г. Москва |
|
29 июля 2021 г. |
Дело N А40-82432/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Гречишкина А.А.
судей: Кузнецова В.В., Ананьиной Е.А.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): Гаврилов А.Г., по доверенности от 25.11.2020
от заинтересованного лица: Сатина Е.Н., по доверенности от 21.01.2021
от третьих лиц: не явились, извещены
рассмотрев 22 июля 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2021,
по заявлению АО "Мосэнергосбыт"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Москве
третьи лица: ТСЖ "Атлант", АО "ОЭК"
об оспаривании предупреждения от 31.03.2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Мосэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 31.03.2020 N ЕС/16655/20 о прекращении действий (бездействия).
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, участвуют товарищество собственников жилья "Атлант", акционерное общество "ОЭК".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2021, решение суда первой инстанции отменено. Суд признал незаконным предупреждение УФАС России по г. Москве от 31.03.2020 N ЕС/16655/20.
Не согласившись с выводами суда апелляционной инстанции, Управление Федеральной антимонопольной службы по Москве обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой.
Акционерным обществом "Мосэнергосбыт" в материалы дела представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором заявитель выражает несогласие с доводами жалобы.
Товариществом собственников жилья "Атлант" также представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором третье лицо поддерживает заявленные в жалобе доводы.
Определением Арбитражного суда Московского округа от 24.06.2021 рассмотрение кассационной жалобы было отложено в порядке предусмотренном частью 5 статьи 158 АПК РФ.
Определением Арбитражного суда Московского округа от 22.07.2021 в порядке статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Латыповой Р.Р. на судью Ананьину Е.А.
В ходе рассмотрения кассационной жалобы представителя антимонопольного органа и общества поддержали приведенные в жалобе и представленном в материалы дела отзыве доводы.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ, в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, кассационная инстанция полагает, что отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как установлено судами из материалов дела, оспариваемым предупреждением обществу предписано отозвать дополнительное соглашение от 01.08.2019 N б/н к договору от 29.12.2007 N 49044361 (далее - Договор), заключенному с ТСЖ "Атлант"; не принимать к расчетам по Договору показания приборов учета N 32371031, 32371220, 32360820, 32371119, 32371363, 32371204, 32371025, 32371205 в качестве общедомовых (коллективных) приборов учета в многоквартирном доме в период с 01.08.2019.
Основанием для вынесения оспариваемого предупреждения послужило наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в действиях АО "Мосэнергосбыт", выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке реализации электрической энергии на территории города Москвы, в границах которой АО "Мосэнергосбыт" действует как гарантирующий поставщик электрической энергии, в части навязывания невыгодных условий договора энергоснабжения от 29.12.2007 N 49044361, заключенного между АО "Мосэнергосбыт" и ТСЖ "Атлант", в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Милашенкова, д. 1 (далее - МКД), а именно направления Дополнительного соглашения к Договору от 01.08.2019 N б/н, предусматривающего принятие в качестве расчетных для определения объема электроэнергии, поданной в МКД, приборов учета NN 32371031, 32371220, 32360820, 32371119, 32371363, 32371204, 32371025, 32371205, установленных не в МКД, что не соответствует положениям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, (далее по тексту - Правила N 354), что привело к ущемлению интересов ТСЖ "Атлант".
При рассмотрении спора, суд первой инстанции, исходил из того, что установленные АО "ОЭК" приборы учета по смыслу закона не являются коллективными (общедомовыми), и основания для принятия их к расчету отсутствуют, в связи с чем, антимонопольный орган верно квалифицировал в действиях Общества признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, пришел к выводу о том, что оспариваемое предупреждение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также незаконно возлагает на него обязанности.
Суд пришел к выводу о том, что действия по приведению учета объема потребленной электроэнергии и расчетов в отношении указанного многоквартирного дома в соответствии с требованием законодательства, а именно требований статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и п. 21, 21(1) Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012N 124, не являются и не могут являться ущемлением интересов ТСЖ "Атлант" и содержать признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, так как совершение указанных действий прямо предписано действующим законодательством.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы заявителя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статей 284, 286 АПК РФ не находит оснований для его отмены.
Выводы суда основаны на том, что позиция антимонопольного органа основана исключительно на толковании пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, содержащего только Понятия, используемые в Правилах, без установления процедуры осуществления установки приборов учета электрической энергии и их обязательного переноса, в связи с внесенным изменениями в Правила, всеми субъектами рассматриваемых правоотношений с мест разграничения балансовой принадлежности на стены жилых домов.
При рассмотрении спора судом апелляционной инстанции установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, находящемся под управлением ТСЖ "Атлант", в установленный законом срок не исполнили свою обязанность по оснащению МКД общедомовыми (коллективными) приборами учета.
В этой связи, руководствуясь п. 12 ст. 13 Закона N 261-ФЗ и п. 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, АО "ОЭК" были установлены и введены в эксплуатацию общедомовые приборы учета (далее - ОДПУ) на объектах, управление которыми осуществляет ТСЖ "Атлант".
Согласно п. 5 Акта разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений от 19.03.2003 (далее - АРБП), составленного между АО "ОЭСК" и ТСЖ "Атлант", границей балансовой принадлежности в отношении МКД, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Милашенкова, д. 1, является "болтовой контакт кабельных наконечников в ТП-23604".
В связи с чем ОДПУ установлены сетевой организацией в ТП 23604, то есть в месте по которой проходит граница балансовой принадлежности, согласованной между АО "ОЭСК" и ТСЖ "Атлант" в соответствии с АРБП. При этом границы балансовой принадлежности не изменялись сторонами договора.
