город Москва |
|
21 сентября 2021 г. |
Дело N А41-78187/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Гречишкина А.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 14 сентября 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Минераловодской таможни
на решение от 08 апреля 2021 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 03 июня 2021 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-78187/20
по заявлению ООО "РУСТЕКС"
об оспаривании постановления
к Минераловодской таможне,
УСТАНОВИЛ:
ООО "РУСТЕКС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Минераловодской таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании незаконным и отмене постановления от 29.09.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10802000-452/2020, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 апреля 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 июня 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Минераловодская таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 22.06.2019 обществом зарегистрирована декларация на товары (далее - ДТ) N 10805010/220619/0036812 на товары, прибывшие на таможенную территорию Евразийского экономического союза в рамках внешнеторгового контракта от 10.01.2017 N 01/2017Ех-2, заключенного с ООО "ZELAL TEKSTIL" (Узбекистан).
Согласно сведениям, указанным в графе 31 ДТ, заявленный товар представляет собой: товар N 5, позиция 1 - трикотажное полотно 95 % хлопка, 5 % лайкра 36/1 компакт кулирное отбеленное 155 рулонов, вес нетто без учета упаковок 3.425 кг; позиция 2 - трикотажное полотно 95 % хлопка, 5 % лайкра 36/1 компакт кулирное окрашенное 213 рулонов, вес нетто без учета упаковок 5.066 кг. Всего товар N 5 - 368 рулонов вес брутто 8.785,4 кг, вес нетто с учетом первичной упаковки 8.675 кг, вес нетто без учета упаковки - 8.491 кг.
Товар имел следующую упаковку: трикотажное полотно намотано на картонный конус и весь рулон упакован в полиэтиленовую пленку.
При проведении таможенного контроля (акт таможенного досмотра от 26.06.2020 N 10802040/290620/000379) с полным взвешиванием согласно методике измерений "ГСИ. Масса товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза в упакованном виде. Методика измерений", доведенной до таможенных органов письмом ФТС России от 01.10.2018 N 09-93/62148 (далее - Методика N 09-93/62148), таможней установлено, что вес нетто товара N 5 больше на 41,131 кг, чем заявлено в ДТ, в том числе: позиция 1 - 95 % х/б, 5 % лайкра 36/1 компакт кулирное отбеленное на картонном носителе - 17,5 кг, позиция 2 - 95 %, х/б 5 % лайкра 36/1 компакт кулирное окрашенное на картонном носителе - 23,631 кг.
В ходе административного расследования по делу вынесено определение о назначении товароведческой экспертизы товаров, явившихся предметом правонарушения, с целью установления их стоимости, производство которой поручено экспертам Экспертно-криминалистической службы - региональный филиал Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Пятигорск.
Согласно заключению эксперта Экспертно-криминалистической службы - региональный филиал Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Пятигорск от 13.08.2020 N 12405010/0019061, рыночная стоимость партии товаров (общим весом нетто 41,131 кг) на территории Российской Федерации по состоянию на 22.06.2020 составила 18.014,68 руб.
По результатам административного расследования в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 15.09.2020 по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Постановлением о назначении административного наказания от 29.09.2020 N 10802000-452/2020 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 12.009,79 руб.
Общество, полагая, что указанное постановление является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что ответственность по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ применяется в том случае, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).
Согласно статье 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
Статьей 105 ТК ЕАЭС установлено, что при таможенном декларировании применяется следующий вид таможенной декларации: декларация на товары.
Сведения, подлежащие указанию в декларации на товары, установлены статьей 106 ТК ЕАЭС.
Согласно части 4 статьи 106 ТК ЕАЭС, в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; происхождение товаров; наименование страны отправления и страны назначения; производитель товаров; товарный знак; наименование места происхождения товара, являющееся объектом интеллектуальной собственности, включенным в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов и (или) национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства-члена, таможенному органу которого подается декларация на товары; описание упаковок; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров); статистическая стоимость.
В соответствии с пунктом 8 статьи 111 ТК ЕАЭС, с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 4 статьи 404 ТК ЕАЭС, при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.
Пунктом 7 статьи 405 ТК ЕАЭС предусмотрено, что обязанности таможенного представителя перед таможенными органами не могут быть ограничены договором с представляемым лицом.
Согласно пункту 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, декларант обязан:
1) произвести таможенное декларирование товаров;
2) представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации;
3) предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, либо по требованию таможенного органа;
4) уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с ТК ЕАЭС;
5) соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры.
В статье 84 ТК ЕАЭС за декларантом закреплено право осматривать, измерять товар, находящийся под таможенным контролем до подачи декларации на него.
Согласно пункту 29 Порядка заполнения ДТ на товары, вывозимые с таможенной территории, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "О форме декларации на товары и порядке ее заполнения" (далее - Порядок заполнения ДТ), в графе 31 "Грузовые места и описание товаров" декларации на товары указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, а также о грузовых местах.
В графе 38 декларации "Вес нетто (кг)" вес товара указывается в килограммах масса "нетто" декларируемого товара: для товара, перемещаемого в упакованном виде: масса декларируемого товара с учетом только первичной упаковки, если в такой упаковке, исходя из потребительских свойств, товары предоставляются для розничной продажи и (или) первичная упаковка, способствующая сохранению товара при его продаже, не может быть отделена от товара до его потребления без нарушения потребительских свойств товаров; масса декларируемого товара без учета какой-либо упаковки в остальных случаях. Через знак разделителя "/" указывается масса "нетто" декларируемого товара без учета всех видов упаковки при наличии таких сведений в транспортных (перевозочных), коммерческих, иных документах либо на упаковке товара (пункт 36 Порядка заполнения ДТ).
Как следует из материалов дела и установлено судами, в графе 31 спорной ДТ заявленный товар представляет собой: товар N 5, позиция 1 - трикотажное полотно 95 % хлопка, 5 % лайкра 36/1 компакт кулирное отбеленное 155 рулонов, вес нетто без учета упаковок 3.425 кг; позиция 2 - трикотажное полотно 95 % хлопка, 5 % лайкра 36/1 компакт кулирное окрашенное 213 рулонов, вес нетто без учета упаковок 5.066 кг. Всего товар N 5 - 368 рулонов вес брутто 8.785,4 кг, вес нетто с учетом первичной упаковки 8.675 кг, вес нетто без учета упаковки - 8.491 кг.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ), измерения должны выполняться по аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений.
Согласно пункту 13 части 3 статьи 1 Федерального закона N 102-ФЗ, таможенные операции входят в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений.
В силу пункта 19 статьи 2 Федерального закона N 102-ФЗ, под прямым измерением понимается измерение, при котором искомое значение величины получают непосредственно от средства измерений.
Погрешность измерения - это отклонение измеренного значения величины от ее истинного (действительного) значения. Истинное значение величины лежит в установленном интервале с некоторой вероятностью. При этом отклонение от истинного значения возможно как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения значения.
Приказом ФТС России от 19.05.2014 N 915 утвержден Перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, выполняемых при проведении таможенных операций (далее - Перечень).
Перечень включает в себя измерения количественных показателей товаров, весовых и габаритных размеров автотранспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.
Указанные измерения проводятся на основании Методики N 09-93/62148.
Согласно пункту 6.2.1 Методики N 09-93/62148, метод прямых измерений заключается в определении значения массы брутто партии товара (с учетом упаковки и поддонов (при размещении товаров в упаковке на поддонах)), массы нетто партии декларируемого товара (с учетом первичной упаковки) при однократном взвешивания товарной партии при условии, что весы по метрологическим характеристикам (Max, НПВ, Min, НмПВ и классу точности) позволяют взвесить в один прием всю товарную партию.
Результат измерений берется непосредственно с весов. Методом косвенных измерений является определение массы брутто (для последующего определения массы нетто товара без учета какой-либо упаковки), массы нетто партии декларируемого товара (с учетом первичной упаковки) расчетным способом (при невозможности определения массы товарной партии методом прямых измерений в один прием).
Судами установлено, что в акте таможенного досмотра от 26.06.2020 N 10802040/290620/000379 зафиксировано, что расчет веса брутто и веса нетто произведен с применением Государственной системы обеспечения единства измерений "Масса товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза в упакованном виде. Методика измерений" (письмо ФТС России от 01.10.2018 N 09-93/62148). Величина абсолютной погрешности + - 3 кг. Взвешивание производилось на весах: 4D-U-1-2000, дата поверки 10.03.2020, заводской номер 1131; весы электронные товарные ФОРТ-П, заводской номер 2232, дата поверки 10.03.2020 (лист 8 акта таможенного досмотра).
При проведении таможенного досмотра таможенным органом произведено взвешивание всего товара в упаковке, и по результатам установлен вес брутто товара в количестве 18.815,2 кг, что на 20 кг больше, чем заявлен по всем товарам в ДТ, процент отклонения веса составил 0,2 %.
По товару N 5 (368 рулонов) вес брутто установлен в количестве 8.792,5 кг (позиция N 1 - 3.551 кг, позиция N 2 - 5.241,5 кг), вместо заявленного 8.785,4 кг, что на 7,1 кг больше (отклонение 3,08 %).
При расчете веса нетто таможенным органом не применялась методика установления среднего веса 1 упаковки, которая потом должна быть распространена на всю партию упаковки. Если по товару N 5 к досмотру предъявлено 368 рулонов имеющих упаковку в виде картонного конуса и полиэтиленовой пленки, то для расчета среднего веса каждого вида упаковки необходимо было взвесить 10 % от всех рулонов и пленки и конуса.
Расчет веса нетто по позиции N 1 - произведено взвешивание 115 рулонов (вместо 155 рулонов) и установлен вес брутто 3.551 кг. Далее с 1 рулона снята упаковочная пленка и взвешена (вес 0,48 кг), также отделен 1 картонный носитель (конус) и также взвешен (0,22 кг). Затем вес пленки и конуса умножены на количество рулонов (0,48 + 0,22) x 155 рулонов = 108,5 кг. Далее из веса брутто вычтен вес упаковки, и в результате рассчитан вес позиции N 1 (3.551 кг (брутто) - 108,5 кг (упаковка) = 3.442,5 кг.
Расчет веса нетто по позиции N 2 - взвешено 213 рулонов и установлен вес брутто - 5.241,5 кг. Далее взвешена пленка с 3-х рулонов, установлен вес каждой (0,24, 0,22, 0,24) и рассчитан средний вес пленки 0,233 кг. Затем взвешен 1 конус и установлен его вес 0,48 кг. Затем установлен вес упаковки, вес пленки и конуса умножен на количество рулонов (0,48 + 0,233) x 213 рулонов = 151,87 кг. Далее из веса брутто вычтен вес упаковки и в результате рассчитан вес позиции N 2 (5.241,5 кг (брутто) - 151,87 кг (упаковка) = 5.089,63 кг.
Общий вес нетто товара N 5 составил 8.532,13 кг (позиция 1 - 3.442,5 кг + позиция - 15.089,63).
На основании этих расчетов таможенный орган установил превышение веса нетто товара N 5 на 41,131 кг от заявленного в ДТ N 10805010/220619/0036812 значения.
Суды обоснованно заключили, что все вышеперечисленные факты свидетельствуют о том, что несоответствие веса нетто товара N 5 в количестве 41,131 кг (0,08 % от заявленного в ДТ), установленное таможенным органом, является результатом как погрешности весов, так и неверного применения расчетного метода определения веса нетто.
При этом доказательств того, что общество не выполнило требования таможенного законодательства по декларированию товара в незаявленной его части, таможенным органом судам не представлено.
Кроме того, судами установлено, что в настоящем случае при декларировании поступившего товара общество руководствовалось имеющимися у него документами.
При декларировании обществом заявлены количественные характеристики товара, который общество намеревалось выпустить для обращения на таможенной территории ЕАЭС.
При декларировании товаров таможенные органы осуществляют проверочные мероприятия в целях установления правомерности заявленных сведений о товаре и обеспечения правильности и полноты уплаты таможенных пошлин. Таким образом, в любом случае выпуску товара предшествует процедура его проверки (правильности декларирования).
Доказательств того, что часть товара, не декларирование которого вменено в вину общество, скрывалась от таможни или иным способом утаивалась для пересечения таможенной границы, таможенным органом судам не представлено.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При изложенных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии в данном случае оснований для привлечения общества к административной ответственности ввиду отсутствия состава правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем суды правомерно заключили, что у таможни отсутствовали правовые основания для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что заявленные требования общества подлежат удовлетворению, а оспариваемое постановление таможенного органа является незаконным и подлежит отмене.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 08 апреля 2021 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 июня 2021 года по делу N А41-78187/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Минераловодской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что в акте таможенного досмотра от 26.06.2020 N 10802040/290620/000379 зафиксировано, что расчет веса брутто и веса нетто произведен с применением Государственной системы обеспечения единства измерений "Масса товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза в упакованном виде. Методика измерений" (письмо ФТС России от 01.10.2018 N 09-93/62148). Величина абсолютной погрешности + - 3 кг. Взвешивание производилось на весах: 4D-U-1-2000, дата поверки 10.03.2020, заводской номер 1131; весы электронные товарные ФОРТ-П, заводской номер 2232, дата поверки 10.03.2020 (лист 8 акта таможенного досмотра).
...
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
...
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем суды правомерно заключили, что у таможни отсутствовали правовые основания для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 сентября 2021 г. N Ф05-22079/21 по делу N А41-78187/2020