город Москва |
|
21 июля 2021 г. |
Дело N А40-224795/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Степанов Г.А., доверенность от 22.10.2020;
от заинтересованного лица: Беднов Д.А., доверенность от 05.07.2021; Валгин Д.Д., доверенность от 21.01.2021; Шахназарян Л.Ф., доверенность от 21.12.2020;
рассмотрев 14 июля 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО "ТД "АКСО"
на решение от 20 февраля 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 22 апреля 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-224795/20
по заявлению ООО "ТД "АКСО"
об оспаривании постановления
к Центральной энергетической таможне,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТД "АКСО" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной энергетической таможне (далее - таможня, таможенный орган) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 30.10.2020 N 10006000-363/2020 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 февраля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "ТД "АКСО" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции для назначения по делу судебной экспертизы товара.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители заинтересованного лица возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в рамках проведения таможенным органом проверочных мероприятий по факту соблюдения обществом таможенного права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации при перемещении нефтепродуктов установлено, что 13.12.2017 между обществом и компанией ОДО "АКСО" (Республика Беларусь) (адрес местонахождения: Республика Беларусь, Минская область, Пуховичский район, д. Дукора, ул. Смиловичская, 23) заключен внешнеторговый контракт N 131217 на поставку товара в количестве и ассортименте, предусмотренном дополнительными соглашениями в качестве приложений к указанному договору.
В рамках исполнения обязательств по контракту от 13.12.2017 N 131217 обществом в соответствии с CMR от 23.11.2018 в адрес получателя - ОДО "АКСО" (Республика Беларусь) перемещен товар - "смазка технологическая СП-3" (ГОСТ 5702-75. Смазка технологическая СП-3. Технические условия, введен в действие постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 12.03.1975 N 635 (далее - ГОСТ 5702-75)) общим количеством 25 м3 (22.000 кг), общей стоимостью 527.500,00 руб. (счет-фактура от 23.11.2018 N 757).
На данную поставку обществом подана статистическая форма учета N 1200181204-11544738, в соответствии с которой заявлен код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее - Решение N 54, ТН ВЭД ЕАЭС), 3403 19 900 0. Таможенное декларирование товара - "смазка технологическая СП-3" (ГОСТ 5702-75) в количестве 25 м3 (22.000 кг), общей стоимостью 527.500 руб. общество в таможенных органах не осуществляло.
Вывоз товара осуществлялся автомобильным транспортом.
В соответствии с заключением отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений таможенного органа, составленным на основании служебной записки ОТНПТиТО ЦЭТ от 01.09.2020 N 10-08/518, вышеуказанный товар, перемещенный обществом с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, является нефтепродуктом и должен классифицироваться в товарной позиции 2710 19 980 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
С целью установления наличия/отсутствия надлежащим образом поданной и зарегистрированной таможенной декларации на вышеуказанную поставку товара в оперативно-аналитическое отделение (далее - ОперАО) таможенного органа направлена соответствующая служебная записка.
Согласно ответу ОперАО от 13.10.2020 N 13-08/293 "О направлении информации" фактов подачи таможенных деклараций на товары в период с 01.11.2018 по настоящее время, в том числе на указанные партии товаров, не выявлено.
В связи с изложенным таможенным органом в действиях общества усмотрены признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Таможенным органом 13.10.2020 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 10006000-363/2020 по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ. Указанный протокол составлен в отсутствие законного представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте его составления письмом от 07.1.2020 N 11-12/8448, которое направлено в адрес общества по почте и вручено ему 12.10.2020 (почтовый идентификатор N 11999145168118).
30.10.2020 таможенным органом по делу об административном правонарушении N 10006000-363/2020 вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 16.2 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 263.750 руб.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значения для дела.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет решение в полном объеме.
Судами установлено, что протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено должностным лицом таможенного органа в рамках полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 28.3, пунктом 3 части 2 статьи 23.67 КоАП РФ, срок, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, таможенным органом не нарушен.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", судами не установлено.
