Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 4 августа 2021 г. N Ф05-16163/21 по делу N А40-110009/2020

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 04.09.2007 г. между истцом и ответчиком был заключен договор N 17-3916, согласно которому истец обязался оплачивать ответчику оказанные им услуги по передаче электрической энергии, а ответчик обязался оплачивать истцу стоимость электрической энергии в целях компенсации потерь. Так, основанием для предъявления требований, изложенных в исковом заявлении, послужило выявление факта двойной оплаты услуги. Потребитель Козловский А.Н., имеющий прямой договор с АО "Мосэнергосбыт", был технологически присоединен от СТ "Поляны" (прибор учета N 015751). Объем потребления СТ "Поляны" должен определяться по прибору учёта за вычетом объемов потребления субабонента Козловского А.Н. Однако, в спорый период объем потребления Козловского А.Н. не вычитался из объема потребления СТ "Поляны", что привело к тому, что за передачу электрической энергии в СТ "Поляны", включающий объем Козловского А.Н. в размере 20.218 кВтч, АО "Мосэнергосбыт" оплатило услугу и непосредственно за объем потребления Козловского А.Н. АО "Мосэнергосбыт" оплатило услугу исходя из объема 20.2018 кВтч. Так, с учетом правового регулирования порядка определения объема услуг по передаче электрической энергии, оказанных сетевой организацией, указанная выше ошибка в определении объема полезного отпуска, по мнению истца, влечет получение ответчиком излишних денежных средств, в счет оплаты услуг в объеме 20.218 кВтч стоимостью 57.474,47 руб. Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения истца с настоящим иском, в удовлетворении которого было отказано, что подтверждается постановлением по делу. При этом суд в обжалуемом акте, оставляя исковые требования без удовлетворения, руководствуясь ст.ст. 309, 310, 1102 ГК РФ, правомерно исходил из того, что для взыскания суммы неосновательного обогащения потерпевший должен доказать, что приобретатель приобрел или сберег имущество за его счет без законных оснований, тогда как в рассматриваемом случае отношения между сторонами были урегулированы заключенным договором оказания услуг по передаче электрической энергии N 17-3916 от 04.09.2007, и, следовательно, денежные средства, полученные ответчиком в качестве оплаты услуг по передаче электрической энергии, имеют законные основания.

Кроме того, суд верно указал, что стороны ежемесячно подписывали акты приемки-передачи услуг по количеству и стоимости переданной электрической энергии, истец производил оплату переданной электрической энергии, при этом указанный договор сторонами не расторгался.

Таким образом, поскольку между сторонами имелись договорные отношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии, то апелляционный суд верно установил, что оснований для взыскания с ответчика неосновательного обогащения не имеется.

Кроме того, согласно п. 15 (3) "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, излишне уплаченная за услуги по передаче электрической энергии сумма засчитывается в счет платежа за следующий месяц. При этом взыскание переплаты по действующему договору в качестве неосновательного обогащения действующим законодательством не предусмотрено, поскольку пунктом п. 15(3) Правил N 861 предусмотрен иной способ защиты прав и интересов лица, допустившего излишнюю уплату за услуги по передаче электрической энергии, а именно - данная сумма переплаты засчитывается в счет платежа за следующий месяц."

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 4 августа 2021 г. N Ф05-16163/21 по делу N А40-110009/2020