город Москва |
|
27 августа 2021 г. |
Дело N А40-124323/20-84-883 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Гречишкина А.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Кунцево" на Молдавской": Горбатюка Ю.Б. (дов. N 02-ГЮ от 15.02.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Госинспекции по недвижимости: Хайбуллина Р.Р. (дов. N ГИН-Д-249/21 от 12.01.2021 г.);
рассмотрев 24 августа 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Госинспекции по недвижимости
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2021 г.,
по делу N А40-124323/20-84-883
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кунцево" на Молдавской"
к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Кунцево" на Молдавской" (далее - ООО "Кунцево" на Молдавской", общество, заявитель) является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:07:0004008:11, площадью 4 698 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Молдавская, вл. 4, на основании заключенного с Департаментом земельных ресурсов города Москвы договором аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 27 июля 2012 г. N М-07-037791 (далее - договор аренды), для целей эксплуатации помещения в здании магазина, сроком действия до 07 июня 2061 г. (далее - земельный участок).
На указанном земельном участке расположено нежилое одноэтажное здание с подвалом общей площадью 3 190,9 кв.м., с кадастровым номером 77:07:0004008:1107, 1975 года постройки, принадлежащее ООО "Кунцево" на Молдавской" на праве собственности (свидетельство о собственности от 25 января 1994 г. N 03254, выданное Московским городским советом народных депутатов), используемое обществом под торговые цели.
Впоследствии обществом была произведена продажа части здания и уменьшен объем общей доли собственности до 2 553,8 кв.м. (номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты с 1 по 22, 22а, с 23 по 63, 67, с 72 по 76; этаж 1, помещение I - комнаты с 1 по 47, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 27 мая 2011 г. N 77-АН N 179610.
28 января 2019 г. должностными лицами Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости) по результатам обследования земельного участка составлен акт о подтверждении факта незаконного, нецелевого использования земельного участка N 9075054, в соответствии с которым обществом была повторно осуществлена реконструкция расположенного на участке здания путем застройки подлестничного пространства, в результате чего образовались помещения площадью 106,9 кв.м, используемые им под шиномонтаж и технические помещения в отсутствие разрешительной документации на реконструкцию, при этом земельный участок для целей осуществления строительства не предоставлялся, изменения в договор аренды в части целевого использования участка не вносились.
Указанные обстоятельства явились основанием для направления Госинспекцией по недвижимости в адрес общества уведомлений об устранении выявленных нарушений в установленные сроки.
В связи с тем, что обществом указанные нарушения в добровольном порядке не устранены, Госинспекцией по недвижимости были проведены мероприятия по демонтажу спорных помещений в принудительном порядке, о чем оставлен акт от 22 июня 2020 г. о подтверждении пресечения незаконного использования земельного участка.
Считая свои права нарушенными, ООО "Кунцево" на Молдавской" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Госинспекции по недвижимости о признании незаконными действий, выразившихся в демонтаже находящихся в собственности общества помещений во внесудебном порядке.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13 ноября 2020 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2021 г. решение Арбитражного суда города Москвы от 13 ноября 2020 г. отменено, заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия Госинспекции по недвижимости, выразившееся в демонтаже помещений, находящихся в собственности ООО "Кунцево на Молдавской" во внесудебном порядке.
В кассационной жалобе Госинспекция по недвижимости просит об отмене постановления суда первой инстанции, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, а выводы суда не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, поскольку право собственности заявителя на спорные помещения было зарегистрировано до заключения договора аренды земельного участка, но обладали признаками незаконно размещенных объектов.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Кунцево" на Молдавской" просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судом норм процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта.
В заседании кассационной инстанции представитель Госинспекции по недвижимости поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Кунцево" на Молдавской" против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП утверждено Положение о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2.2 Постановления N 819-ПП Департамент городского имущества города Москвы в отношении объектов недвижимого имущества, включенных в утвержденный пунктом 1.2 данного постановления Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, заявляет в суд требования о сносе самовольной постройки.
Снос самовольных построек (освобождение земельных участков) на основании судебного акта (пункт 2.2) осуществляется Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (пункт 2.3 Положения).
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые действия являются незаконными, нарушают права и законные интересы общества, поскольку образованные в результате реконструкции помещения входят в состав принадлежащего обществу на праве собственности нежилого помещения с кадастровым номером 77:07:0004008:1107, в связи с чем внесудебный порядок демонтажа спорных помещений не мог быть применен.
Так, спорные помещения отмечены на поэтажном плане помещения с кадастровым номером 77:07:0004008:1107 (помещения N 67, с 72 по 76) и входили в состав общей площади здания с момента его постройки, то есть с 1975 года.
При этом реконструкция здания, в результате которой можно было бы говорить о создании нового объекта недвижимости, не производилась; обществом проводился ремонт спорных помещений, в подтверждение чего представлен договор на выполнение подрядных работ.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что внесудебный порядок демонтажа спорных помещений не мог быть применен, поскольку здание по адресу: г. Москва, ул. Молдавская, вл. 4 в Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости (приложение 2), не включено.
Судом также принято во внимание, что ранее Департамент городского имущества города Москвы обращался в Арбитражный суд города Москвы с иском к обществу о взыскании штрафных санкций за нарушение условий пользования арендованным земельным участком в рамках дела N А40-223450/2019, в удовлетворении требований которого было отказано.
Какие-либо иные судебные акты по вопросу об оспаривании права собственности общества на спорные помещения отсутствуют.
Выводы суда основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судебного акта.
При таком положении постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2021 г. по делу N А40-124323/20-84-883 оставить без изменения, кассационную жалобу Госинспекции по недвижимости - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.А.Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП утверждено Положение о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2.2 Постановления N 819-ПП Департамент городского имущества города Москвы в отношении объектов недвижимого имущества, включенных в утвержденный пунктом 1.2 данного постановления Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, заявляет в суд требования о сносе самовольной постройки.
Снос самовольных построек (освобождение земельных участков) на основании судебного акта (пункт 2.2) осуществляется Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (пункт 2.3 Положения)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 августа 2021 г. N Ф05-16638/21 по делу N А40-124323/2020