Согласно части 1 статьи 16.2 КоАП РФ, недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
На основании статьи 127 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, и иные товары в случаях, установленных ТК ЕАЭС, для нахождения и использования на таможенной территории Союза, вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
Подпунктом 35 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС определено, что таможенное декларирование - заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
Согласно пункту 1 статьи 104 ТК ЕАЭС, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
Согласно подпункту 1 пункта 1, пункту 3 статьи 105 ТК ЕАЭС, при помещении товаров под таможенные процедуры при таможенном декларировании используется декларация на товары.
Пунктом 2 статьи 110 ТК ЕАЭС установлено, что таможенная декларация на товары, вывозимые с территории Российской Федерации, подается до их убытия с территории Российской Федерации, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
В соответствии со статьей 132 ТК ЕАЭС, ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры несет декларант, а также иные лица в соответствии с ТК ЕАЭС.
12.01.2007 в г. Москве заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов (далее - Соглашение), согласно которому устанавливаются правила (вводятся индикативные балансы), в соответствии с которыми осуществляется поставка нефтепродуктов с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь.
В Соглашение внесены изменения Протоколом о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12.01.2007, подписанным в г. Москве 10.10.2018 (далее - Протокол).
Так, согласно пункту 2 статьи 1 Протокола, в целях учета в Российской Федерации товары, классифицируемые в товарных группах 27 и 29 ТН ВЭД ЕАЭС, подлежат декларированию, как если бы они вывозились за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, без применения временного периодического таможенного декларирования, установленного законодательством Российской Федерации, за исключением товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом.
Также, согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 N 529 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2017 N 1173 "О внесении изменения в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 529", действие которого распространяется на правоотношения, возникшие после 10.10.2017), в случае вывоза из Российской Федерации в другие государства - члены Евразийского экономического союза товаров, классифицируемых кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00, 2710, 2711, 2712 5 (за исключением кодов 2712 90 110 0, 2712 90 190 0), 2713 11 000 0, 2713 12 000, 2713 20 000 0 - 2713 90 900 0, таможенное декларирование осуществляется в соответствии с правом Евразийского экономического союза и Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" так, как если бы указанные товары вывозились из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, без взимания таможенных сборов за таможенные операции.
Письмом ФТС России от 04.03.2013 N 01-11/08792 "О декларировании товаров 27 группы ТН ВЭД ТС" дано разъяснение, что указанное постановление издано в рамках полномочий Правительства Российской Федерации. Следовательно, участники внешнеэкономической деятельности (далее - участники ВЭД), осуществляющие вывоз товаров 27 группы ТН ВЭД ТС из Российской Федерации в государства - члены Таможенного союза, обязаны представлять в таможенные органы таможенную декларацию. Сохранение таможенного декларирования товаров 27 группы ТН ВЭД ЕАЭС при их вывозе из Российской Федерации в государства - члены ЕАЭС обусловлено необходимостью обеспечения энергетической и экономической безопасности Российской Федерации в условиях функционирования ЕАЭС и обеспечения контроля за вывозом энергоресурсов из Российской Федерации в государства - члены Союза.
При этом Протокол о внесении изменений в Соглашение, в соответствии со статьей 2, вступает в силу с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
Стороны начинают временно применять положения Соглашения с учетом изменений, внесенных настоящим Протоколом, по истечении 10 дней с даты подписания Протокола.
Таким образом, суды обоснованно отметили, что данный протокол подлежал применению договаривающимися сторонами с 21.10.2018.
Суды установили, что из материалов административного дела следует, что в ходе анализа документов и сведений, полученных в рамках проверки, таможенным органом установлен факт вывоза с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь товара - "смазка технологическая СП-3", подлежащего декларированию по установленной законом письменной форме.
ТН ВЭД ЕАЭС, согласно статье 19 ТК ЕАЭС, основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации (далее - Гармонизированная система) и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств и утверждается Комиссией Евразийского экономического союза.
