город Москва |
|
24 августа 2021 г. |
Дело N А40-242476/20-21-1651 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Медконцепт": Акулова К.В. (дов. от 01.12.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Московской областной таможни: Щеголева А.М. (дов. N 61-27/190 от 30.12.2020 г.);
рассмотрев 17 августа 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Московской областной таможни
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26 февраля 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2021 г.
по делу N А40-242476/20-21-1651
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медконцепт"
к Московской областной таможне
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ: обществом с ограниченной ответственностью "Медконцепт" (далее - ООО "Медконцепт", общество, заявитель, декларант) в целях таможенного оформления товаров под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления на Московский областной таможенный пост (Центр электронного декларирования) Московской областной таможни (далее - таможенный орган) была представлена таможенная декларация (далее - ДТ, декларация) N 10013160/280920/0530419 на товар - "Система управления операционной интегрированная OpenOR over IP в количестве - 3 комплекта.
Указанные товары были приобретены обществом у компании производителя Merivaara Corp по контракту от 10 апреля 2020 г. N 1004/2020/С-26.
В графе 33 ДТ N 10013160/280920/0530419 был заявлен классификационный код товара 8471 49 000 0 в соответствии с Единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).
Согласно регистрационному удостоверению от 06 апреля 2018 г. N РЗН 2018/7011 ввезенное обществом медицинское изделие "Система управления операционной интегрированная OpenOR", производителя Merivaara Corp" допущено к обращению на территории Российской Федерации (приказ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 06 апреля 2018 г. N 2154) и классифицировано по коду общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности -32.50.50.000
При подаче декларации на товары в графе 36 (преференция) в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов" декларантом был указан код 0000-ХТ (Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении ввозимых в Российскую Федерацию медицинских изделий).
По требованию Московской областной таможни при таможенном оформлении обществом по указанным декларациям заявителем был уплачен НДС в размере 6 738 775,16 руб.
Товары по декларациям были выпущены таможенным органом и помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
В связи с тем, что вышеуказанные товары являются медицинскими изделиями, зарегистрированными в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, ООО "Медконцепт" обратилось в Московскую областную таможню о возврате излишне уплаченного НДС, приложив комплект документов в подтверждение факта отнесения ввезенных медицинских изделий к товарам, в отношении которых Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены льготы (освобождение от налогообложения) по уплате НДС.
По результатам рассмотрения заявлений о корректировке сведений и о возврате излишне уплаченных сумм таможенных платежей Московской областной таможней принято решение от 30 сентября 2020 г. об отказе в возврате излишне уплаченного заявителем НДС, с указанием на то, что в отношении ввозимого с принадлежностями изделия медицинской техники, в случае ввоза поименованных в регистрационном удостоверении принадлежностей к изделию медицинской техники применение порядка льготного налогообложения, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 149, подпунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации, не предусмотрено.
Считая свои права нарушенными, ООО "Медконцепт" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской областной таможне о признании незаконным решения от 30 сентября 2020 г. о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10013160/280920/0530419.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 февраля 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2021 г., заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Московской областной таможни от 30 сентября 2020 г. о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10013160/280920/0530419. Суд обязал Московскую областную таможню в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Медконцепт" в порядке, предусмотренным таможенным законодательством. Также разрешен вопрос о распределении между сторонами судебных расходов.
В кассационной жалобе Московская областная таможня просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что в отношении ввезенного товара, задекларированного в декларации, порядок применения освобождения от уплаты НДС не предусмотрен.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Медконцепт" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Московской областной таможни поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Медконцепт" возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания (часть 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании).
Из части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании следует, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 150 и подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации:
важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 года также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники);
протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;
технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
очков корригирующих (для коррекции зрения), линз для коррекции зрения, оправ для очков корригирующих (для коррекции зрения).
Освобождение от налогообложения товаров согласно Перечню медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. N 1042 (далее - Перечень N 1042), осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинского изделия.
Подтверждением права на льготу в виде освобождения от уплаты НДС при ввозе медицинских товаров является одновременное соблюдение следующих условий: наличие на указанное изделие регистрационного удостоверения; наличие изделия с соответствующим кодом ТН ВЭД ЕАЭС и ОКП (ОКПД 2) в Перечне N 1042.
В соответствии с письмом Росздравнадзора от 28 августа 2007 г. N 04-16491/07 "О регистрации изделий медицинского назначения", если в регистрационном удостоверении (или в приложении к нему) указаны принадлежности, то указывается максимально возможный их перечень к данному изделию (которые прошли все необходимые испытания, связанные с процедурой государственной регистрации изделий медицинского назначения). Ввозиться же на территорию Российской Федерации может любое количество из указанных в приложении позиций принадлежностей, которое формируется в соответствии с требованиями заказчика.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение таможенного органа не соответствует требованиям таможенного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку общество вправе было претендовать на льготу в виде освобождения от уплаты НДС; таможенному органу были представлены все необходимые документы, подтверждающие право на льготное налогообложение.
При этом судами установлено, что в качестве документов, подтверждающих право на льготу, обществом были представлены регистрационные удостоверения, согласно которым изделие медицинской техники с принадлежностями подтверждают регистрацию товара в качестве изделия медицинского назначения (изделие медицинской техники).
Таким образом, обществом представлены документы, подтверждающие право на освобождение от уплаты НДС, в отношении всех указанных компонентов, образующих зарегистрированное изделие медицинского назначения, и, следовательно, на территорию Российской Федерации, совместно с самим изделием, может быть ввезено любое количество из указанных в приложении позиций принадлежностей, а действующее налоговое законодательство не ставит предоставление льготы в виде освобождения от уплаты НДС при ввозе и реализации медицинских изделий в зависимость от его комплектации.
Ввезенный обществом товар входит в Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации обложению НДС не подлежит, при этом ввоз на территорию Российской Федерации только части поименованных в регистрационном удостоверении товаров не сопряжен с изменением потребительских либо классификационных признаков товаров (статуса изделия медицинской техники), отсутствие двух позиций из комплектации товара, указанных в приложении к регистрационному удостоверению, не означает, что общество (декларант) ввезло иной товар, по которому льгота не предоставляется.
При этом право на освобождение от уплаты НДС предоставлено в отношении всех указанных компонентов, образующих зарегистрированное изделие медицинского назначения.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам и основаны на положениях действующего законодательства. Оснований для переоценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26 февраля 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2021 г. по делу N А40-242476/20-21-1651 оставить без изменения, кассационную жалобу Московской областной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Таможня отказала в освобождении от уплаты НДС ввезенного в РФ медицинского изделия с указанием на то, что в отношении ввозимого с принадлежностями изделия медицинской техники в случае ввоза поименованных в регистрационном удостоверении принадлежностей применение порядка льготного налогообложения не предусмотрено.
Суд, исследовав материалы дела, не согласился с позицией таможни.
Ввезенный обществом товар входит в Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой обложению НДС не подлежит. Совместно с самим изделием на территорию РФ может быть ввезено любое количество его принадлежностей, действующее налоговое законодательство не ставит предоставление льготы в зависимость от комплектации изделия.
Обществом представлены документы, подтверждающие право на освобождение от уплаты НДС в отношении всех компонентов, образующих зарегистрированное изделие медицинского назначения.
Ввоз только части поименованных в регистрационном удостоверении товаров не влечет изменение статуса изделия медицинской техники. Отсутствие некоторых позиций из комплектации товара, указанных в приложении к регистрационному удостоверению, не означает, что общество ввезло иной товар, по которому льгота не предоставляется.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 августа 2021 г. N Ф05-19330/21 по делу N А40-242476/2020