г. Москва |
|
15 сентября 2021 г. |
Дело N А40-224398/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.09.2021.
Полный текст постановления изготовлен 15.09.2021.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Голобородько В.Я.,
судей Ядренцевой М.Д., Кочергиной Е.В.
при участии в заседании:
от истца: Морозков С.В. по дов от 27.12.2019
от ответчика:
рассмотрев 08.09.2021 в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение от 26.02.2021 Арбитражного суда города Москвы,
и на постановление от 31.05.2021
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по заявлению НИЦ "Курчатовский институт"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании недействительным решения,
третье лицо: ТУ Росимущества в Москве,
УСТАНОВИЛ:
НИЦ "Курчатовский институт" (далее также - заявитель, Институт) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее также - ответчик, Управление Росреестра по Москве, Управление) от 23.03.2020 No70-0-1-71/3124/2019-793,794 об отказе в осуществлении регистрационно-учетных действий; о возложении обязанности в течение месяца с даты вступления решения в законную силу устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем государственной регистрации договора N Д-30/182 аренды федерального недвижимого имущества, заключенного по результатам аукциона от 18.03.2019, и постановки на государственный кадастровый учет нежилых помещений по адресу: г.Москва, пл.Академика Курчатова, д.1, стр.95, этаж 2, пом.I, ком.21 (часть), 22, стр.73, этаж 1, пом.I, ком.172, общей площадью 235,2 кв.м.
Решением суда от 26.02.2021, принятым по настоящему делу, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 решение Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2021 оставлено в силе.
Управление Росреестра по Москве обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты, принять по делу новый судебный акт. В обоснование кассационной жалобы Управление Росреестра по Москве ссылалось на то, что судами не была дана оценка всем обстоятельствам дела, в том числе обстоятельствам неизолированности спорного помещения, а также пропуска заявителем срока исковой давности.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы. Представитель ответчика не явился, о времени и месте проведения судебного заседания был извещен надлежащим образом. Суд округа провел судебное заседание в порядке ст. 284 АПК РФ.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов, в связи со следующим.
Как установлено судами, 18.03.2019 между НИЦ "Курчатовский институт" (арендодатель) и Автономной некоммерческой организацией Координационный центр "Управляемый термоядерный синтез-международные проекты" (далее также - УТС-Центр) (арендатор) подписан договор N Д-30/182 аренды федерального недвижимого имущества, заключенный по результатам аукциона на основании протокола No2-1 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 12.11.2018 (далее также - договор аренды).
Предметом сделки является аренда нежилых помещений по адресу: г. Москва, пл.Академика Курчатова, д.1, стр.95, этаж 2, пом.I, ком.21 (часть), 22; стр.74, этаж 1, пом.I, ком.172, общей площадью 235,2 кв.м (далее также - объект).
Договор аренды согласован заместителем руководителя ТУ Росимущества в городе Москве Киреевым И.И.
Распоряжением ТУ Росимущества в городе Москве от 15.10.2018 No1366 заявителю дано согласие на сделки по передаче в аренду федерального недвижимого имущества, в том числе в отношении объекта.
Акт приема-передачи объекта подписан между НИЦ "Курчатовский институт" и УТС-Центр 01.12.2018.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (далее также - ЕГРН) строения 73 и 95 состоят на кадастровом учете, принадлежат на праве собственности Российской Федерации и закреплены на праве оперативного управления за НИЦ "Курчатовский институт".
В соответствии с договором аренды арендодатель передал, а арендатор принял во временное владение и пользование объект с согласия ТУ Росимущества в городе Москве в лице заместителя руководителя Киреева И.И.
Договор аренды заключен на срок по 30.11.2023 и подлежит государственной регистрации.
УТС-Центр за свой счет изготовил технические планы зданий на оптических компакт-дисках, размер каждого файла: 7 МБ, которые вместе с иными документами, а также с заявлениями от 21.06.2019 о государственной регистрации права на объект и его кадастровом учете были поданы в Управление.
Обязательство УТС-Центр по государственной регистрации договора аренды за свой счет предусмотрено п.3.2.1 договора аренды.
Основанием для обращения НИЦ "Курчатовский институт" в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу послужило решение Управления Росреестра по Москве от 23.03.2020 N 70-0-1- 71/3124/2019-793,794 об отказе в осуществлении регистрационно-учетных действий по государственной регистрации договора аренды и государственному кадастровому учету изменений объекта недвижимости в связи с образованием части нежилых зданий, расположенных по адресам: г.Москва, пл. Академика Курчатова, д.1, стр.95 (кадастровый номер 77:08:0011001:5832), г.Москва, пл.Академика Курчатова, д.1, стр.73 (кадастровый номер 77:00:0000000:15968).
Отказ мотивирован тем, что кадастровый учет и государственная регистрация обременения части помещения в виде части комнаты действующим законодательством не предусмотрены; технический план по форме либо содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана.
Не согласившись с отказом Управления, заявитель обратился в суд с вышеуказанным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно руководствовались следующими нормами права.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с п.3 ст.1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (п.3). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (п.5).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведены в п.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (п.4 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Согласно положениям п.5 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218- ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
На основании ч.1 ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 No218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В соответствии со ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Согласно положениям ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 No218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п.3 ч.1). Установив при проведении правовой экспертизы наличие оснований для приостановления государственной регистрации прав, государственный регистратор принимает решение о приостановлении государственной регистрации прав (п.2 ч.4). Уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа с обязательной ссылкой на положения настоящего закона (ч.6).