Гармонизированная система является приложением к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (далее Конвенция о ГС), разработанной под руководством Совета таможенного сотрудничества (Всемирная таможенная организация), участницей которой является, в том числе, Российская Федерация. Российская Федерация является членом международной Конвенции о ГС товаров с 01.01.1997.
ТН ВЭД ЕАЭС основывается па Гармонизированной системе.
В соответствии 6 со статьей 7 Конвенции к ГС разрабатываются пояснения и прочие рекомендации для обеспечения единообразного подхода к классификации товаров в разных странах. Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС - один из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД ЕАЭС. Пояснения содержат толкования позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
Положением о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522, определено, что ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодируемой на определенном уровне, применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь, ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2 (и так далее).
В соответствии с ОПИ 1 для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с последующими ОПИ.
Следовательно, классификация должна осуществляться в первую очередь в соответствии с текстами товарных позиций или примечаний к разделам и группам.
Согласно ОПИ 2 б) любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с другими материалами или веществами. Любая ссылка на товар из определенного материала или вещества должна рассматриваться и как ссылка на товары, полностью или частично состоящие из этого материала или вещества. Классификация товаров, состоящих более чем из одного материала или вещества, осуществляется в соответствии с положениями Правила 3.
Согласно Правилу 3 а) предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Однако, когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара.
Правилом 3 б) определено, что смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим. Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
Согласно тексту товарной позиции 2710, в нее включаются нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых; содержащих 70 мас. % или нефти и нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основным составляющим продуктов.
В соответствии с Пояснениями к 27 группе ТН ВЭД ЕАЭС, относятся смазочные материалы, состоящие из смесей смазочных масел с различными количествами других продуктов (например, продуктов для улучшения их смазочных свойств (таких как растительные масла и жиры), антиокислителей, антикоррозионных веществ, пеноподавляющих веществ, таких как силиконы).
Согласно пояснениям к ТН ВЭД ЕАЭС, рекомендованным к применению Коллегией Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" (далее - Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС), в группу 2710 (Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные) включают такие продукты как "(В) Продукты, описанные выше в пунктах (А) и (Б), к которым добавлены различные вещества для того, чтобы эти продукты стали пригодными для использования в определенных целях при условии, что они содержат 70 мас. % или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, в качестве основных составляющих, и что они не включаются в более специфическую товарную позицию номенклатуры.
Примерами таких видов продукции являются: (1) (4) смазочно-охлаждающие жидкости, используемые для охлаждения режущих инструментов и обрабатываемого материала. Они состоят из тяжелых масел с добавкой от 10 % до 15 % эмульгатора (например, сульфорицинолеата щелочных металлов) и используются в виде водных эмульсий.
В соответствии с Пояснениями к ТН ВЭД ЕАЭС к 34 группе в товарную позицию 3403 ТН ВЭД ЕАЭС включаются, inter alia, готовые смеси следующих типов при условии, что они не содержат в качестве основных компонентов 70 мас. % или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород. Эти смазочные материалы, предназначенные для снижения трения между движущимися частями машин, транспортных средств, летательных аппаратов или других приспособлений, приборов или инструментов. Такие смазки обычно состоят или основаны на смесях масел животного, растительного или минерального происхождения, жирах или смазках, часто с добавками (например, графита, дисульфида молибдена, талька, сажи, кальциевого или других металлических мыл, пека или ингибиторов коррозии, антиокислителей и так далее). Однако в данную товарную позицию также включаются синтетические смазочные материалы, основанные, например, на диоктил- или динонилсебацинате, сложных фосфорных эфирах, полихлорбифенилах, полиоксиэтилене (полиэтиленгликоле) или пояиоксииропияеие (полипропиленгликоле).
Как следует из текста пояснений к товарной позиции 3403 ТН ВЭД ЕАЭС, в нее включаются готовые смеси при условии, что они не содержат в качестве основных компонентов 70 мас. % или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород.
