город Москва |
|
08 сентября 2021 г. |
Дело N А40-209887/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Гречишкина А.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Наконечный Л.А., доверенность от 10.09.2019;
от заинтересованного лица: Кустова А.И., доверенность от 21.01.2021; Маслова Е.А., доверенность от 21.01.2021; Соломина Н.В., доверенность от 21.12.2020;
рассмотрев 01 сентября 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Центральной энергетической таможни
на решение от 05 февраля 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 20 мая 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-209887/20
по заявлению ПАО "ГАЗПРОМ НЕФТЬ"
об оспаривании решений и требований
к Центральной энергетической таможне,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "ГАЗПРОМ НЕФТЬ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной энергетической таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании недействительными и отмене решений о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), от 29.09.2020 ЕАЭС N РКТ-10006060-20/000064, от 29.09.2020 N РКТ-10006060-20/000065, от 04.10.2020 N РКТ-10006060-20/000070, от 04.10.2020 N РКТ-10006060-20/000071, от 04.10.2020 N РКТ-10006060-20/000072, от 04.10.2020 N РКТ-10006060-20/000073, от 04.10.2020 N РКТ-10006060-20/000074, от 04.10.2020 N РКТ-10006060-20/000075, и требований о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - ДТ), до выпуска товара от 29.09.2020 по ДТ N 10006060/280920/0090895 на основании решения от 29.09.2020 N РКТ-10006060-20/000064, от 29.09.2020 по ДТ N 10006060/280920/0090895 на основании решения от 29.09.2020 N РКТ-10006060-20/000065, от 04.10.2020 по ДТ N 10006060/021020/0093086 на основании решения от 04.10.2020 N РКТ-10006060-20/000073, от 04.10.2020 по ДТ N 10006060/021020/0093086 на основании решения от 04.10.2020 N РКТ-10006060-20/000074, от 04.10.2020 по ДТ N 10006060/021020/0093154 на основании решения от 04.10.2020 N РКТ-10006060-20/000070, от 04.10.2020 по ДТ N 10006060/021020/0093154 на основании решения от 04.10.2020 N РКТ-10006060-20/000071, от 04.10.2020 по ДТ N 10006060/021020/0093030 на основании решения от 04.10.2020 N РКТ-10006060-20/000075, от 04.10.2020 по ДТ N 10006060/021020/0093115 на основании решения от 04.10.2020 N РКТ-10006060-20/000072.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 февраля 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Центральная энергетическая таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заинтересованного лица поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, обществом в таможню с применением временного периодического таможенного декларирования в апреле 2020 года поданы временные ДТ (далее - ВТД) N N 10006060/020420/0029950, 10006060/160420/0034182, 10006060/210420/0035780, 10006060/290420/0038640 на вывоз в таможенной процедуре экспорта товара: "Смеси ароматических углеводородов прочие, для прочих целей, фракция ароматических углеводородов (ФАУ): применяется для производства нефтеполимерных смол, ароматических и нефтяных растворителей, в качестве компонента моторного топлива, СТО 00148725-023-2018 с изм. 1, изготовитель: АО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-ОНПЗ" с применением кода 2707 50 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС (далее - товар, ФАУ).
Фактический вывоз задекларированного товара состоялся в период с 24.04.2020 по 10.06.2020.
После фактического вывоза товаров по указанным ВТД общество подало 29.09.2020 и 02.10.2020 в таможню полные ДТ (далее - ПВД) на товар N N 10006060/280920/0090895, 10006060/021020/0093030, 10006060/021020/0093086, 10006060/021020/0093115, 10006060/021020/0093154.
В ответ таможенный орган направил обществу:
- решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС от 29.09.2020 N РКТ-10006060-20/000064, от 29.09.2020 N РКТ-10006060-20/000065, от 04.10.2020 N РКТ-10006060-20/000070, от 04.10.2020 N РКТ-10006060-20/000071, от 04.10.2020 N РКТ-10006060-20/000072, от 04.10.2020 N РКТ-10006060-20/000073, от 04.10.2020 N РКТ-10006060-20/000074, от 04.10.2020 N РКТ-10006060-20/000075 (далее - РКТ), которыми описание товара, указанное в 31 графе ПВД, заменено на "Нефтепродукт, с содержанием ароматических углеводородов более 50 %, полученный из битуминозных пород", а код ТН ВЭД 2707 50 900 0 заменен на код 2710 12 900 8 ТН ВЭД ЕАЭС;
- требования о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - ДТ), до выпуска товара от 29.09.2020 по ДТ N 10006060/280920/0090895 на основании решения от 29.09.2020 N РКТ-10006060-20/000064, от 29.09.2020 по ДТ N 10006060/280920/0090895 на основании решения от 29.09.2020 N РКТ-10006060-20/000065, от 04.10.2020 по ДТ N 10006060/021020/0093086 на основании решения от 04.10.2020 N РКТ-10006060-20/000073, от 04.10.2020 по ДТ N 10006060/021020/0093086 на основании решения от 04.10.2020 N РКТ-10006060-20/000074, от 04.10.2020 по ДТ N 10006060/021020/0093154 на основании решения от 04.10.2020 N РКТ-10006060-20/000070, от 04.10.2020 по ДТ N 10006060/021020/0093154 на основании решения от 04.10.2020 N РКТ-10006060-20/000071, от 04.10.2020 по ДТ N 10006060/021020/0093030 на основании решения от 04.10.2020 N РКТ-10006060-20/000075, от 04.10.2020 по ДТ N 10006060/021020/0093115 на основании решения от 04.10.2020 N РКТ-10006060-20/000072 (далее - требования), которыми предписал внести соответствующие изменения в ПВД.
Общество уплатило вывозные таможенные пошлины и представило в таможню соответствующие корректировки к ПВД. В сопроводительном письме от 06.10.2020 N НК-04/014176 общество указало, что не согласно с соответствующими требованиями и РКТ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
Суды указали, что таможенный орган в обоснование оспариваемых решений о классификации товаров и требований, ссылался на разъяснения Минфина России от 16.09.2020 N 27-01-13/81348, согласно которым со дня вступления в силу приказа ФТС России от 19.06.2020 N 550 "О внесении изменения в Разъяснения о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных товаров, приведенные в приложении к приказу ФТС России от 14 января 2019 г. N 28" (далее - Приказ N 550) при подаче, как временной, так и полной таможенной декларации в отношении товара "нефтепродукты, полученные из битуминозных пород и содержащие более 50 масс. % ароматических составных частей" в графе 33 "Код товара" подлежит указанию код 2710 ТН ВЭД ЕАЭС; на вступление в силу Приказа N 550 и необходимость классификации товаров в соответствии с Приказом N 550.
Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав представленные в материалы дела документы, пришли к обоснованному выводу о том, что таможенным органом не доказано наличие законных оснований для принятия оспариваемых решений, и о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований общества исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 358 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) предусматривает, что любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-члена, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
Согласно пункту 1 статьи 20 ТК ЕАЭС, декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС, таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "О внесении изменений в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54" (с учетом изменений, внесенных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 10.12.2014 N 112) утверждены и введены в действие с 23.08.2012 ТН ВЭД ЕАЭС и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (далее - ЕТТ ЕАЭС), которым предусмотрены Основные правила интерпретации (далее - ОПИ ТН ВЭД).
ЕТТ ЕАЭС - свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию Евразийского экономического союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС, который содержит ОПИ.
В соответствии с пунктами 5, 6 и 7 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 "О Положении о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров" (далее - Положение N 522), ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.
В силу ОПИ N 1 ТН ВЭД, для юридических целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями правил 2 (а), 2 (б), 3 (а), 3 (б), 3 (в), 4, 5 и 6 ОПИ ТН ВЭД.
Указанные правила применяются последовательно, что означает применение последующего правила при невозможности применения предыдущего правила.
В соответствии с пунктом 1 ОПИ ТН ВЭД, названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с нижеследующими положениями ОПИ ТН ВЭД.
Согласно правилу 2 (б) ОПИ ТН ВЭД, любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с другими материалами или веществами. Любая ссылка на товар из определенного материала или вещества должна рассматриваться и как ссылка на товары, полностью или частично состоящие из этого материала или вещества. Классификация товаров, состоящих более чем из одного материала или вещества, осуществляется в соответствии с положениями Правила 3.
В Правиле 3 (а) установлено, что предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Однако, когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара.
На основании Правила 3 (б), смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим.
В Правиле 3 (в) ОПИ ТН ВЭД определено, что товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.
Правило 6 ОПИ ТН ВЭД указывает, что для юридических целей классификация товаров в субпозициях какой-либо товарной позиции осуществляется в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями вышеупомянутых правил, при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Соответственно, выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности), установление основных свойств, характеристик товара, функционального назначения и области применения товара.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", обоснованность классификационного решения проверяется судом исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, при этом суду надлежит руководствоваться ОПИ ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пунктов 6 и 7 статьи 52 ТК ЕАЭС решениями (разъяснениями) Комиссии и (или) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, по классификации отдельных видов товаров, если такие решения и разъяснения относятся к спорному товару.
При классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС применяются пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, рекомендованные к применению Коллегией Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" (далее - Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС), которые базируются на международной основе - Пояснениях к Гармонизированной системе, а также рекомендации и разъяснения по классификации товаров, данные Всемирной таможенной организацией в соответствии со статьей 7 Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983, в отношении которых Российская Федерация не заявила об отказе в их применении.
Суды указали, что основанием для вывода о незаконности оспариваемого классификационного решения является неправильная классификация товара таможенным органом. В судебном акте, при наличии к тому достаточных доказательств, также может содержаться вывод о верности классификации, произведенной декларантом, и об отсутствии в связи с этим у таможенного органа основания для принятия решения об иной классификации товара.
Судами учтено, что Пояснения к ТН ВЭД подготовлены с целью обеспечения единообразия интерпретации и применения ТН ВЭД. Пояснения к ТН ВЭД содержат толкования позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД.
Удовлетворяя заявленные требования, суды также обоснованно исходили из следующего.
- ФАУ соответствует описанию получения "аналогичных продуктов" по товарной позиции 2707, поскольку получается при "переработке нефти или при любом другом процессе", при этом "масса ароматических составных частей превышает массу неароматических", данному в Пояснениях к ТН ВЭД к товарной позиции 2707;
- ФАУ не является нефтепродуктом, полученным из битуминозных пород, в связи с чем положения Приказа N 550 не применимы;
- на момент вывоза ФАУ в апреле-июне 2020 года законодательством не установлены вывозные таможенные пошлины на товары, классифицируемые с кодом 2707509000 ТН ВЭД ЕАЭС. Приказ N 550, на который ссылалась таможня, принят после вывоза товаров - 19.06.2020 и вступил в силу 14.09.2020, и в любом случае не применим в ФАУ;
- ссылка таможни на разъяснения Минфина России от 16.09.2020 N 27-01-13/81348 обоснованно отклонена судами, поскольку письмо Минфина официально не опубликовано, не обладает нормативными свойствами и не может изменять положения актов, имеющих большую юридическую силу, в частности, путем установления возможности ретроспективного действия приказов ФТС России;
- ссылка таможни на Сборник классификационных мнений, принятых на 63 сессии ВТамО, обоснованно признана судами несостоятельной, поскольку ФАУ отличается по своим характеристикам от описанных в Сборнике товаров по техническим характеристикам, предназначению, способу производств.
14.09.2021 вступил в силу Приказ N 550, согласно которому нефтепродукты, полученные из битуминозных пород и содержащие более 50 масс. % ароматических составных частей, классифицируются в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС. При проведении таможенного контроля выявлено, что согласно паспортам качества доля ароматических углеводородов в ФАУ составляет значение от 78-81 % масс. Таким образом, ФАУ является нефтепродуктом, полученным из битуминозных пород, и подлежит классификации в товарной позиции 2710.
Суды указали, что, по мнению таможенного органа, ФАУ не относится к аналогичным товарам, поименованным в тексте пояснений к товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС, в связи с чем не представляется возможным классифицировать его в товарной позиции 2707, поскольку спорный товар является нефтепродуктом, полученным из битуминозных пород и содержащим более 50 масс. %, ароматических углеводородов.
Апелляционный суд отметил, что таможенный орган указывал на то, что судом первой инстанции не дана оценка тому, что ФАУ аналогичен товару "бензин моторный автомобильный марки АИ-92" по техническим характеристиками, способу производства и области применения. По мнению таможни, судом первой инстанции не дана оценка представленным в материалы дела письмам профильных институтов по отнесению ФАУ, к нефтепродуктам, полученным из битуминозных пород.
Суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что предварительное решение о классификации ФАУ в товарной позиции 2707 не имеет правового значения, поскольку до момента подачи ПВД оно отозвалось ФТС России. Приказ N 550 подлежит к применению к товарам, ВТД по которым поданы и сами товары вывезены до вступления в силу приказа.
Относительно доводов таможни о том, что положения Приказа N 550 применимы к ФАУ, поскольку последнее является нефтепродуктом, полученным из битуминозных пород, а не аналогичным продуктом, в котором масса ароматических составных частей превышает массу неароматических, суды указали следующее.
В соответствии с текстом товарной подсубпозиции 2707 50 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС в ней классифицируются следующие товары:
2707 |
Масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы; аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических: |
2707 50 |
- смеси ароматических углеводородов прочие, 65 об.% которых или более (включая потери) перегоняется при температуре 250°C по методу ISO 3405 (эквивалентному методу ASTM D 86): |
2707 50 900 0 |
- для прочих целей |
Из приведенного описания товарной позиции 2707 следует, что к ней относятся 2 вида товаров:
- масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы;
- аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что из вышеуказанных положений ТН ВЭД ЕАЭС следует, что при достижении необходимого уровня классификации задекларированного товара, последовательно выявляются следующие необходимые признаки товара, позволяющие отнести данный товар к подсубпозиции 2707 50 900 0 по ТН ВЭД ЕАЭС:
1. По содержанию ароматических составных частей (аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических);
2. По температуре выкипания более 65 об. % (смеси ароматических углеводородов прочие, 65 об. % которых или более (включая потери) перегоняется при температуре 250°C по методу ISO 3405 (эквивалентному методу ASTM D 86));
3. Функциональное назначение/область применения (для прочих целей, не для использования в качестве моторного топлива).
В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" разъяснено, что для целей интерпретации положений ТН ВЭД ЕАЭС судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.
Так, Пояснениям к ТН ВЭД, в товарной позиции 2707 под "аналогичными продуктами, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических" следует понимать "аналогичные масла и продукты с преобладанием ароматических составных частей, получаемые при низкотемпературной перегонке каменноугольной или другой минеральной смолы, при "отбензинивании" угольного (светильного) газа, при переработке нефти или при любом другом процессе".
Таким образом, в силу Пояснений к ТН ВЭД, термин "аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических", указанный в товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС, означает в том числе "продукты с преобладанием ароматических составных частей, получаемые при переработке нефти или при любом другом процессе".
Согласно пункту 6 Положения N 522, ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно, Правило ОПИ 1 применяется в первую очередь, Правило ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с Правилами ОПИ 1 или ОПИ 2.
В соответствии с Правилом ОПИ 1, для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с последующими Правилами ОПИ.
Суды указали, что технические требования к ФАУ регламентируются СТО 00148725-023-2018 "Фракция ароматических углеводородов", утвержденными 07.12.2018 производителем - АО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-ОНПЗ" (далее - СТО 00148725-023-2018). Согласно СТО 00148725-023-2018, указанный стандарт распространяется на фракцию ароматических углеводородов, получаемую на установках риформинга.
Согласно разделу 4 "Технические требования" СТО 00148725-023-2018 установлены следующие значения:
Наименование показателя |
Норма |
Метод испытания |
3 Фракционный состав: - температура начала кипения, °C, не ниже - температура 65% (об.) отгона, °C, - температура конца кипения, °C, не выше |
29,0 Не нормируется 220,0 |
ГОСТ 2177 (метод А) или ГОСТ ISO 3405 или ГОСТ Р ЕН ИСО 3405 или ASTM D 86 |
7 Углеводородный состав, массовая доля % - сумма олефиновых, не более - суммы ароматических, не менее |
1,70 65,00 |
ГОСТ 23507 (метод Б) ГОСТ Р 52714 (метод Б) или ASTM D 6730 |
Таким образом, суды установили, что ФАУ по содержанию ароматических составных частей и температуре перегонки соответствует текстам товарной позиции 2707 и субпозиции 2707 50.
При этом суды отметили, что указанные сведения о качественных показателях ФАУ в отношении каждой конкретной партии также подтверждаются паспортами качества, которые приложены к ДТ. Кроме того, в отношении указанных товаров также выполняется требование о необходимости выкипания более 65 об. % при температуре 250°С (фактически - полностью).
Суды указали, что согласно разделу 1 "Область применения" СТО 00148725-023-2018, ФАУ применяют для производства нефтеполимерных смол, ароматических и нефтяных растворителей, в качестве компонента моторного топлива. ФАУ не может использоваться в качестве моторного топлива без доведения его эксплуатационных показателей до требований к топливам моторным для двигателей внутреннего сгорания.
Указанная область применения отличается области применения товарной подсубпозции 2707 50 100 0 "для использования в качестве топлива", в связи с чем ФАУ по функциональному назначению/основному применению соответствует подсубпозиции 2707 50 900 0 "для прочих целей".
Согласно краткому описанию технологии приготовления ФАУ, изложенной в письме производителя - АО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-ОНПЗ" от 19.10.2020 N 03/029232, сырьем для установки каталитического риформирования Л-35/11-1000 являются фракции (легкие дистилляты): фр. 140-180°C (К-6 АВТ-10), фр. 85-140°C (АВТ-10), фр. Бензин 100-180°С (АТ-9), фр.80-180°C (ФСБ), фр. 140-170°C (С-100 КПА), фр. 85-140°C (С-100 КПА). Указанные легкие дистилляты в свою очередь производятся из Западно-Сибирской нефти в смести с конденсатом газовым стабильным на блоке AT (атмосферная перегонка), с предварительным поступлением на ЭЛОУ-7,8, ЭЛОУ АВТ-10, ЭЛОУ АТ-9 (ЭЛОУ-электрообессоливающая установка) и последующей стабилизацией и вторичной перегонкой на установках ФСБ, АТ-9, АВТ-10, С-100 КПА.
Указанные сведения о первоначальном сырье (нефти Западно-Сибирской и КГС) и процессах приготовления также подтверждаются прилагаемыми:
- изменением N 5 в технологический регламент секции Л-35/11-1000 установки каталитического риформинга от 22.01.2019 АО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-ОНПЗ";
- разделами 2 и 3 Технологического регламента установки АВТ-10 (ЭЛОУ-АВТ-6-М) АО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-ОНПЗ".
