город Москва |
|
26 июля 2021 г. |
Дело N А41-66921/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Лэнд Менеджмент": Кривошеина Б.В. (дов. от 13.10.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Администрации Ленинского городского округа Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 20 июля 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 04 февраля 2021 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2021 г.,
по делу N А41-66921/20
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лэнд Менеджмент"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании незаконным решения,
третье лицо: Администрация Ленинского городского округа Московской области,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Лэнд Менеджмент" (далее - ООО "Лэнд Менеджмент", общество, заявитель) является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:36384, площадью 76460 +/- 193 кв.м, расположенного по адресу: Московская обл., Ленинский район, д. Ермолино, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения домов многоэтажной жилой застройки (далее - земельный участок).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) залогодержателем земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:36384 по договору об ипотеке от 23 октября 2019 г. N 1/19-ЗНИ/1 является общество с ограниченной ответственностью "Игрек Бренд" (далее - ООО "Игрек Бренд", залогодержатель).
15 ноября 2019 г. ООО "Лэнд Менеджмент" в адрес залогодержателя направило письмо о намерении собственника земельного участка разделить участок с кадастровым номером 50:21:0000000:36384 на три самостоятельных земельных участка площадью 9 509 кв., 36 018 кв.м, 30 934 кв.м.
Письмом от 29 ноября 2019 г. N 1/29 ООО "Игрек Бренд" сообщило об отсутствии у него возражений относительно раздела вышеуказанного земельного участка.
Решением от 02 декабря 2019 г. N 6 ООО "Лэнд Менеджмент" разделило земельный участок кадастровым номером 50:21:0000000:36384 на 3 земельных участка:
- земельный участок площадью 9 509 кв.м с разрешенным видом использования "для размещения домов многоэтажной жилой застройки", категория земель "земли населенных пунктов";
- земельный участок площадью 36 018 кв.м с разрешенным видом использования "для размещения домов многоэтажной жилой застройки", категория земель "земли населенных пунктов";
- земельный участок площадью 30 934 кв.м с разрешенным видом использования "для размещения домов многоэтажной жилой застройки", категория земель "земли населенных пунктов".
27 декабря 2019 г. ООО "Лэнд Менеджмент" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, регистрационный орган) с заявлениями о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, о государственном кадастровом учете недвижимого имущества N 50/021/008/2019-55199, N 50/021/008/2019-55201 и N 50/021/008/2019-55203 и о государственной регистрации прав (прекращении права) на недвижимое имущество N 50-0-1-283/3001/2019-18370.
Уведомлением от 20 января 2020 г. N 50-0-1-283/3001/2019-18370, 50/021/008/2019-55199, 55201, 55203 заявителю было сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении вышеуказанного земельного участка, ввиду наличия причин, препятствующих его проведения, а именно: несоответствие представленного межевого плана по форме и содержанию требованиям пункта 52 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 08 декабря 2015 г. N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Требования), в частности предельные минимальный и максимальный размеры, соответствующие виду разрешенного использования земельного участка, в реквизите "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках", указываются на основании документов, устанавливающих такие размеры в соответствии с действующим законодательством. Сведения о реквизитах таких документов и ссылка на источник их официального опубликования приводятся в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера". В соответствии с правилами землепользования и застройки территории городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области, земельный участок с кадастровым номером 50:21:0000000:36384 включен в границы территориальной зоны - зона осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории (КУРТ) (зона осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории).
Управлением Росреестра по Московской области в Администрацию Ленинского городского округа Московской области (далее - Администрация, третье лицо) был направлен межведомственный запрос о предоставлении документации по планировке территории в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Московская обл., Ленинский район, д. Ермолино, площадью 76460 +/- 193 кв.м, для рассмотрения вопроса о возможности его раздела.
Согласно полученному из Администрации ответу (письмо от 30 января 2020 г. N 201-п), проект планировки территории в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:36384, площадью 76460 +/- 193 кв.м, расположенного по адресу: Московская обл., Ленинский район, д. Ермолино, не разрабатывался.
Уведомлением от 19 февраля 2020 г. N 50-0-1-283/3001/2019-18370, 50/021/008/2019-55199, 55201, 55203 Управление Росреестра по Московской области сообщило обществу об отказе в снятии приостановления с учетом дополнительных документов по вышеуказанным заявлениям в отношении земельного участка, в связи с отсутствием возможности осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на образуемые земельные участки в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:36384, поскольку не представляется возможным установить предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков.
В связи с тем, что причины, препятствующие проведению государственной регистрации, заявителем не были устранены, Управление Росреестра по Московской области уведомлением от 09 августа 2020 г. N 50-0-1-283/3001/2019-18370/1 отказало ООО "Лэнд Менеджмент" в государственном кадастровом учете на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации).
Считая свои права нарушенными, ООО "Лэнд Менеджмент" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным решения от 09 августа 2020 г. N 50-0-1-283/3001/2019-18370/1 об отказе в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:36384, расположенного по адресу: Московская обл., Ленинский район, д. Ермолино, площадью 76460 +/- 193 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения домов многоэтажной жилой застройки и обязании Управление Росреестра по Московской области осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:36384, расположенного по адресу: Московская обл., Ленинский район, д. Ермолино, площадью 76460 +/- 193 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения домов многоэтажной жилой застройки.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 февраля 2021 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2021 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Московской области просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что представленный межевой план не соответствует пункту 52 Требований.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Лэнд Менеджмент" с доводами кассационной жалобы не согласился, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Представители Управления Росреестра по Московской области и Администрации в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ООО "Лэнд Менеджмент", суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Закон о государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закон о государственной регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации).
В силу части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Порядок образования земельных участков определен главой I.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из части 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости"), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (часть 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из пункта 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4, 6 данной статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии с частью 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Согласно части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Частью 4 статьи 41 ГрК РФ установлено, что видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, их параметры определяются в соответствии со статьей 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не основано на положениях действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку заявителем были представлены все необходимые документы для принятия регистрирующим органом решения о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:36384, расположенного по адресу: Московская обл., Ленинский район, д. Ермолино, площадью 76460 +/- 193 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения домов многоэтажной жилой застройки,
При этом судами принято во внимание, что в зоне осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории не установлены предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков, а проект планировки территории в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:36384 не разрабатывался и предельные минимальные и максимальные размеры не устанавливались, в связи с чем размеры вновь образуемых земельных участков не нарушают установленные требования.
На основании изложенного суды пришли к выводу об отсутствии у регистрационного органа оснований для отказа в государственной регистрации, в связи с невозможностью установления предельных минимальных и максимальных размеров земельных участков, в том числе по несоответствию межевого плана требованиям пункта 52 Требований.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04 февраля 2021 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2021 г. по делу N А41-66921/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Согласно части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Частью 4 статьи 41 ГрК РФ установлено, что видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, их параметры определяются в соответствии со статьей 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 июля 2021 г. N Ф05-14890/21 по делу N А41-66921/2020