г. Москва |
|
3 ноября 2021 г. |
Дело N А40-56701/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.10.2021.
Полный текст постановления изготовлен 03.11.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Гречишкина А.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - частного учреждения образовательной организации высшего образования "Медицинский университет "Реавиз" - Фроловского Н.Г. (представителя по доверенности от 28.12.2018),
от Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки - Спиглазова В.П. (представителя по доверенности от 01.04.2021),
рассмотрев 27.10.2021 в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на решение от 29.04.2021 Арбитражного суда города Москвы, на постановление от 27.07.2021 Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-56701/2021
по заявлению частного учреждения образовательной организации высшего образования "Медицинский университет "Реавиз"
к Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки
об оспаривании приказа в части,
УСТАНОВИЛ:
частное учреждение образовательная организация высшего образования "Медицинский университет "Реавиз" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации (далее - служба) от 05.03.2021 N 257 в части отказа учреждению в государственной аккредитации образовательной деятельности в отношении уровня профессионального образования по укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки высшего образования, подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.04.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2021, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе служба просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель службы поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель учреждения возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что учреждение 11.12.2020 подало в службу заявление о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности 26-ти образовательным программам высшего образования:
- программе бакалавриата: 34.03.01 Сестринское дело;
- программе специалитета: 31.05.01 Лечебное дело, 31.05.03 Стоматология, 33.05.01 Фармация;
- программ ординатуры: 31.08.01 Акушерство и гинекология, 31.08.02 Анестезиология - реаниматология, 31.08.09 Рентгенология, 31.08.32 Дерматовенерология, 31.08.42 Неврология, 31.08.49 Терапия, 31.08.53 Эндокринология, 31.08.58 Оториноларингология, 31.08.59 Офтальмология, 31.08.60 Пластическая хирургия, 31.08.63 Сердечно-сосудистая хирургия, 31.08.66 Травматология и ортопедия, 31.08.67 Хирургия, 31.08.68 Урология, 31.08.69 Челюстно-лицевая хирургия, 31.08.72 Стоматология общей практики, 31.08.73 Стоматология терапевтическая, 31.08.74 Стоматология хирургическая, 31.08.75 Стоматология ортопедическая, 31.08.76 Стоматология детская, 31.08.77 Ортодонтия, 33.08.02 Управление и экономика фармации.
К заявлению учреждение приложило документы для проведения государственной аккредитации образовательной деятельности на 3 851 листах.
Служба 25.12.2021 уведомила учреждение о принятии к рассмотрению по существу заявления и приложенных к нему документов.
Служба 20.01.2021 направила в учреждение запрос о предоставлении документов и материалов, необходимых для проведения аккредитационной экспертизы без выезда в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, по основным образовательным программам высшего образования - программе бакалавриата, программам специалитета, программам ординатуры.
Служба издала распоряжение от 22.01.2021 N 53-06 о проведении аккредатационной экспертизы в отношении заявленных образовательных программ.
В соответствии с запросом учреждение 04.02.2021 разместило на информационном ресурсе федерального государственного бюджетного учреждения "Национальное аккредитационное агентство в сфере образования" документы и материалы в формате электронных документов, подписанных электронной подписью руководителя образовательной организации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с приложением описи содержимого, подписанного электронной подписью руководителя образовательной организации. Всего учреждением было предоставлено документов и материалов в количестве 113 830 файлов.
По результатам аккредитационной экспертизы 02.03.2021 составлено заключение, согласно которому эксперты усмотрели нарушения в двух из 22-х заявленных к государственной аккредитации образовательных программ ординатуры, а именно: в программе 31.08.60 Пластическая хирургия и в программе 33.08.02 Управление и экономика фармации.
На основании этого заключения служба издала приказ от 05.03.2021 N 257, которым признала упомянутые программы специалитета и программу бакалавриата прошедшими государственную аккредитацию, а в отношении всех заявленных программ ординатуры приняла решение об отказе в государственной аккредитации.
Не согласившись со службой, учреждение оспорило данный приказ в части отказа учреждению в государственной аккредитации образовательной деятельности в части программ ординатуры.
Согласно части 1 статьи 92 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.
Согласно пункту 6 статьи 2 Закона об образовании федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
Приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 27.08.2014 N 1143 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 33.08.02 Управление и экономика фармации (уровень подготовки кадров высшей квалификации), (далее - ФГОС 33.08.02). Приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 26.08.2014 N 1103 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 31.08.60 Пластическая хирургия (уровень подготовки кадров высшей квалификации) (далее - ФГОС 31.08.60) (далее вместе - ФГОС).
Согласно пункту 5.4 ФГОС при разработке программы ординатуры все универсальные и профессиональные компетенции включаются в набор требуемых результатов освоения программы ординатуры.
Согласно пункту 5.3 ФГОС 33.08.02 выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать профессиональными компетенциями:
контрольно-разрешительная деятельность:
готовность к проведению процедур ввоза лекарственных средств в Российскую Федерацию и вывоза лекарственных средств из Российской Федерации (ПК-1);
готовность к проведению процедур по изъятию из гражданского оборота фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных лекарственных средств и их уничтожению (ПК-2);
готовность к проведению процедур, предусмотренных при государственной регистрации лекарственных препаратов (ПК-3);
организационно-управленческая деятельность:
готовность к применению основных принципов управления в профессиональной сфере (ПК-4);
готовность к организации фармацевтической деятельности (ПК-5);
готовность к оценке экономических и финансовых показателей, применяемых в сфере обращения лекарственных средств (ПК-6);
готовность к организации технологических процессов при производстве и изготовлении лекарственных средств (ПК-7);
готовность к организации экспертизы лекарственных средств с помощью химических, биологических, физико-химических и иных методов (ПК-8);
готовность к организации контроля качества лекарственных средств (ПК-9).
Согласно пункту 5.3 ФГОС 31.08.60 выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать профессиональными компетенциями:
профилактическая деятельность:
готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);
готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-2);
готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях (ПК-3);
готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослых и подростков (ПК-4);
диагностическая деятельность:
готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5);
лечебная деятельность:
готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании реконструктивной и эстетической хирургической медицинской помощи (ПК-6);
готовность к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участию в медицинской эвакуации (ПК-7);
реабилитационная деятельность:
готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-8);
психолого-педагогическая деятельность:
готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-9);
организационно-управленческая деятельность:
готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-10);
готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей (ПК-11);
готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации (ПК-12).
В соответствии с пунктом 7.2.1 ФГОС реализация программы ординатуры обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы ординатуры на условиях гражданско-правового договора.
Признавая заявление учреждения подлежащим удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь нормами статей 198, 200 АПК РФ, статьями 2, 92 Закона об образовании, Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1039, положениями ФГОС, принимая во внимание Приказ Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 N 1н, оценив заключение аккредитационной экспертизы от 02.03.2021 и иные доказательства, представленные как учреждением, так и службой, пришли к выводу о том, что службы у не имелось оснований для отказа учреждению в государственной аккредитации образовательной деятельности в отношении заявленных программ ординатуры.
Отклоняя ссылки службы на содержащееся в заключении от 02.03.2021 замечание о том, что дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы ординатуры, и практики, не обеспечивают освоение выпускником некоторых профессиональных компетенций, суды отметили, что ни ФГОС 33.08.02, ни ФГОС 31.08.60, не предусматривают, что дисциплины (модули), относящиеся именно к вариативной части программы ординатуры, и практики, должны обеспечивать освоение выпускником абсолютно всех перечисленных профессиональных компетенций.
При этом, как отметили суды, согласно пункту 6.5 ФГОС дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы ординатуры, и практики, обеспечивают освоение выпускником профессиональных компетенций с учетом конкретного вида (видов) деятельности в различных медицинских организациях.
