Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 5 ноября 2004 г. N А14-3633-04/94/34
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от налогового органа - не явились, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом; от МУ "РД ЖКХ Левобережного района" г. Воронеж - не явились, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа на решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.06.2004 года по делу N А14-3633-04/94/34 установил:
Муниципальное учреждение "РД ЖКХ Левобережного района" (далее - Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Левобережному району г. Воронежа (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 29.03.04 г. N 21 в части взыскания задолженности по налогам и пени на общую сумму 78 497, 35 руб. за счет имущества Учреждения (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 15.06.04 г. заявленные требования Учреждения удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции не проверялась.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой на состоявшийся по делу судебный акт, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка МУ "РД ЖКХ Левобережного района" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц за период с 29.12.01 г. по 31.12.03 г., по результатам которой составлен акт от 05.02.04 г. N 09-40.
На основании материалов проверки налоговым органом принято решение от 24.02.04 г. N 76/дсп, которым Учреждение привлечено к налоговой ответственности по ст. 123 и п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа на общую сумму 75 536, 40 руб., а также предложено уплатить неудержанную сумму налога на доходы физических лиц за 2002 г. в размере 269 руб., 376 163 руб. несвоевременно перечисленного налога на доходы физических лиц за 2003 г. и 78 598, 78 руб. пени.
Во исполнение указанного решения Инспекцией были выставлены требования от 24.02.04 г. N 09-34 и от 10.03.04 г. N 14-836.
В связи с отсутствием денежных средств на счетах Учреждения налоговым органом было принято решение от 29.03.04 г. N 21 о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц в размере 376 432 руб. и пени в размере 80 857, 64 руб. за счет имущества Учреждения.
В период времени с 17.02.04 г. по 13.04.04 г. Учреждением добровольно частично погашена недоимка по налогу на сумму 374 300 руб. Также по инкассовому поручению от 17.03.04 г. N 5127 в счет погашения пени были списаны денежные средства в размере 4 492, 29 руб.
Не согласившись с решением налогового органа от 29.03.04 г. N 21 в части обращения взыскания на имущество в счет погашения задолженности по налогу на доходы физических лиц в размере 2 132 руб. и пени по нему в размере 76 365, 35 руб., Учреждение обратилось в арбитражный суд за защитой нарушенных прав.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя требования заявителя, суд правомерно указал, что в силу п. 1 ст. 120 ГК РФ МУ "РД ЖКХ Левобережного района" является юридическим лицом, имеющим отражаемое на балансе обособленное муниципальное имущество, переданное ему на праве оперативного управления на основании распоряжения Главы администрации г.Воронежа от 24.12.01 г.
Согласно п. п. 1.4 и 2.1 Устава муниципального учреждения "РД Левобережного района" его учредителем является администрация г. Воронежа. Все имущество Учреждения является муниципальной собственностью г.Воронежа и находится в оперативном управлении Учреждения. Указанное имущество передано Учреждению для обеспечения осуществления закрепленных в учредительных документах задач: формирование договорных отношений в ЖКХ; оперативное выполнение функций заказчика по техническому обслуживанию объектов жилого и нежилого фонда района; обеспечение надлежащей эксплуатации и сохранности жилого фонда в соответствии с действующими правилами и нормами; формирование и распределение средств, поступающих в счет оплаты за жилье и техническое обслуживание и др.
Пунктом 1 ст. 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
На основании п. 1 ст. 298 ГК РФ учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Кроме этого, судом установлено, что Учреждением требования налогового органа об уплате недоимки и пени частично исполнялись путем оплаты денежными средствами.
Согласно п. 7 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ.
С учетом вышеуказанных требований гражданского законодательства и принимая во внимание зависимость учреждения от собственника, следует, что в случае недостаточности денежных средств учреждения взыскание не может быть обращено на имущество, находящееся у него на праве оперативного управления.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что у налогового органа не имелось правовых оснований для обращения взыскания задолженности по налогу на доходы физических лиц и пени по нему на имущество Учреждения.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы, являлись предметом исследования арбитражного суда при рассмотрении спора по существу, им дана правильная юридическая оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены судебного акта, принятого в соответствии с нормами материального права.
Нарушений процессуального законодательства, влекущих отмену обжалуемого решения, не установлено.
В силу указанного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.06.2004 года по делу N А14-3633-04/94/34 оставить без изменения, а кассационную жалобу ИМНС РФ по Левобережному району г. Воронежа без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 5 ноября 2004 г. N А14-3633-04/94/34
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании