г. Москва |
|
17 декабря 2021 г. |
Дело N А40-259103/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего - судьи Колмаковой Н.Н.,
судей: Кочергиной Е.В., Шишовой О.А.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Волкова Е.А., по доверенности от 14.07.2021
от ответчика: Лобова Е.Н., по доверенности от 20.01.2020
от третьего лица: не явилось, извещено
рассмотрев 13 декабря 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Федеральная пассажирская компания"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04 июня 2021 года
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 26 августа 2021 года
по иску АО "Федеральная пассажирская компания"
к Министерству Финансов Российской Федерации
третье лицо: Федеральное агентство железнодорожного транспорта
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
АО "Федеральная пассажирская компания" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании за счет казны Российской Федерации невозмещенные потери в доходах АО "ФПК", возникшие в связи с установлением нормативным правовым актом Российской Федерации тарифов, платы на перевозки пассажиров в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации в 2017 году ниже экономически обоснованного уровня в размере 32 846 048,60 рублей.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.06.2021 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2021 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит данные решение и постановление отменить и принять новый судебный акт.
Требования кассационной жалобы мотивированы неправильным применением норм права, несоответствием выводов судов обстоятельствам дела.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы жалобы. Представитель ответчика просил оставить принятые судебные акты без изменения.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информация о принятии кассационной жалобы к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: www.fasmo.arbitr.ru.
Третье лицо явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, в связи с чем, в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Истцом предъявлено исковое заявление о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации невозмещенных потерь в доходах АО "ФПК", возникших в связи с установлением нормативным правовым актом Российской Федерации тарифов, платы на перевозки пассажиров в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации в 2017 году в размере 32 846 048, 60 рублей
В обоснование заявленных требований Истец ссылается на пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 17-ФЗ), согласно которому, потери в доходах перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по провозной плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании действующих нормативных актов возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней.
В соответствии с постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.12.2002 года N 92-т/5 "О снижении стоимости проезда из Калининградской области в Россию и обратно в плацкартных и купейных вагонах пассажирских поездов" с 01.01.2003 года установлен пониженный тариф на перевозки пассажиров в плацкартных и купейных вагонах в поездах дальнего следования при проезде из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации до уровня стоимости проезда на аналогичные расстояния по внутригосударственному тарифу.
Перевозка пассажиров в (из) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации предполагает проследование поезда по территории Республики Беларусь, и Литовской республики. Расчеты за перевозку пассажиров по территории данных стран осуществляются в соответствии с Соглашением о межгосударственном пассажирском тарифе (принято 19.05.1995 года на 13-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1 данного Соглашения АО "ФПК" осуществляет расчеты за перевозку пассажиров по территории Республики Беларусь и Литовской Республики с применением Межгосударственного пассажирского тарифа. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Соглашения для МГПТ тарифной валютой считается швейцарский франк. В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Соглашения железнодорожные администрации имеют право устанавливать повышающие коэффициенты индексации базовых тарифов на перевозку пассажиров багажа и грузобагажа по своей территории.
Учитывая требования постановления Федеральной энергетической комиссии N 95-т/5 от 17.12.2002 года, АО "ФПК" вправе взыскивать с пассажира стоимость тарифа, применяемого для расчета стоимости проезда по территории Российской Федерации, в то время как оплачивает перевозку по территории Республики Беларусь и Литовской Республики по межгосударственному пассажирскому тарифу.
Во исполнение требований статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пункта 3 статьи 8 Федерального закона N 17-ФЗ Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 21.12.2007 года N 916 "Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах от выравнивания тарифов при перевозке пассажиров в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации" (далее - Правила N 916).
Под "выравниванием тарифа" понимается применение перевозчиком при расчете стоимости проезда в сообщении в (из) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации тарифа, применяемого для расчета стоимости проезда по территории Российской Федерации.
В соответствии с Правилами N 916 между АО "ФПК" и Росжелдором был заключен договор (соглашение) от 15.03.2017 N 109-11-036 о предоставлении субсидий АО "ФПК" на компенсацию потерь в доходах от выравнивания тарифов при перевозке пассажиров в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации. Также было заключено дополнительное соглашение от 06.09.2017 N 109-11-036.
Общая сумма в ходе реализации механизма доведения до перевозчика субсидий составила 939 913 700,00 рублей.
Невозмещенными остались потери в доходах перевозчика на сумму 32 846048,60 рублей, которые, по мнению истца, должны быть взысканы с Российской Федерации в лице Минфина России.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды, исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", статьями 16, 1069 ГК РФ, статей 69, 78, 165 БК РФ, Постановления Правительства РФ от 21.12.2007 N 916 "Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах от выравнивания тарифов при перевозке пассажиров в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации", исходили из того, что Минфин России действовал в соответствии с Правилами N 916, надлежащих доказательств обратного истцом не представлено, доказательства признания вышеуказанных Правил противоречащими федеральному закону полностью либо в части, в том числе, регулирующей порядок предоставления субсидии, также не представлены. Истец не оспаривал размер предусмотренных в бюджете денежных средств для возмещения потерь в доходах перевозчика, с предложением о внесении изменений в федеральный закон о бюджете с целью увеличения размера субсидии не обращался. В рассматриваемом случае порядок возмещения потерь в доходах, возникающих в результате установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня, урегулирован договором, заключенным между истцом и третьим лицом. Подписав соглашение, осуществив перевозки по установленным тарифам, истец добровольно согласился на перечисление компенсации в согласованном договором размере, а не на иных условиях.
Судами полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения сторон и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов, содержащиеся в решении и постановлении, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судами первой и апелляционной инстанции фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм права подлежат отклонению, как основанные на неверном их толковании и понимании заявителем.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 04 июня 2021 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2021 года по делу N А40-259103/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.Н. Колмакова |
Судьи |
Е.В. Кочергина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.