г. Москва |
|
11 октября 2021 г. |
Дело N А40-187535/2020 |
Арбитражный суд Московского округа в составе судьи Ядренцевой М.Д.,
рассмотрев материалы кассационной жалобы открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.01.2021,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2021, принятые в порядке упрощенного производства,
по иску общества с ограниченной ответственностью "ИнтерТранс"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании пени,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью (ООО) "ИнтерТранс" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о взыскании с пени за просрочку доставки в размере 50 380 руб. 92 коп.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 09.10.2020 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.01.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2021, исковые требования удовлетворены частично.
С ОАО "РЖД" в пользу ООО "ИнтерТранс" взыскано 45 000 руб. пени.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 18.01.2021 и постановление от 01.06.2021 изменить, принять по делу новый судебный акт, уменьшив сумму пени на 34 987 руб. 56 коп.
Жалоба мотивирована тем, что при принятии судебных актов суд первой и апелляционной инстанций неправильно применил нормы материального права, нарушил нормы процессуального права, не выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении и постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Изучив доводы кассационной жалобы, а также материалы дела, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актов, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и постановления, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и суд установил, что между ООО "ИнтерТранс" и ОАО "Российские железные дороги" были заключены договоры перевозки вагонов.
Исковые требования мотивированы тем, что несмотря на срок доставки, указанный в накладных, вагоны доставлялись на станцию назначения и выдавались грузополучателю с просрочкой, что подтверждается соответствующими транспортными железнодорожными накладными.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Согласно статье 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 % платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью 1 статьи 29 настоящего Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельств.
В пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2010 N 37) разъяснено, что при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пени за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 2 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила N 27) исчисление срока доставки груза начинается с 00:00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления".
Дата истечения срока доставки груза указывается перевозчиком во всех листах накладной. Нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов.
Неполные сутки при исчислении сроков доставки грузов считаются за полные. Расчетное время - московское.
Согласно пункту 6.3 Правил N 27 сроки доставки грузов увеличиваются в случае задержки вагонов в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам.
В пункте 6.4 Правила N 27 предусмотрено, что сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях задержки вагонов, контейнеров в пути следования вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемий или иных обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок грузов. О причине задержки грузов и о продолжительности этой задержки, перевозчик обязан составить акт общей формы.
Установив, факт нарушения ответчиком нормативного срока доставки вагона, а также недоказанность ответчиком, что просрочка произошла по независящим от него обстоятельствам, что ответчиком не представлено каких-либо доказательств того, что маршрут следования порожних вагонов транзитом через станции Московского железнодорожного узла являлся кратчайшим маршрутом, суд первой и апелляционной инстанции в соответствии со статьями 8, 12, 307, 308, 309, 310, 314, 329, 330, 333, 431, 784, 792, 793, 797 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял правильное решение о частичном удовлетворении исковых требований с учетом применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя о том, что по накладным N N ЭШ 650474, ЭЫ 703615, ЭЬ 075958, ЭЬ 669375, ЭЭ 074754, ЭЬ 748080, ЭЬ 747340 в расчете истца неверно указана и рассчитана провозная плата, а именно с включенным в нее НДС подлежит отклонению, поскольку в графе "Тарифные отметки" ("Расчеты с отправителем") железнодорожной транспортной накладной указывается полная сумма начисленной провозной платы и дополнительных сборов, включенных в перевозочные документы.
Доводы заявителя о том, что повреждение вагонов возникло не по вине ответчика, что собственник вагона несет ответственность за задержку вагона в пути следования, подлежат отклонению, поскольку о причине задержки грузов и продолжительности этой задержки, перевозчик обязан составить акт общей формы, которые ответчиком в материалы дела не представлены.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда первой и апелляционной инстанций, а сводятся к несогласию с выводами суда относительно обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, а потому не могут быть положены в основу отмены обжалуемых судебных актов, так как заявлены без учета норм части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключивших из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка судом первой или апелляционной инстанции.
Неправильное применение норм материального права и нарушения норм процессуального права, которые могли бы послужить основанием для отмены принятых по делу судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в кассационной жалобе не указаны и судом кассационной инстанции не установлены, а потому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебная коллегия обращает внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.01.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2021 по делу N А40-187535/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Судья |
М.Д.Ядренцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 6.4 Правила N 27 предусмотрено, что сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях задержки вагонов, контейнеров в пути следования вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемий или иных обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок грузов. О причине задержки грузов и о продолжительности этой задержки, перевозчик обязан составить акт общей формы.
Установив, факт нарушения ответчиком нормативного срока доставки вагона, а также недоказанность ответчиком, что просрочка произошла по независящим от него обстоятельствам, что ответчиком не представлено каких-либо доказательств того, что маршрут следования порожних вагонов транзитом через станции Московского железнодорожного узла являлся кратчайшим маршрутом, суд первой и апелляционной инстанции в соответствии со статьями 8, 12, 307, 308, 309, 310, 314, 329, 330, 333, 431, 784, 792, 793, 797 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял правильное решение о частичном удовлетворении исковых требований с учетом применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 октября 2021 г. N Ф05-21971/21 по делу N А40-187535/2020