Согласно пояснениям к подсубпозиции 3403 19 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС, в данную подсубпозицию включаются средства для смазки машин, механизмов и транспортных средств. В данную подсубпозицию включаются средства, рассмотренные в пояснениях к товарной позиции 3403, первый абзац, (А), содержащие менее 70 мас. % нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород. В данную подсубпозицию не включаются средства, содержащие 70 мас. % или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород. В случае, если такие нефтепродукты являются основными компонентами средства, то они включаются в подсубпозиции 2710 12 110 9 - 2710 19 980 0, в иных случаях - в подсубпозицию 3403 19 100 0.
Как следует из текста пояснений к подсубпозиции 3403 19 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС, в нее не включаются средства, содержащие 70 мас. % или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород и только в иных случаях - в подсубпозицию 3403 19 100 0.
Судами установлено, что согласно заключению, специалист делает вывод о том, что основным компонентом смазки СП-3 являются не нефтепродукты, а входящая в состав в концентрации около 15 % триэтанолминовая соль олеиновой кислоты (триэтаноламиновое мыло), являющаяся эмульгатором и придающая технологической смазке СП-3 способность образовывать устойчивые эмульсии в воде, что обуславливает применение продукции в качестве смазочно-охлаждающей жидкости.
Согласно научно-технической литературе (Химия нефти и газа Санкт-Петербург, Химия, Санкт-Петербургское отделение, 1995 год, Технология переработки нефти и газа. Ч. 3-я, Химия, 1978 год) смазочно-охлаждающие жидкости (СОЖ) или смазочно-охлаждающие среды (СОТС), широко применяемые при обработке металлов, выполняют роль смазочного вещества, охлаждают инструмент, смывают пыль, стружку и другие загрязнения. СОЖ изготавливают на основе минеральных масел и различных органических и неорганических соединений.
Исходными продуктами для приготовления водно-масляных СОЖ являются эмульгирующие составы (эмульсолы), иногда неправильно называемые смазочно-охлаждающими жидкостями, хотя они являются полуфабрикатами для их изготовления. Эмульсолы представляют собой сложные колойдные системы, состоящие как правило, на основе нефтяных масел (75-85%) с добавкой эмульгаторов, присадок и других компонентов. Таким образом, смазка СП-3 изготовленная в соответствии с ГОСТ 5702-75, является полуфабрикатом, а не готовой смазочно-охлаждающей жидкостью, а эмульгатор не является основным компонентом и добавляется исключительно для обеспечения устойчивости (сопротивлению расслаиванию) приготовляемой смазочноохлаждающей жидкости, то есть является добавкой, улучшающей устойчивость приготовляемых смазочно-охлаждающих жидкостей.
На основании вышеизложенного суды обоснованно заключили, что смазка СП-3, изготавливаемая в соответствии с ГОСТ 5702-75, относится к нефтепродуктам, классифицируемым по коду 2710 19 980 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Давая оценку представленному обществом в материалы дела заключению органа по сертификации нефтепродуктов, специальных жидкостей, гидропневмоприводов и систем менеджмента Белорусского национального технического университет, направленное в адрес общества письмом от 20.10.2020 N 01/13-4-105, и декларации о соответствии ЕАЭС по "смазке технологической СП-3 (ГОСТ 5702-75)" (далее - декларация), суды обоснованно указали на неотносимость указанного доказательства, поскольку выданы в отношении не спорного товара, а аналогичного товара по заявлению ООО "Производственно-коммерческая фирма "РУСМА".
Суды обоснованно отметили, что имеющееся в материалах дела заключение специалиста ООО "Центр химических исследований" от 29.10.2020 N А29-10-1/20 относительно технологической смазки "СП-3" и ответ белорусского контрагента (ОДО "ТД АКСО") о наличии у покупателя контрольных (арбитражных) образцов товара, явившегося предметом административного правонарушения, также не свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления по следующим основаниям.
Суды установили, что согласно заключению специалиста от 29.10.2020 N А29-10-1/20, химический состав смазки СП-3, изготовленный в соответствии с ГОСТ 5702-75, не противоречит позиции таможенного органа в части содержания в составе смазки нефтепродуктов более 70 мас. %.