В силу требований п. 143, 144, 147 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.
Согласно абз. 3 п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей (акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон) является документом, составленным собственниками объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств), определяющим границы балансовой принадлежности.
В силу требований абз. 7 п. 2 Правил N 861 граница балансовой принадлежности - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
Таким образом, в силу требований вышеуказанных норм и п. 5 АРБП сетевой организацией установлены ОДПУ в ТП 23604, по которой проходит граница балансовой принадлежности между АО "ОЭК" и ТСЖ "Атлант" в отношении МКД, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Милашенкова, д. 1.
В п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) указано, что внешней границей электросетей входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
При этом согласно п. 1, пп. "ж" п. 2 Правил N 491 состав общего имущества может быть определен собственниками помещений в многоквартирном доме.
В состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В силу требований абз. 7 п. 2 Правил N 861 граница балансовой принадлежности" - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
Из п. 5 АРБП, составленного между АО "ОЭСК" и ТСЖ "Атлант", установлено, что стороны, разделяя объекты электроэнергетики по признаку собственности или владения, установили границу балансовой принадлежности на болтовых контактах кабельных наконечников в ТП-23604.
В связи с чем, из указанного акта установлено, что стороны по своей воле определили, что кабельные линии от указанной границы до МКД находятся во владении ТСЖ "Атлант" и относятся к обще домовому имуществу.
АО "Мосэнергосбыт" были осуществлены мероприятия по допуску ОДПУ в эксплуатацию и по его итогам составлены Акты допуска ОДПУ в эксплуатацию от 01.08.2019 б/н, которые были установлены АО "ОЭК" в ТП-23604. Уведомление о допуске приборов учета в эксплуатацию АО "Мосэнергосбыт" направляло ТСЖ "Атлант" на адрес электронной почты, указанный в договоре.
Потребитель ответным письмом подтвердил получение уведомления, но при этом не принял участие в процедуре допуска приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с п. 21, 21(1) Правил, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (Правила N 124) порядок расчета объема электрической энергии, поставленной в многоквартирный дом, и определения обязательств исполнителя коммунальных услуг по оплате поставленного коммунального ресурса на общедомовые нужды предусматривает обязательный расчет исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (ОДПУ).
В связи с чем АО "Мосэнергосбыт" после проведения мероприятий по допуску ОДПУ в эксплуатацию:
- в адрес ТСЖ "Атлант" было направлено письмо от 16.09.2019 N ИП/27-4336/19 с приложением дополнительного соглашения к Договору и приложения N 2 к Договору (реестр источников энергоснабжения от 01.08.2019 в новой редакции), в котором отражены ОДПУ, установленные сетевой организацией, и характеристики указанных приборов учета;
- с 01.08.2019 расчет объема потребления электрической энергии многоквартирным домом, находящимся на обслуживании ТСЖ "Атлант", осуществлен с применением показаний ОДПУ, установленных в ТП-23604, по которой проходит граница балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства между сетевой организацией (АО "ОЭК") и ТСЖ "Атлант".
Учитывая вышеизложенные обстоятельства суд апелляционной инстанции пришел к выводу, о том, что действия по приведению учета объема потребленной электроэнергии и расчетов в отношении указанного многоквартирного дома в соответствии с требованием законодательства, а именно требований ст. 13 ФЗ N 261 и п. 21, 21(1) Правил N 124, не являются и не могут являться ущемлением интересов ТСЖ "Атлант" и содержать признаки нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, так как совершение указанных действий прямо предписано действующим законодательством.
Несогласие заявителя с произведенной апелляционным судом оценкой доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не является основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного акта. В силу статьи 286 АПК РФ переоценка доказательств и сделанных на их основании выводов не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений судом апелляционной инстанции норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, не установлено, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2021 по делу N А40-82432/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.А. Гречишкин |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 21, 21(1) Правил, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (Правила N 124) порядок расчета объема электрической энергии, поставленной в многоквартирный дом, и определения обязательств исполнителя коммунальных услуг по оплате поставленного коммунального ресурса на общедомовые нужды предусматривает обязательный расчет исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (ОДПУ).
В связи с чем АО "Мосэнергосбыт" после проведения мероприятий по допуску ОДПУ в эксплуатацию:
- в адрес ТСЖ "Атлант" было направлено письмо от 16.09.2019 N ИП/27-4336/19 с приложением дополнительного соглашения к Договору и приложения N 2 к Договору (реестр источников энергоснабжения от 01.08.2019 в новой редакции), в котором отражены ОДПУ, установленные сетевой организацией, и характеристики указанных приборов учета;
- с 01.08.2019 расчет объема потребления электрической энергии многоквартирным домом, находящимся на обслуживании ТСЖ "Атлант", осуществлен с применением показаний ОДПУ, установленных в ТП-23604, по которой проходит граница балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства между сетевой организацией (АО "ОЭК") и ТСЖ "Атлант".
Учитывая вышеизложенные обстоятельства суд апелляционной инстанции пришел к выводу, о том, что действия по приведению учета объема потребленной электроэнергии и расчетов в отношении указанного многоквартирного дома в соответствии с требованием законодательства, а именно требований ст. 13 ФЗ N 261 и п. 21, 21(1) Правил N 124, не являются и не могут являться ущемлением интересов ТСЖ "Атлант" и содержать признаки нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, так как совершение указанных действий прямо предписано действующим законодательством."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 июля 2021 г. N Ф05-12295/21 по делу N А40-82432/2020