город Москва |
|
24 августа 2021 г. |
Дело N А41-79362/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Комитета лесного хозяйства Московской области: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ПАО "Россети Московский регион": Гусарова В.А. (дов. N ЮЭС-306-Д от 30.06.2021 г.);
от третьего лица Федерального агентства лесного хозяйства: не явились, извещены;
от третьего лица Администрации городского округа Чехов: не явились, извещены;
рассмотрев 17 августа 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу ПАО "Россети Московский регион"
на решение Арбитражного суда Московской области от 19 февраля 2021 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 мая 2021 г.,
по делу N А41-79362/20
по заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области
к публичному акционерному обществу "Россети Московский регион"
об обязании произвести уборку лесного участка,
третьи лица: Федеральное агентство лесного хозяйства; Администрация городского округа Чехов Московской области,
УСТАНОВИЛ: 07 сентября 2020 г. при осуществлении государственного лесного надзора государственным лесным инспектором было выявлено нарушение лесного законодательства в квартале N 8 выделе N 7 Молодинского участкового лесничества Подольского лесничества, вблизи поселка Любучаны городского округа Чехов Московской области (маршрут патрулирования N 23), а именно: загрязнение лесного участка строительными и бытовыми отходами на площади 0,0022га. Отходы расположены в зоне с особыми условиями использования - в охранной зоне линии электропередачи (ЛЭП) с отп. Вблизи опоры Н-С 10, Н-С 11.
По результатам патрулирования составлен протокол об осмотре территории лесного участка от 08 сентября 2020 г. и фототаблица.
По факту самовольного использования лесного участка, расположенного на землях лесного фонда, в отношении публичного акционерного общества "Россети Московский регион" (далее - ПАО "Россети Московский регион", общество, ответчик) Комитетом лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет, истец) составлен протокол об административном правонарушении от 10 сентября 2020 г. N 13-346/2020, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и выдано предписание об устранении нарушений лесного законодательства от 10 сентября 2020 г., которым предписано в срок до 12 октября 2020 г. устранить нарушения лесного законодательства, а именно: произвести уборку территории лесного фонда в квартале N 8 выделе 7 Молодинского участкового лесничества от строительного и бытовых отходов на площади 0,0022га.
Постановлением Комитета лесного хозяйства Московской области от 29 сентября 2020 г. по делу об административном правонарушении N 13-346/2020 ПАО "Россети Московский регион" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 8.31 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 375 000 руб.
Предписание и постановление Комитета лесного хозяйства Московской области в судебном порядке обществом не обжалованы.
14 октября 2020 г. старшим участковым лесничим проведены контрольно-надзорные мероприятия за исполнением выполнения ранее выданного предписания от 08 сентября 2020 г., срок исполнения которого истек, в ходе проведения которого установлено, что предписание обществом не исполнено, лесной участок не очищен от строительного и бытового мусора.
Результаты осмотра территории лесного участка отражены в акте осмотра от 14 октября 2020 г. и составлена фототаблица.
В связи с неисполнением обществом ранее выданного предписания, Комитетом 19 октября 2020 г. составлен протокол об административном правонарушении N 13-398/2020 по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Ссылаясь на самовольное занятие обществом участка лесного фонда и не освобождением его по требованию истца, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к ПАО "Россети Московский регион" об обязании произвести уборку лесного участка Молодинского участкового лесничества квартала N 8 выдела N 7 от строительных и бытовых отходов на площади 0,0022 га.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 февраля 2021 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 мая 2021 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ПАО "Россети Московский регион" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что владение обществом ЛЭП и нахождение бытового мусора на не принадлежащем ответчику лесном участке вблизи ЛЭП не свидетельствует о наличии обстоятельств, с которыми закон связывает обязанность ответчика по уборке лесных участков, в частности, что обнаруженный мусор является результатом деятельности общества, а также то, что ответчик причастен к засорению лесного участка и/или осуществлял работы, при которых закон обязывает производить уборку мусора в лесу (строительство, реконструкция, эксплуатация ЛЭП).
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ПАО "Россети Московский регион" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ПАО "Россети Московский регион", суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В соответствии с частью 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Сходные нормы также содержатся в пунктах 9 и 11 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденные приказом Рослесхоза от 10 июня 2011 г. N 223 (далее - Правила использования лесов).
Согласно пункту 16 Правил использования лесов лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами; восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек; принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц.
Приведенные нормы права возлагают на пользователя лесов обязанность по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на обеспечение противопожарной безопасности леса.
Согласно статье 53 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, в зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование). Лесопожарное зонирование устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160 (далее - Правила N 160), сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах определены Правилами пожарной безопасности в лесах.
Пунктом 19 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Согласно пункту 21 Правил пожарной безопасности в лесах складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров.
Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5-10 метров одна от другой.
Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417, устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (далее - Правила).
Пунктом 19 Правил предусмотрено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю.
Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Пунктом 34 Правил установлено, что просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Согласно пункту 35 Правил при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
На момент лесонарушения действовали Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 г. N 607, устанавливающие порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, согласно которым при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса (подпункт 1 пункта 14 Правил).
Согласно пункту 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 г. N 2047 (далее - Правила N 2047) и действующих в настоящее время, в лесах не допускается: загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды; невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
На момент лесонарушения действовали Правила N 607, устанавливающие порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, согласно которым при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса (подпункт 1 пункта 14 Правил).
Указанные Правила устанавливают единые требования к мерам санитарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению санитарной безопасности в лесах, в том числе при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Не допускается ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках, и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для рекреационных целей, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов. речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей (пункт 29 Правил N 2047).
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из тех обстоятельств, что ПАО "Россети Московский регион", являясь владельцем упомянутых выше линий электропередач, расположенных на спорном лесном участке, обязано осуществлять контроль за соблюдением требований лесного законодательства, следовательно, несет ответственность в случае нарушения данных требований.
При этом судами установлено, что обществом допущено нарушение требований правил санитарной безопасности в лесах.
Судами также принято во внимание, что настоящие требования заявлены Комитетом на основании вновь проведенного осмотра лесного участка.
Из акта осмотра территории лесного участка от 20 января 2021 г. следует, что общество как электросетевая организация, обслуживающая спорную ЛЭП, не обеспечило в охранной зоне уборку лесного участка от строительного и бытового мусора на площади 0,0022 га.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 февраля 2021 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 мая 2021 г. по делу N А41-79362/20 оставить без изменения, кассационную жалобу ПАО "Россети Московский регион" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На момент лесонарушения действовали Правила N 607, устанавливающие порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, согласно которым при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса (подпункт 1 пункта 14 Правил).
...
Не допускается ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках, и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для рекреационных целей, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов. речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей (пункт 29 Правил N 2047)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 августа 2021 г. N Ф05-19568/21 по делу N А41-79362/2020