Кроме того, специалист в заключении от 29.10.2020 N А29-10-1/20 указал на то, что при смешении триэтаноламина и олеиновой кислоты образуется триэтаноламиновая соль олеиновой кислоты (эмульгатор) в концетрации около 15 мас. %, что также подтверждает, что в состав смазки СП-3 содержание нефтепродуктов составляет более 70 мас. %.
Также в данном заключении "Смазка СП-3 применяется исключительно только в виде водных эмульсий (как правило 5 % - 10 %) и предназначена исключительно для применения в качестве смазочно-охлаждающей жидкости при обработке (резке, прокатке) цветных металлов и сплавов".
Согласно ГОСТ 5702-75, назначение смазки СП-3 не только для применения при прокатке цветных металлов, но и в качестве рабочей жидкости гидросистем, что противоречит указанному специалистом в заключении.
Как обоснованно отметили суды, заключение специалиста ООО "Центр химических исследований" от 09.11.2020 N А03-11-1/20 не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления, так как доказательств того, что данное заключение составлено по результатам исследования именно того товара, который явился предметом административного правонарушения, не представлено с учетом того, что специалист не проводил непосредственного исследования спорного товара, физические образцы данного товара ("смазка технологическая СП-3" (ГОСТ 5702-75)) в распоряжении специалиста не поступали. Доказательств обратного обществом судам не представлено.
Кроме того, суды указали, что контрольные (арбитражные) образцы товара, явившегося предметом административного правонарушения, имеют ограниченный срок годности и, учитывая дату изготовления и поставки спорного товара, утратили свои изначальные химико-физические свойства, при непосредственном изучении которых возможно однозначно и определенно утверждать об отнесении вышеуказанного товара к тому или иному коду ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что вышеуказанные заключения специалиста от 29.10.2020 N А29-10-1/20 и от 09.11.2020 N А03-11-1/20 не могут служить безусловным основанием, свидетельствующим об отсутствии в бездействии общества состава вменяемого административного правонарушения.
Также суды обоснованно отметили, что представленные таможней в материалы дела сведения и документы указывают на наличие в действиях общества административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, выразившееся недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации, любое лицо должно соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, а, следовательно, и установленные законом обязанности. То есть, вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Суды установили, что общество осуществляет внешнеэкономическую (внешнеторговую) деятельность, связанную с вывозом с территории Российской Федерации товаров и последующим декларированием их таможенному органу, имеет опыт совершения таможенных операций с товарами, из чего следует, что обществу известны таможенные правила перемещения товаров через границу Российской Федерации и установленные обязанности декларанта.
В настоящем случае судами также установлено, что общество имело возможность для соблюдения всех правил и норм, установленных российским законодательством и таможенным законодательством ЕАЭС, однако обществом не приняты все зависящие от него меры по их исполнению. Так, общество имело возможность в соответствии со статьями 23-26 ТК ЕАЭС обратиться в таможенный орган за получением государственной услуги по принятию предварительного решения по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС, однако предоставленным законом правом общество не воспользовалось.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному вводу об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20 февраля 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2021 года по делу N А40-224795/20 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ТД "АКСО" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации, любое лицо должно соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, а, следовательно, и установленные законом обязанности. То есть, вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
...
В настоящем случае судами также установлено, что общество имело возможность для соблюдения всех правил и норм, установленных российским законодательством и таможенным законодательством ЕАЭС, однако обществом не приняты все зависящие от него меры по их исполнению. Так, общество имело возможность в соответствии со статьями 23-26 ТК ЕАЭС обратиться в таможенный орган за получением государственной услуги по принятию предварительного решения по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС, однако предоставленным законом правом общество не воспользовалось.
...
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20 февраля 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2021 года по делу N А40-224795/20 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ТД "АКСО" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 июля 2021 г. N Ф05-16797/21 по делу N А40-224795/2020