Как обоснованно установлено судами, объект аренды сторонами определен. Споры по поводу имущества, являющегося объектом договора аренды, между сторонами отсутствуют. Следовательно, у сторон договора аренды его идентификация в договоре аренды никаких сомнений не вызывает.
Перечисленные данные позволяют определенно установить имущество, переданное арендатору в качестве объекта аренды.
Основанием для отказа государственной регистрации договора аренды послужило то, что передаваемая арендатору часть помещения не изолирована, не обособлена от других помещений. По мнению Управления, кадастровый учет части неизолированного помещения действующим законодательством не предусмотрен.
Между тем согласно п.5 ст.44 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, если в аренду передается часть здания, право на которое зарегистрировано в ЕГРН, в частности, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), кадастровый учет такой части здания осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания без соответствующего заявления.
Основанием для кадастрового учета части здания в соответствии с п.2 ч.2 ст.14 и в корреспонденции с ч.5 ст.44 Федерального закона от 13.07.2015 No218-ФЗ является сам договор аренды.
В ЕГРН уже имеются все необходимые для осуществления государственного кадастрового учета части зданий сведения о передаваемой в аренду части здания, поскольку право собственности на здание было ранее зарегистрировано в ЕГРН.
Судами установлено, что здание было ранее поставлено на государственный кадастровый учет в государственном кадастре недвижимости. Сведения о здании и о его частях, содержавшиеся в ЕГРН, являются актуальными.
На основании ч. 6 ст. 72 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Арендодатель и арендатор в соответствии со ст. 607 ГК РФ исчерпывающе указали в договоре аренды все данные, позволяющие определенно установить часть здания, подлежащую передаче арендатору в качестве объекта аренды. Указанные в договоре аренды данные содержатся в ЕГРН.
Как разъяснено в п.9 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", если права на указанные недвижимые вещи (земельные участки, здания, сооружения, помещения) ранее были зарегистрированы за арендодателем, на государственную регистрацию договора аренды может быть представлен подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части недвижимой вещи, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимой вещи). Если из этого описания следует, что предмет договора аренды согласован сторонами, то отказ в регистрации договора аренды по причине непредставления кадастрового паспорта на объект аренды может быть признан судом незаконным.
Более того, согласно позиции, изложенной в п.9 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 30.11.2016, учет части помещения в целях фиксации ограничения (обременения) вещного права при сохранении права собственности на помещение в целом, равно как учет помещения как части здания, не приводит к появлению нового объекта недвижимости как объекта гражданских прав, даже если соответствующая переданная в пользование часть нежилого помещения или нежилого здания обладает свойствами обособленности и изолированности.
Описание части объекта недвижимости (помещения, здания) является лишь дополнительной характеристикой данного объекта.
При этом учет переданной в пользование части объекта недвижимости является правом, а не обязанностью собственника или иного лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о таких частях недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации договора аренды части здания (помещения).
Заявитель в рассматриваемом случае обратился в орган регистрации для регистрации договора аренды части здания, право собственности, на которое зарегистрировано в ЕГРН, государственный кадастровый учет такой части здания осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания или сооружения без соответствующего заявления и представления дополнительных документов.
В оспариваемом решении перечислены требования к техническому плану, установленные Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (зарегистрировано в Минюсте России 02.03.2016 No41304).
Согласно п.71 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утв. Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278, уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а не устранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.
Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, не устранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Судами установлено, что из перечисленных Управлением нарушений нормативных требований к техническому плану невозможно без дополнительных разъяснений понять, какие конкретные действия необходимо совершить для их устранения.
Кроме того, на регистрацию договора аренды было передано два технических плана (на стр.93 и стр.73).
При этом из оспариваемого решения Управления невозможно установить, какой именно технический план не соответствует указанным требованиям к техническому плану.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу, что представленные на государственную регистрацию документы в настоящем случае соответствовали требованиям действующего законодательства и содержали всю необходимую информацию для осуществления регистрационных действий.
При таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания для принятия оспариваемого отказа, которое противоречит требованиям Федерального закона от 13.07.2015 No218-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя.
Вопреки доводам кассационной жалобы, соблюдение процессуального срока на обращение с настоящим заявление, было установлено судом первой инстанции. Доводы заявителя о необходимости исчисления срока в ином порядке направлены на переоценку установленных судом обстоятельств.
Иных доводов, которые не были предметом рассмотрения судебных инстанций, кассационная жалоба не содержит.
Отказ в государственной регистрации по формальным основаниям, однозначно не соответствующий целям и назначению процедуры публичной проверки представляемых на государственную регистрацию правоотношений аренды документов.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание изложенное, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения или отмены обжалуемом в кассационном порядке решение суда первой инстанции и постановлении суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26.02.2021, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021 по делу N А40-224398/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Я. Голобородько |
Судьи |
М.Д. Ядренцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В оспариваемом решении перечислены требования к техническому плану, установленные Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (зарегистрировано в Минюсте России 02.03.2016 No41304).
Согласно п.71 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утв. Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278, уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а не устранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 сентября 2021 г. N Ф05-22100/21 по делу N А40-224398/2020