогоплательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 ст. 235 настоящего Кодекса, не соответствующие критерию, установленному частью первой настоящего пункта, уплачивают налог по ставкам, предусмотренным пунктом 1 статьи 241 при величине налоговой базы на каждого отдельного работника до 100 000 руб., независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.
Таким образом, поскольку Общество не соответствовало критерию установленному п. 1 ст. 245 НК РФ (в 2000 году хозяйственную деятельность не вело, т.к. зарегистрировано 31.01.01), то налог по каждому работнику должен был начисляться независимо от фактической величины налоговой базы по ставкам, установленным при величине налоговой базы на каждого отдельного работника до 100 000 руб.
Не принимается довод заявителя жалобы о необоснованном начислении ЕСН на премию выплаченную работником предприятия из прибыли.
Как следует из материалов дела ЗАО "Г" находится на упрощенной системе налогообложения.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона N 222-ФЗ от 29.12.95 года применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие данного Федерального закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 1 ФЗ 222-ФЗ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, являются плательщиками единого социального налога (взноса), который введен взамен страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фондов Федеральным Законом N 117-ФЗ от 5.08.2000 года.
Согласно ст. 3 названного Федерального Закона объектом обложения единым налогом организаций в упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности устанавливается совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период. По настоящему делу объектом обложения единым налогом ЗАО "Г" является валовая выручка.
При упрощенной системе налогообложения предприятием не формируется налогооблагаемая прибыль, в то время как п. 4 ст. 236 НК РФ не признает объектом налогообложения выплаты, которые не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периодом, таким образом, выплаты и вознаграждения, производимые такой организацией в пользу работников, подлежат налогообложению ЕСН в общеустановленном порядке.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка: "в то время как п. 4 ст. 236 НК РФ" следует читать: "в то время как п. 3 ст. 236 НК РФ"
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 281 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение от 6.08.03 и постановление апелляционной инстанции от 20.11.03 Арбитражного суда Белгородской области по делу N А08-9009/02-21 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с ЗАО "Г" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 500 рублей.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23 марта 2004 г. N А08-9009/02-21
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании