Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 29 июля 2004 г. N А23-133/04А-5-24
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании от предприятия - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от налогового органа - Р.М.В. - специалиста 1 категории (дов. от 01.06.04 б/н пост. ),
рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС России N 12 по Калужской области на решение от 16.04.04 Арбитражного суда Калужской области по делу N А23-133/04А-5-24, установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "НИЦ КС" (далее по тексту - ФГУП "НИЦ КС") в лице конкурсного управляющего обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Инспекции МНС России по г. Обнинску Калужской области (в настоящее время - Межрайонная инспекция МНС России N 12 по Калужской области) по списанию задолженности по налогам и сборам в сумме 970 руб. 89 коп. на основании инкассовых поручений N 10090 от 25.09.03 на сумму 197 руб. 29 коп. (пени по налогу на пользователей автомобильных дорог); N 10091 от 25.09.03 на сумму 144 руб. 86 коп. (пени по ЕСН в федеральный бюджет); N 10092 от 25.09.03 на сумму 80 руб. 70 коп. (по ЕСН в ФСС); N 10093 от 25.09.03 на сумму 140 руб. 84 коп. (пени по ЕСН в территориальный ФОМС); N 10094 от 25.09.03 на сумму 305 руб.27 коп. (НДС); N 10095 от 25.09.03 на сумму 101 руб. 93 коп. (пени по НДС), по выставлению на расчетный счет ФГУП "НИЦ КС" инкассовых поручений N 10387 от 06.10.03 на сумму 15 руб. (налог на содержание милиции); N 10388 от 06.10.03 на сумму 3 руб. (пени по налогу на содержание милиции); N 10386 от 06.10.03 на сумму 8213 руб. (пени по земельному налогу); N 10385 от 06.10.03 на сумму 35 732 руб. (земельный налог), N 10094 от 25.09.03 на сумму 1 387 руб. (НДС); N 10087 от 25.09.03 на сумму 45 911 руб. (налог на доходы физических лиц); N 10088 от 25.09.03 на сумму 115366 руб. 02 коп. (пени по налогу на доходы физических лиц); N 10089 от 25.09.03 на сумму 6110 руб. (налог на пользователей автомобильных дорог); N 10666 от 27.10.03 на сумму 27 руб. 88 коп. (пени по налогу на уборку территории); N 10958 от 18.11.03 на сумму 1321 руб.61 коп (земельный налог на земли городов).; N 10959 от 18.11.03 на 23940 руб. (ЕСН в федеральный бюджет); N 10960 от 18.11.03 на сумму 914 руб. 98 коп. (ЕСН в федеральный бюджет); N 10962 от 18.11.03 на сумму 4080 руб. (ЕСН в ФСС); N 10963 от 18.11.03 на сумму 190 руб. 43 коп. (ЕСН в ФСС); N 10964 от 18.11.03 на сумму 342 руб. (ЕСН в федеральный ФОМС); N 10965 от 18.11.03 на сумму 14 руб. 81 коп. (ЕСН в федеральный ФОМС); N 10966 от 27.10.03 на сумму 5014 руб. (ЕСН в территориальный ФОМС); N 10967 от 18.11.03 на сумму 254 руб. 09 коп. (ЕСН в территориальный ФОМС) (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 16.04.04 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Апелляционная жалоба не подавалась.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция МНС России N 12 по Калужской области просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права и вынести новое решение.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя инспекции, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Калужской области от 04.11.02 по делу N А23-802/01-Б-10-68 ФГУП "НИЦ КС" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
В соответствии со ст. 46 НК РФ Инспекция МНС РФ по г. Обнинску Калужской области предъявила к расчетному счету предприятия, открытого в Обнинском акционерном инвестиционном банке "ИБ", инкассовые поручения N 10090 от 25.09.03; N 10091 от 25.09.03; N 10092 от 25.09.03; N 10093 от 25.09.03.; N 10094 от 25.09.03.; N 10095 от 25.09.03; N 10387 от 06.10.03; N 10388 от 06.10.03; N 10386 от 06.10.03; N 10385 от 06.10.03, N 10094 от 25.09.03; N 10087 от 25.09.03; N 10088 от 25.09.03; N 10089 от 25.09.03; N 10666 от 27.10.03; N 10958 от 18.11.03; N 10959 от 18.11.03; N 10960 от 18.11.03; N 10962 от 18.11.03; N 10963 от 18.11.03; N 10964 от 18.11.03; N 10965 от 18.11.03; N 10966 от 27.10.03; N 10967 от 18.11.03 на бесспорное списание задолженности по налогам и пеням в общей сумме 177 911 руб. 77 коп., которая образовалась у ФГУП "НИЦ КС" в период конкурсного производства. При этом инкассовые поручения N 10090 от 25.09.03 на сумму 197 руб.29 коп.; N 10091 от 25.09.03 на сумму 144 руб. 86 коп.; N 10092 от 25.09.03 на сумму 80 руб. 70 коп.; N 10093 от 25.09.03 на сумму 140 руб. 84 коп.; N 10094 от 25.09.03 на сумму 305 руб.27 коп.; N 10095 от 25.09.03 на сумму 101 руб. 93 коп. банком были исполнены и с расчетного счета предприятия списано 970 руб.89 коп.
Считая, что налоговым органом не соблюдена очередность удовлетворения требований кредиторов, конкурсный управляющий ФГУП "НИЦ КС" обратился в суд с настоящим заявлением.
Решение суда об удовлетворении заявленных требований суд кассационной инстанции считает правильным исходя из следующего.
В соответствии со ст. 98 Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства, в соответствии с правилами которого конкурсный управляющий рассматривает все заявленные требования и заносит их в реестр требований кредиторов, в соответствии с которым производит расчеты с кредиторами (п. 1 ст. 114 Закона).
В силу ст. 101 указанного Федерального закона расчеты с кредиторами (определение порядка, очередности, сроков) являются прерогативой конкурсного управляющего.
Таким образом, бесспорное списание сумм задолженностей по налогам, сборам и пеням в бюджет является нарушением порядка ее взыскания в период конкурсного производства, предусмотренного вышеупомянутыми положениями Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Учитывая изложенное, направление Инспекцией МНС РФ по г. Обнинску Калужской области инкассовых поручений на списание со счета ФГУП "НИЦ КС", признанного банкротом с открытием конкурсого производства, денежных средств в счет погашения задолженности по налогам и пеням, образовавшейся в период конкурсного производства является неправомерным.
Довод кассационной жалобы о том, что поскольку оспариваемые суммы задолженности по налогам, сборам и пени возникли в период конкурсного производства и являются расходами, связанными с продолжением функционирования организации-должника, то данные требования должны быть удовлетворены во внеочередном порядке путем выставления в банк платежных поручений, судом кассационной инстанции отклоняется.
Статьей 106 Федерального Закона "О несостоятельности (банкротстве)", регламентирующей очередность удовлетворения требований кредиторов, определено, что вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства (п. 1).
В ст. 2 указанного Федерального закона приведены основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. Анализ этой статьи показал, что законодатель разграничил понятия "денежные обязательства" и "обязательные платежи".
Следовательно, исходя из буквального толкования п. 1 ст. 106 Федерального закона, обязательные платежи по налогам (сборам) не подпадают под действие этой нормы.
При этом в п. 4 ст. 114 указанного Федерального закона определено, что требования кредиторов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, в том числе требования по уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленном порядке.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговым органом, Инспекция МНС РФ по г. Обнинску Калужской области не обращалась к конкурсному управляющему ФГУП "НИЦ КС" с заявлением о включении в реестр требований кредиторов предприятия сумм задолженности по налогам, сборам и пеням, по которым выставлены оспариваемые инкассовые поручения, образовавшейся в период конкурсного производства. При этом приказом конкурсного управляющего предприятия N 5 реестр требований кредиторов ФГУП "НИЦ КС" закрыт 05.03.03.
При таких обстоятельствах следует признать, что инспекция не имела право на внеочередное взыскание оспариваемых сумм задолженности и в силу п. 4 ст. 114 Федерального Закона "О несостоятельности (банкротстве)" в случае заявления данных сумм конкурсному управляющему требования налогового органа могут быть удовлетворены только из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок.
Кроме того, доказательств функционирования ФГУП "НИЦ КС" в спорный период времени инспекцией не представлено.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт кассационная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 16.04.04 Арбитражного суда Калужской области по делу N А23-133/04А-5-24 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС России N 12 по Калужской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29 июля 2004 г. N А23-133/04А-5-24
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании