город Москва |
|
12 августа 2021 г. |
Дело N А41-64565/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Гречишкина А.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Территория уюта": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области": Щенниковой О.В. (дов. N 75-и от 31.03.2021 г.);
от третьего лица ООО "Сенеж управление": не явились, извещены;
от третьего лица Администрации городского округа Солнечногорск Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 05 августа 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
на решение Арбитражного суда Московской области от 26 января 2021 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 апреля 2021 г.,
по делу N А41-64565/20
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Территория уюта"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
о признании незаконным решения от 27 июля 2020 г. N Р001-7461087636-35732236,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Сенеж управление"; Администрация городского округа Солнечногорск Московской области,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Территория уюта" (далее - ООО "Территория уюта", общество, заявитель) имеет лицензию от 17 июля 2015 г. N 960 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Московской области, выданную Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Госжилинспекция Московской области).
17 июня 2020 г. ООО "Территория уюта" обратилось в Госжилинспекцию Московской области с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Московской области в связи с заключением договора управления многоквартирным домом по адресу: Московская область, городской округ Солнечногорск, р.п. Менделеево, д/о Морозовка, д. 20.
К указанному заявлению обществом был приложен, в том числе протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Московская область, городской округ Солнечногорск, р.п. Менделеево, д/о Морозовка, д. 20 от 30 мая 2020 г. N 1, в соответствии с которым собственниками помещений указанного многоквартирного дома был избран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией и выбрана управляющая организация - ООО "Территория уюта".
По результатам рассмотрения заявления ООО "Территория уюта" о внесении изменений в реестр лицензий Московской области Госжилинспекцией Московской области было принято решение от 27 июля 2020 г. N Р001-7461087636-35732236 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявлений в связи с несоответствием заявления и документов требованиям, установленным подпунктом "а", "б" пункта 3 и подпунктам "б", "г" пункта 5 Порядка внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), в связи с непредставлением документов (копии документов), подтверждающих направление, вручения сообщения о проведении общего собрания собственников помещений; сведений о заключении договора управления с собственниками помещений в данном доме, обладающими более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме; подлинников протокола общего собрания собственников помещений и решений собственников.
Считая свои права нарушенными, ООО "Территория уюта" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Госжилинспекции Московской области о признании незаконным решения от 27 июля 2020 г. N Р001-7461087636-35732236 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления, обязании Госжилинспекции Московской области внести изменения в реестр лицензий Московской области по многоквартирному дому, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Солнечногорск, р.п. Менделеево, д/о Морозовка, д. 20 на основании заявления ООО "Территория уюта" как управляющей организации от 17 июня 2020 г. N Р001-7461087636-35732236.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Сенеж управление" (далее - ООО "Сенеж управление") и Администрация городского округа Солнечногорск Московской области (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 января 2021 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 апреля 2021 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Госжилинспекция Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на несоответствие представленных обществом документов требованиям, изложенным в подпункте "а", "б" пункта 3 и подпунктов "б" и "г" пункта 5 Порядка N 938/пр.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Госжилинспекции Московской области поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Госжилинспекции Московской области, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия) (часть 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в следующих реестрах:
1) реестр лицензий субъекта Российской Федерации;
2) сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - сводный федеральный реестр лицензий);
3) реестр лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее - реестр дисквалифицированных лиц).
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (пункт 2 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2, 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 г. N 938/пр.
Пунктом 2 Порядка N 938/пр предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании решения органа государственного жилищного надзора.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Порядка N 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются в том числе копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах утверждены приказом Минстроя России от 28 января 2019 г. N 44/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор".
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения условий, предусмотренных пунктом 5 Порядка.
В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении.
д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка.
В соответствии с пунктом 9 Порядка основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку обществом был представлен полный пакет документов.
При этом судами установлено, что в подтверждение уведомления собственников о проведении собрания обществом были представлены акт о размещении уведомления от 12 мая 2020 г. и фотографии о размещении сообщения.
Указанный порядок уведомления собственников помещений многоквартирного дома путем размещения на дверях подъездов или информационных досках информации о проведении общего собрания был установлен на собрании собственников помещений многоквартирного дела от 25 июня 2014 г. N 1.
Таким образом, инициатор общего собрания надлежащими образом и в установленные сроки уведомил собственников помещений путем размещения при входе в подъезды и на внутренней части двери информации о проведении общего собрания с указанием его повестки.
Вместе с заявлениями, согласно приложенных к ним описям, в Госжилинспекцию Московской области представлялся протокол общего собрания, а также обязательные приложения к протоколам, указанные в пункте 20 Требований N 44/пр.
Так, в качестве Приложения N 6 к протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений от 30 мая 2020 г. N 1 оформлен "проект договора управления МКД" на 9 листах. Электронный образ договора управления размещен на официальном сайте Госжилинспекции Московской области.
В адрес Госжилинспекции Московской области также был направлен договор управления от 30 мая 2020 г., подписанный Председателем совета дома, уполномоченным согласно пункту 9 протокола от 30 мая 2020 г. N 1 на подписание договора управления от лица всех собственников жилых помещений многоквартирного дома.
На основании изложенного судами сделан вывод о том, что общество вместе с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Московской области, в связи с заключением договора управления многоквартирным домом, представило все необходимые документы в соответствии с требованиями, установленными Порядком N 938/пр.
Решения, в том числе по выбору управляющей организации, оформленные протоколом от 30 мая 2020 г. N 1, в установленном законом порядке не были признаны недействительными.
Относительно непредставления ООО "Территория уюта" подлинника протокола общего собрания собственников помещений и решений собственников судами указано на то, что поскольку общество обращалось в Госжилинспекцию Московской области через портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области, то подлинники протокола общего собрания и решения собственников помещений не могли быть представлены.
Судами указано на то, что Госжилинспекцией Московской области в личный кабинет общества уведомления о том, что заявителю необходимо предоставить оригиналы документов на бумажном носителе в нарушение пункта 16.1.6 Административного регламента предоставления Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", утвержденного Распоряжением Госжилинспекции Московской области от 17 декабря 2018 г. N 405, не направлялось.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26 января 2021 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 апреля 2021 г. по делу N А41-64565/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.А.Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах утверждены приказом Минстроя России от 28 января 2019 г. N 44/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор".
...
д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
...
В адрес Госжилинспекции Московской области также был направлен договор управления от 30 мая 2020 г., подписанный Председателем совета дома, уполномоченным согласно пункту 9 протокола от 30 мая 2020 г. N 1 на подписание договора управления от лица всех собственников жилых помещений многоквартирного дома.
На основании изложенного судами сделан вывод о том, что общество вместе с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Московской области, в связи с заключением договора управления многоквартирным домом, представило все необходимые документы в соответствии с требованиями, установленными Порядком N 938/пр."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12 августа 2021 г. N Ф05-15440/21 по делу N А41-64565/2020