Также согласно тому же пункту ФГОС набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы ординатуры, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном ФГОС.
Пунктом 5.6 ФГОС при разработке программы ординатуры требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.
Пунктом 6.1 ФГОС предусмотрено, что структура программы ординатуры включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную).
Как следует из приведенных пунктов ФГОС и пунктов раздела VI ФГОС, при освоении программ должна приниматься во внимание и обязательная часть программы.
Суды отметили, что в соответствии с пунктом 5.4 ФГОС профессиональные компетенции включаются в набор требуемых результатов освоения всей программы ординатуры, а не одной лишь ее вариативной части. Указанные в отчетах экспертов профессиональные компетенции осваиваются обучающимися при изучении всего набора дисциплин ординатуры по специальностям 33.08.02 и 31.08.60 (и базовой, и вариативной части).
Из обжалуемых судебных актов следует, что претензий в отношении обязательной части программ ординатуры по специальностям 33.08.02 и 31.08.60 не имелось. Как указали суды, в заключении от 02.03.2021 отсутствуют выводы о том, что рассматриваемые профессиональные компетенции не осваиваются в рамках изучения дисциплин и практик базовой части образовательных программ по данным специальностям.
С учетом этого суды признали необоснованными вмененные учреждению нарушения пункта 6.5 ФГОС.
Отклоняя ссылки службы на содержащееся в заключении от 02.03.2021 замечание о том, что реализация программы ординатуры не обеспечивается руководящими работниками организации, суды, исходя из нормы пункта 7.2.1 ФГОС (реализация программы ординатуры обеспечивается руководящими работниками организации), приняв во внимание предусмотренные квалификационные характеристики и сравнив их с выполняемыми П.Ф. Паниным, Г.В. Бельчиковой, Н.А. Лысовым функциями и обязанностями, признали, что указание учреждением данных лиц в качестве руководящих работников учреждения является правомерным.
При этом суды, в частности, отметили, что представленные в материалы учебные планы по специальностям 33.08.02 и 31.08.60; рабочие программы дисциплин вариативной части образовательных программ по этим специальностям утверждены Ученым советом Университета под председательством Н.А. Лысова. Согласно выписке из ЕГРЮЛ Н.А. Лысов является ректором учреждения.
Как установили суды, ректор учреждения, являющийся по должности председателем Ученого совета учреждения (пункт 34 Устава учреждения) фактически обеспечивает реализацию образовательных программ путем их утверждения в установленном порядке.
Вопреки мнению службы, указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов сторон спора, с соблюдением требований АПК РФ, и на применении норм права в области образования, с учетом таких обстоятельств. Оснований полагать, что судами при рассмотрении дела не были учтены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, не имеется.
Доводы кассационной жалобы службы, направленные на иную, чем у судов оценку обстоятельств дела, не могут быть приняты как состоятельные, поскольку их переоценка находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.04.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2021 по делу N А40-56701/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
А.А. Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 27.08.2014 N 1143 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 33.08.02 Управление и экономика фармации (уровень подготовки кадров высшей квалификации), (далее - ФГОС 33.08.02). Приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 26.08.2014 N 1103 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 31.08.60 Пластическая хирургия (уровень подготовки кадров высшей квалификации) (далее - ФГОС 31.08.60) (далее вместе - ФГОС).
...
Признавая заявление учреждения подлежащим удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь нормами статей 198, 200 АПК РФ, статьями 2, 92 Закона об образовании, Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1039, положениями ФГОС, принимая во внимание Приказ Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 N 1н, оценив заключение аккредитационной экспертизы от 02.03.2021 и иные доказательства, представленные как учреждением, так и службой, пришли к выводу о том, что службы у не имелось оснований для отказа учреждению в государственной аккредитации образовательной деятельности в отношении заявленных программ ординатуры."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 ноября 2021 г. N Ф05-26643/21 по делу N А40-56701/2021