Таким образом, суды обоснованно заключили, что ФАУ соответствует термину товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС "аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических", поскольку получается при "переработке нефти или при любом другом процессе", при этом "масса ароматических составных частей превышает массу неароматических", данному в Пояснениях к ТН ВЭД к товарной позиции 2707.
Таким образом, учитывая Правило 1 ОПИ, суды обоснованно заключили, что текст товарной позиции кода 2707 соответствует ФАУ.
Суды отметили, что в качестве правового обоснования классификации ФАУ в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС таможня ссылалась на принятие Приказа N 550, установившего в пункте 48.1, что "Нефтепродукты, полученные из битуминозных пород и содержащие более 50 масс. % ароматических составных частей, классифицируются в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС".
Исходя из формулировки пункта 48.1 Приказа N 550 для классификации товаров в товарной позиции 2710 необходимо соблюдение одновременно двух следующих условий:
А. Товар является нефтепродуктом, полученным из битуминозных пород.
Б. Содержание ароматических составляющих в товаре составляет более 50 мас.%.
Суды указали, что таможня ссылалась на содержание в ФАУ ароматических составляющих более 50 мас. %, но не привела каких-либо обоснований и доказательств того, что ФАУ является "нефтепродуктом, полученным из битуминозных пород".
Суды обоснованно заключили, что ФАУ по основанию применяемого для производства сырья, в том числи исходного сырья, технологии производства не относится к нефтепродуктам, полученным из битуминозных пород.
Во-первых, в пояснении товарной позиции 2709 ТН ВЭД ЕАЭС подробно разъясняется, что следует понимать под "битуминозными породами" из которых извлекаются/получаются нефтепродукты: "в данную товарную позицию включается сырая нефть, а также сырые нефтепродукты, полученные из битуминозных пород (например, из сланцев, известковых пород, песчаников), то есть природные продукты, независимо от их состава, полученные из обычных или конденсатных залежей нефти или путем деструктивной перегонки битуминозных пород".
Иными словами, ТН ВЭД ЕАЭС выделяет следующие продукты:
а) сырая нефть - природный продукт, полученный из обычных или конденсатных залежей нефти;
б) сырые нефтепродукты, полученные из битуминозных пород - природные продукты, полученные путем деструктивной перегонки битуминозных пород (сланцы, известковые породы, песчаники).
Отличием между товарными позициями 2709 и 2710 ТН ВЭД ЕАЭС является то, что в товарной позиции 2709 - классифицируются сырые продукты, а в 2710 эти же товары, но подвергнутые любым процессам, кроме указанных в пояснении к товарной позиции 2709.
В связи с чем вышеуказанные пояснения к товарной позиции 2709 ТН ВЭД о содержании термина "нефтепродукты, полученные из битуминозных пород" является применимыми к вопросу оценки правомерности классификации товаров в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС, поскольку под "нефтепродуктами, полученными из битуминозных пород, не сырые" товарной позиции 2710 следует понимать переработанные "нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, сырые" товарной позиции 2709 ТН ВЭД ЕАЭС.
Аналогичные Пояснениям к ТН ВЭД сведения о битуминозных породах и получаемых из них нефтепродуктах приведены в научно-технической литературе:
- Как ищут и добывают нефть и газ, Гужов С.С.: Москва: Недра, 1973, раздел "Краткий терминологический словарь", стр. 134 "Битуминозные породы - сланцы, известняки и другие - породы, пропитанные затвердевшим битумом".
- Техническая энциклопедия, Мартене Л.К., том 2, М.: 1928, стр. 530 "Битуминозные породы - горные породы, преимущественно осадочные, пористые, сланцеватые и трещиноватые, заключающие в себе органические вещества в виде битумов и пиробитумов".
- Нефтегазовая энциклопедия, Вадецкий Ю.В., том. 1 (Б), стр. 71 "Битуминозные породы - породы, содержащие в значительном количестве битумы в рассеянном состоянии или в виде включений";
- Коррозия и химически стойкие материалы, Поляков К.А., Сломянская Ф.Б., Полякова К.К.: Москва; Ленинград: Госхимизда, 1953 "Природные битумы в чистом виде встречаются сравнительно редко. Обычно они сопровождаются песчаниками, известняками и другими породами, от которых битумы отделяются вываркой в котле с водой или экстракцией растворителями".
Таким образом, суды указали, что Пояснения к ТН ВЭД и научная литература позволяют определить,
а) что из себя представляют битуминозные породы (это сланцы, известняки и песчаники, содержащие природные продукты (в основном битумы)) и
б) каким образом осуществляется получение нефтепродуктов из битуминозных пород (деструктивная перегонка, выварка, экстракция растворителями).
Суды обоснованно заключили, что на основании вышеизложенного ФАУ не может являться нефтепродуктом, полученным из битуминозных пород, не сырым, в силу представленных обществом в материалы дела технологических документов, подтверждающих, что ни на одном из этапов производства ФАУ сырьем не являются нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, сырые.
Так, суды отметили, что помимо того, что сырьем для ФАУ выступают фракции фр. 140-180°C (К-6 АВТ-10), фр. 85-140°C (АВТ-10), фр. Бензин 100-180°С (АТ-9), фр. 80-180°C (ФСБ), фр. 140-170°C (С-100 КПА), фр. 85-140°C (С-100 КПА), согласно разделу 2 технологического регламента установки АВТ-10 (ЭЛОУ-АВТ-6-М) АО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-ОНПЗ", сырьем для получения вышеуказанных фракций, из которых производится ФАУ, выступает нефть следующим типов:
Тип |
Плотность, кг/м3, при температуре 20°C |
- 0 типа (особо легкая) |
Не более 830,0 |
- 1 типа (легкая) |
830,1 - 850,0 |
- 2 типа (средняя) |
850,1 - 870,0 |
- 3 типа (тяжелая) |
870,1 - 895,0 |
Указанные типы нефти соответствуют типам нефти согласно ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия", принятому постановлением Госстандарта России от 08.01.2002 N 2-ст (далее - ГОСТ Р 51858-2002), при этом 4-ый тип нефти "битуминозная" согласно ГОСТ Р 51858-2002 в качестве сырья для установки АВТ-10 (ЭЛОУ-АВТ-6-М) АО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-ОНПЗ" не применяется.
Суды отметили, что единственным доводом таможни по существу спора является утверждение о том, что нефти и генетически связанные с ней вещества относятся к битуминозным породам, в связи с чем таможня делает вывод о том, что смеси ароматических угеводородов получают переработкой фракций нефти на установках риформинга, что соответствует термину нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород.
Между тем, таможня не представила судам каких-либо доказательств генетической связи, в то время как ТН ВЭД ЕАЭС разграничивает термины "нефть, не сырая" и "нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, не сырые".
Пояснения к ТН ВЭД, Том I, к товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС разграничивают получение нефтепродуктов в результате переработки нефти и получение нефтепродуктов в результате переработки нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород:
"В данную товарную позицию включаются:
(А) "Отбензиненная нефть" (где путем перегонки были удалены некоторые более легкие фракции), а также легкие, средние и тяжелые масла с более или менее широким фракционным составом, полученные ГА1 путем перегонки или переработки сырой нефти, или ГБ1 сырых нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород. Эти масла, которые являются более или менее жидкими или полутвердыми, состоят преимущественно из неароматических углеводородов, таких как парафиновые, циклопарафиновые (нафтеновые)".
Аналогичный подход зафиксирован и в Пояснениях к ТН ВЭД, Том VI, к товарной позиции 2710:
"3) если нефтепродукты, полученные из нефти, и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, находятся в смешанном состоянии, эта смесь должна быть основной составляющей продукта. Именно эта существенная составляющая и определяет его использование".
В рамках рассматриваемого дела судами установлено, из чего получено ФАУ (нефть и газовый конденсат) и технология производства ФАУ (сначала получение из нефти легких фракций, из которых далее установке риформинга производится ФАУ).
Нефтепродукты, полученные из битуминозных пород сырые (2709) или не сырые (2710), в указанной производственной цепочке отсутствуют.
Как обоснованно указано судами, в учетной форме Государственного баланса запасов полезных ископаемых предусмотрено выделение в отдельную группу битуминозных пород: "углеводородное сырье; асфальтиты, битумы и битуминозные породы".
Суды обоснованно отметили, что указанное подтверждается как письмом Минэкономразвития России от 30.03.2007 N 4243-КА/Д18, так и тем, что помимо таможенного законодательства отдельные условия налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых в отношении битуминозных пород установлены налоговым законодательством.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации, одним из видов добытых полезных ископаемых являются битуминозные породы, при добыче которых согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации установлена налоговая ставка 6 процентов.
В соответствии с Порядком составления и ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного приказом Минприроды России от 15.05.2014 N 216, в Государственном балансе отражаются сведения о произошедших в отчетном году изменениях балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых в результате добычи из недр.
Таким образом, суды правомерно отметили, что нормативное правовое регулирование не только на уровне ТН ВЭД ЕЭАС, но и законодательства Российской Федерации выделяет и учитывает отдельно нефть и отдельно битуминозные породы.
Доводы таможни о том, что ФАУ не относится к аналогичным продуктам, поименованным в тексте пояснений к товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС, в связи с чем не представляется возможным классифицировать ФАУ в товарной позиции 2707, обоснованно отклонены судами на основании следующего.
Суды указали, что данная позиция таможни противоречит Пояснениям к ТН ВЭД (том VI, Разделы I - XXI, Группы 01 - 97), в которых даны примеры иных товаров, классифицируемых в товарной позиции 2707, но не поименованных в Пояснениях к ТН ВЭД, том I, к товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС. Например, "тяжелые масла" и "ароматические экстракты" "2707 99 910 0 Прочие и 2707 99 990 0. В данные подсубпозиции включаются в основном продукты, содержащие смеси углеводородов.
К этим продуктам относятся:
1) тяжелые масла (кроме сырых), полученные высокотемпературной перегонкой каменноугольной смолы или продукты, аналогичные этим маслам, при соблюдении следующих условий:
а) менее 65 об. % перегоняется при температуре 250°C по методу EN ISO 3405 (эквивалентному методу ASTM D 86);
б) пенетрация (метод иглы) при температуре 25°C, определенная по методу EN 1426, 400 или выше;
в) они имеют характеристики, отличные от характеристик, приведенных в товарной позиции 2715 00 000 0.
Данные продукты обычно имеют плотность выше 1000 г/см3 при температуре 15°C по методу EN ISO 12185. Продукты, не удовлетворяющие требованиям, изложенным выше в пунктах (а) - (в), должны быть классифицированы согласно их характеристикам, например, в подсубпозициях 2707 10 100 0 - 2707 30 900 0, 2707 50 100 0, 2707 50 900 0, товарной позиции 2708, субпозиции 2713 20 000 0 или товарной позиции 2715 00 000 0;
2) ароматические экстракты, не удовлетворяющие требованиям, указанным для этих продуктов в пояснениях к подсубпозициям 2713 90 100 0 и 2713 90 900 0".
Более того, перечень товаров, классифицируемых в товарной позиции 2707, является открытым, как минимум в силу наличия в нем товарной субпозиции 2707 99 "--прочие" и кода 2707 99 990 0 "--прочие".
Таким образом, доводы таможни обоснованно отклонены судами, так как опровергаются не только содержанием ТН ВЭД ЕАЭС, но и Пояснениями к ТН ВЭД, том VI, к товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно подпункту i) пункта 1 статьи 3 Международной Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, заключенной в Брюсселе 14.06.1983, каждая Договаривающаяся Сторона настоящей Конвенции обязуется использовать все товарные позиции и субпозиции Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений.
Как указано выше, текст товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС содержит указание на то, что в товарной позиции классифицируются аналогичные продукты [получаемые при переработке нефти или любом другом процессе], в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических.
При этом в субпозиции 2707 50 ТН ВЭД ЕАЭС прямо поименован следующий товар: "смеси ароматических углеводородов прочие, 65 об. % которых или более (включая потери) перегоняется при температуре 250°C по методу ISO 3405 (эквивалентному методу ASTM D 86)".
Суды установили, что ФАУ указанным текстам товарной позиции и подсубпозиции, принятым на уровне международной конвенции соответствует.
Согласно подпункту ii) пункта 1 статьи 3 Международной Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, заключенной в Брюсселе 14.06.1983, каждая Договаривающаяся Сторона настоящей Конвенции обязуется применять основные правила интерпретации Гармонизированной системы, а также все примечания к разделам, группам, товарным позициям и субпозициям и не изменять содержания разделов, групп, товарных позиций или субпозиций Гармонизированной системы.
В соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС подлежат классификации:
- нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых;
- продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас. % или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов;
- отработанные нефтепродукты.
При этом в примечании 2 к группе 27 ТН ВЭД указано, что в товарной позиции "нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород" означает не только нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, но и полученные любым способом аналогичные нефтепродукты, состоящие главным образом из смешанных ненасыщенных углеводородов, при условии, что масса неароматических составных частей превышает массу ароматических.
В Пояснениях к ТН ВЭД по товарной позиции 2710 также разъяснено, что в данную товарную позицию включаются:
I. А) "Отбензиненная нефть" (где путем перегонки были удалены некоторые более легкие фракции), а также легкие, средние и тяжелые масла с более или менее широким фракционным составом, полученные путем перегонки или переработки сырой нефти, или сырых нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород. Эти масла, которые являются более или менее жидкими или полутвердыми, состоят преимущественно из неароматических углеводородов, таких как парафиновые, циклопарафиновые (нафтеновые).
I. Б) Аналогичные нефтепродукты, в которых масса неароматических составных частей превышает массу ароматических;
I. В) Продукты, описанные выше в пунктах (А) и (Б), к которым добавлены различные вещества;
II. Отработанные нефтепродукты.
Также в Пояснениях к ТН ВЭД по товарной позиции 2710 отмечено, что в данную товарную позицию не включаются нефтепродукты с преобладанием по массе ароматических составных частей, полученные при переработке нефти или любом другом процессе (товарная позиция 2707).
В соответствии с ГОСТ 26098-84 "Нефтепродукты. Термины и определения", принятым постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24.02.1984 N 591, нефтепродуктами являются готовые продукты, полученные при переработке нефти, газоконденсатного, углеводородного и химического сырья. Как указано выше, ФАУ является готовым продуктом, полученным при переработке нефти и газоконденсатного сырья.
Таким образом, суды правомерно отметили, что основным различием между товарными группами 2710 и 2707, имеющим правовое значение, является состав продукта, а именно: соотношение неароматических и ароматических углеводородов.
Относительно доводов таможенного органа о том, что судом первой инстанции не дана оценка тому, что ФАУ аналогичен товару "бензин моторный автомобильный марки АИ-92" по техническим характеристиками, способу производства и области применения, апелляционный суд отметил следующее.
Апелляционный суд указал, что в обоснование необходимости классификации ФАУ в товарной позиции 2710 таможня ссылалась на то, что суд первой инстанции не дал оценку применимости на классификационного мнения ВТамО о классификации "Бензина моторного автомобильной марки АИ-92" в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС.
Между тем, суд первой инстанции, рассмотрев заявленный таможней довод, обоснованно его отклонил, указав, что ссылки таможенного органа на Сборник классификационных мнений, принятых на 63 сессии Всемирной таможенной организации, не могут быть приняты во внимание, поскольку ФАУ, вывезенная по ПВД N N 10006060/280920/0090895, 10006060/021020/0093030, 10006060/021020/0093086, 10006060/021020/0093115, 10006060/021020/0093154, отличается по своим характеристикам от описанных в Сборнике товаров, по техническим характеристикам, предназначению, способу производств. Доводы таможни о полном совпадении характеристик названных товаров документально не подтверждены, сравнительный анализ продуктов не проводился. Классификационное мнение ВТамО принято в отношении конкретного товара "Бензин автомобильный с октановым числом 92", при этом согласно СТО на ФАУ, последнее не может использоваться в качестве топлива.
Апелляционный суд указал, что в апелляционной жалобе таможня представила таблицу, которая не подтверждает довод о том, что ФАУ является тем же самым продуктом, что и "бензин моторный автомобильный марки АИ-92", а именно:
1. Различаются способы производства товаров.
Бензин моторный автомобильный марки АИ-92 является смесью компонентов различных технологических процессов: 1) прямой перегонки нефти, 2) каталитического реформинга, 3) алкилирования, 4) изомеризации дистиллятных фракций, 5) каталитического крекинга и 6) гидрокрекинга вакуумного газойля.
Между тем, как ФАУ является результатом переработки на установке каталитического риформирования Л-35/11-1000 фракций (легкие дистилляты): фр. 140-180°C (К-6 АВТ-10), фр. 85-140°C (АВТ-10), фр. Бензин 100-180°С (АТ-9), фр. 80-180°C (ФСБ), фр. 140-170°C (С-100 КПА), фр. 85-140°C (С-100 КПА). Указанные легкие дистилляты в свою очередь производятся из Западно-Сибирской нефти в смести с конденсатом газовым стабильным на блоке AT (атмосферная перегонка), с предварительным поступлением на ЭЛОУ-7,8, ЭЛОУ АВТ-10, ЭЛОУ АТ-9 (ЭЛОУ-электрообессоливающая установка) и последующей стабилизацией и вторичной перегонкой на установках ФСБ, АТ-9, АВТ-10, С-100 КПА.
Также апелляционный суд указал, что
2. Различаются сырье.
Как приведено выше, бензин моторный автомобильный марки АИ-92 является смесью компонентов большого числа технологических процессов. Согласно Информационно-техническому справочнику по наилучшим доступным технологиям "Переработка нефти", утвержденному приказом Росстандарта от 14.11.2017 N 2424, для указанных при производстве бензина технологических процессов используются следующие сырье и получаются следующие продукты:
2.1. Алкилирование. Сырьем процесса производства алкилбензина является бутан-бутиленовая фракция каталитического крекинга, содержащая в своем составе как алкилируемый компонент - изобутан, так и алкилирующие агенты - транс-бутен-2, цис-бутен-2, бутен-1 и изобутен.
Алкилат (алкилбензин) - продукт алкилирования изобутана низшими олефинами - является наиболее ценным высокооктановым компонентом, не содержащим олефиновых и ароматических углеводородов, бензола и серы.
2.2. Изомеризации дистиллятных фракций. Сырьем установок изомеризации могут быть легкий прямогонный бензин (н.к. - 62°C), бензин-рафинат (после экстракции аренов) и непосредственно фракция С5 - С6.
Товарными продуктами изомеризации С5 - С6 являются изопентановая и изогексановая фракции. Октановое число изопентановой фракции равно 89 (по моторному методу), а изогексановой, содержащей не более 1 % н-гексана, - 78. Кроме того, на установке выделяют бутановую и гексановую фракции, а также углеводородный газ.
2.3. Каталитический крекинг. Сырьем процесса служит прямогонный и гидроочищенныи вакуумный дистиллят (фр. 350 - 550°C), а также мазут, как в смеси с более легким сырьем, так и отдельно. Основными продуктами процесса являются:
а) пропан-пропиленовая и бутан-бутиленовая фракции с содержанием олефинов более 60 % масс - сырье для нефтехимического синтеза и производства пластмасс;
б) бензиновая фракция (НК - 220°C) - высокооктановый компонент автобензинов (октановое число свыше 92 п. по ИМ);
в) легкий газойль (фр. 220 - 270°C) - компонент дизельного топлива, флотореагент;
г) тяжелый газойль (фр. 270 - 420°C) - сырье для производства нефтяного кокса и технического углерода.
2.4. Гидрокрекинг вакуумного газойля. В качестве сырья на установках гидрокрекинга используют вакуумные и атмосферные газойли, газойли термического и каталитического крекинга, деасфальтизаты, мазуты, гудроны. Продукты: С1 - СЗ, легкая бензиновая фракция, тяжелая бензиновая фракци, средние дистилляты, тяжелый продукт.
3. Различные допустимые области применения.
Бензин моторный автомобильный марки АИ-92 предназначен для использования в поршневых двигателях внутреннего сгорания с электрическим зажиганием.
ФАУ предназначено для производства нефтеполимерных смол, ароматических и нефтяных растворителей, в качестве компонента моторного топлива.
Апелляционный суд указал, что общество обращает внимание на то, что возможность использования ФАУ в качестве одного из компонентов моторного топлива не означает возможность использования в качестве моторного топлива как исключительный продукт. Как указано в СТО 00148725-023-2018, ФАУ не может использоваться в качестве моторного топлива без доведения его эксплуатационных показателей до требований к топливам моторным для двигателей внутреннего сгорания.
4. Различные физико-химические характеристики и содержание ароматических составляющих.
Во-первых, по всем приведенным показателям ФАУ отличалось от характеристик бензина моторного автомобильного марки АИ-92.
Во-вторых, даже если бы показатели совпадали, таможня должны была бы представить сведения о том, какие методы использованы для получения приведенных показателей бензина.
В-третьих, в таблице таможня не приводит иные физико-химические характеристики, которые кардинально отличаются у ФАУ и приведенного бензина моторного автомобильного марки АИ-92.
Так, согласно классификационному мнению в отношении "бензина моторного автомобильного марки АИ-92", конечная точка кипения товара - 210°С, между тем, согласно СТО 00148725-023-2018 "Фракция ароматических углеводородов" конечная точка кипения ФАУ нормируется на уровне 220°С. Согласно СТО 00148725-023-2018 "Фракция ароматических углеводородов" предусмотрено, что начальная точка кипения ФАУ по методу составляет значение не менее 29,0°С. Между тем согласно классификационному мнению в отношении бензина моторного автомобильного марки АИ-92 такое значение должно составлять не менее 35°С и тому подобное.
В-четвертых, согласно СТО 00148725-023-2018 "Фракция ароматических углеводородов" предусмотрено содержание в ФАУ ароматических составляющих в значении не менее 65 масс. %.
Апелляционный суд обоснованно отметил, что, как следует из представленных в материалы дела паспортов качества, фактическое значение ароматических составляющих находилось в диапазоне 78-81 масс. %.
Между тем, согласно классификационному мнению, содержание ароматических составляющих в бензине - 52 % вес, в то время как содержание в продукте ароматических составляющих в значении более 65 % рассматривается ТН ВЭД как самостоятельное основание для классификации товара в отдельной товарной субпозиции 2707 50 "-смеси ароматических углеводородов прочие, 65 об. % которых или более (включая потери) перегоняется при температуре 250°C по методу ISO 3405 (эквивалентному методу ASTM D 86):".
Таким образом, апелляционный суд обоснованно заключил, что вопреки позиции таможни ФАУ не может считаться "бензином моторным автомобильным марки АИ-92" для целей применения в отношении него классификационного мнения ВТамО.
Ссылка таможни на представленные письма институтов обоснованно признана судами несостоятельной на основании того, что ни один из указанных институтов не подтвердил основной тезис таможни о том, что спорный товар является нефтепродуктом, полученным из битуминозных пород.
Более того, как обоснованно отметили суды, вопросы проверки правильности классификации вывезенного с территории Российской Федерации товара, согласно пункту 1 статьи 20 ТК ЕАЭС относятся к исключительной компетенции таможенного органа.
В связи с чем суды обоснованно заключили, что письма институтов о классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС не могут признаваться относимым и допустимым доказательством по настоящему делу (статья 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды указали, что таможенный орган привел позицию о том, что после вступления в силу Приказа N 550 предварительное решение о классификации отменено, а при подаче ПВД необходимо заново определить код товара согласно ТН ВЭД ЕАЭС и уплатить таможенные пошлины.
Отклоняя указанные доводы таможни, суды указали, что, как следует из краткого описания технологии приготовления ФАУ, изложенного в письме производителя - АО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-ОНПЗ" от 19.10.2020 N 03/029232, изменением N 5 в технологический регламент секции Л-35/11-1000 установки каталитического риформинга от 22.01.2019 АО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-ОНПЗ"; разделов 2 и 3 технологического регламента установки АВТ-10 (ЭПОУ-АВТ-6-М) АО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-ОНПЗ", а также СТО 00148725-023-2018, ФАУ производится из путем переработки легких дистиллятов, полученных из нефти типов 0 (особо легкая), 1 типа (легкая), 2 типа (средняя), 3 типа (тяжелая) и газового конденсата стабильного.
Суды отметили, что указанная информация подтверждена ФТС России, оформившей предварительное решение о классификации товара N RU/10000000/131219/0037/01 в товарной позиции 2707 и подтвердившей, что товар представляет собой смесь ароматических углеводородов, полученную в результате вторичных процессов переработки нефти на установках риформинга. С 2019 года и до настоящего времени технология производства ФАУ и используемое сырье не изменились.
Между тем, суды установили, что в оспариваемых решениях о классификации спорного товара в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС таможня указала на иное происхождение продукта, заменив указание на производство ФАУ в результате вторичных процессов переработки нефти на получение ФАУ из битуминозных пород: "Нефтепродукт, с содержанием ароматических углеводородов более 50 %, полученный из битуминозных пород".
В связи с чем суды указали, что таможня не представила доказательств того, что между получением обществом предварительного решения о классификации и вынесением оспариваемых решений таможни изменилось сырье или технология производства ФАУ.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно таможенный орган должен доказать обоснованность принятого таможенного решения.
Также суды установили, что на момент подачи ВТД и даты фактического вывоза ФАУ предварительное решение о классификации ФАУ с кодом 2707509000 ТН ВЭД ЕАЭС за номером RU/10000000/131219/0037/01 не отменено.
В силу части 21 статьи 102 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ), ставки вывозных таможенных пошлин при подаче полной декларации на товары применяются на день фактического вывоза товара.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на день фактического вывоза товаров предварительное решение о классификации действовало.
Суды, удовлетворяя требования общества, основывались не только на положениях пункта 3 статьи 6 ТК ЕАЭС, но также и на положениях части 1 статьи 6, частей 17, 21 статьи 102 Федерального закона N 289-ФЗ, статьи 57 Конституции Российской Федерации.
Положениями части 1 статьи 6 Федерального закона N 289-ФЗ акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, а также указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с настоящим Федеральным законом, применяются к отношениям, возникшим со дня вступления их в силу, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008 N 4574/08 и определению Конституционного Суда Российской Федерации от 07.11.2008 N 631-О-О, представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений между декларантом и таможенным органом - процедуры временного периодического таможенного декларирования, регулирование которой осуществляется специальными нормами законодательства в отношении такой процедуры.
Положениями пункта 3 статьи 6 ТК ЕАЭС, в котором указано, что если законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС в качестве особенностей таможенного декларирования предусмотрена подача двух и более деклараций на товары, то в отношении товаров, таможенное декларирование которых осуществляется с такими особенностями, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения применяются на день регистрации первой декларации на товары;
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Суды указали, что в данном случае понятие налога необходимо трактовать широко, включая в него, в частности, и таможенные платежи.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.11.1997 N 16-П, налоговым платежом в смысле статьи 57 Конституции Российской Федерации является платеж, отвечающий следующим признакам:
представляет собой основанную на законе денежную форму отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти;
осуществляется в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности;
указанный сбор поступает в специальный бюджетный фонд.
Таможенные платежи отвечают признакам налоговых платежей, что означает необходимость применения положений статьи 57 Конституции Российской Федерации.
Суды правомерно отметили, что положения части 17 статьи 102 Федерального закона N 289-ФЗ предусматривают закрытый перечень случаев, когда допускается уточнение в полной декларации на товары сведений, изменяющих коды товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, заявленные во ВТД:
1) при декларировании товаров в порядке, установленном частями 13 и 14 настоящей статьи, в части заявленных в полной декларации на товары (полной таможенной декларации) кодов ТН ВЭД ЕАЭС, указанных в списке товаров;
2) в случаях, предусмотренных частью 28 настоящей статьи;
3) в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
Суды установили, что рассматриваемая ситуация в указанном перечне не приведена.
В силу части 21 статьи 102 Федерального закона N 289-ФЗ, ставки вывозных таможенных пошлин при подаче полной ДТ применяются на день фактического вывоза товара.
Суды также установили, что Приказ N 550, на который ссылалась таможня, принят после вывоза товаров - 19.06.2020 и вступил в силу 14.09.2020.
На момент вывоза ФАУ в апреле - июне 2020 года законодательством не были установлены вывозные таможенные пошлины на товары, классифицируемые с кодом 2707509000 ТН ВЭД ЕАЭС.
Суды отметили, что обратная сила оспариваемых РКТ и требований об уплате таможенных пошлин по ставкам, который на момент подачи ВТД и вывоза товара не установлены в отношении ФАУ, лишает общество как добросовестного участника внешнеэкономической деятельности возможности понимать свои обязательства по уплате таможенных пошлин и поэтому нарушает конституционное начало стабильных правовых условий хозяйствования, выводимое из статей 8 (часть 1), 34 (часть 1), 35 и 57 Конституции Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.07.1999 N 111-О).
Хотя экономическая свобода не предопределяет получение гарантированного результата от ведения экономической деятельности, тем не менее, она предполагает защиту от рисков, связанных с произвольными и нарушающими сложившиеся условия хозяйствования решениями и действиями органов публичной власти, которые не позволяют субъектам экономической деятельности своевременно адаптироваться к новым условиям.
Как обоснованно отметили суды, общество в целях планирования хозяйственной деятельности, в том числе внешнеэкономической, должно быть заблаговременно осведомлено о составе и содержании своих фискальных обязательств, чтобы иметь возможность заранее учесть связанные с этим затраты в рамках расходов на ведение экономической деятельности. Затраты на уплату фискальных платежей не должны быть внезапными.
Решения таможенных органов, поскольку они определяют содержание обязанности по уплате таможенных пошлин и непосредственно интегрированы в публично-правовые отношения, не могут проявлять свое воздействие иначе, чем акты законодательства о налогах и сборах, и иметь обратную силу, ухудшающую положение налогоплательщиков/участников внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленных обществом требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05 февраля 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2021 года по делу N А40-209887/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Центральной энергетической таможни - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды правомерно отметили, что положения части 17 статьи 102 Федерального закона N 289-ФЗ предусматривают закрытый перечень случаев, когда допускается уточнение в полной декларации на товары сведений, изменяющих коды товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, заявленные во ВТД:
...
В силу части 21 статьи 102 Федерального закона N 289-ФЗ, ставки вывозных таможенных пошлин при подаче полной ДТ применяются на день фактического вывоза товара.
...
Суды отметили, что обратная сила оспариваемых РКТ и требований об уплате таможенных пошлин по ставкам, который на момент подачи ВТД и вывоза товара не установлены в отношении ФАУ, лишает общество как добросовестного участника внешнеэкономической деятельности возможности понимать свои обязательства по уплате таможенных пошлин и поэтому нарушает конституционное начало стабильных правовых условий хозяйствования, выводимое из статей 8 (часть 1), 34 (часть 1), 35 и 57 Конституции Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.07.1999 N 111-О)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 сентября 2021 г. N Ф05-20979/21 по делу N А40-209887/2020