город Москва |
|
27 декабря 2021 г. |
Дело N А40-16971/21-33-109 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Гречишкина А.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Мосстрой-93": Веселова М.А. (дов. от 07.12.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Госинспекции по недвижимости: Хайбуллина Р.Р. (дов. N ГИН-Д-249/21 от 12.01.2021 г.);
рассмотрев 21 декабря 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Госинспекции по недвижимости
на решение Арбитражного суда города Москвы от 11 мая 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2021 г.,
по делу N А40-16971/21-33-109
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мосстрой-93"
к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 4273-ЗУ/9079032/1-20 от 21 декабря 2020 г.,
УСТАНОВИЛ: 18 ноября 2020 г. главным инспектором Управления контроля за объектами недвижимости по Западному административному округу Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости, административный орган) на основании поручения начальника управления Госинспекции по недвижимости от 16 ноября 2020 г. N 9079032 проведено плановое (рейдовое) обследование территории с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Горохова, пр. 3636.
В ходе проведения планового (рейдового) обследования должностными лицами Госинспекции по недвижимости установлено, что по сведениям информационной системы по формированию и ведению реестра единых объектов недвижимости города Москвы (далее - ИС РЕОН) земельный участок с кадастровым номером 77:07:0012004:43, с адресным ориентиром: г. Москва, г. Москва, ул. Горохова, пр.пр. 3636, общей площадью 12514 кв.м. (далее - земельный участок), предоставлен обществу с ограниченной ответственностью "Мосстрой-93" (далее - ООО "Мосстрой-93", общество, заявитель, арендатор) на основании договора аренды земельного участка от 06 февраля 2012 г. N М-07-508275 (дополнительное соглашение от 15 сентября 2017 г.), заключенного с Департаментом городского имущества города Москвы (ранее - Департамент земельных ресурсов города Москвы (арендодатель) для эксплуатации движимого имущества - комплектовочной базы и складского хозяйства в соответствии с установленным разрешенным использованием земельного участка (далее - договор аренды) (статус договора - действующий).
На земельном участке расположено нежилое строение общей площадью 50 кв.м, используемое под складские цели.
По сведениям Государственного бюджетного учреждения города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации (далее - ГБУ МосгорБТИ) в технической документации строение не учтено.
Согласно данным портала Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии строение на кадастровый учет не поставлено, имущественными правами не обременено.
В базе данных Информационно-аналитической системы управления градостроительной деятельностью (далее - ИАС УГД) разрешительная документация на возведение строения отсутствует, земельно-правовые отношения под строительство (реконструкцию) не оформлялись.
Таким образом, на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0012004:43 возведен объект - нежилое строение с нарушением условий договора аренды и без исходно-разрешительной документации.
Выявленные в ходе проведения проверки нарушения зафиксированы в рапорте о результатах планового (рейдового) обследования от 18 ноября 2020 г. N 9079032/1 и произведенной фотосъемкой.
На основании полученных данных 08 декабря 2020 г. Госинспекцией по недвижимости в отношении ООО "Мосстрой-93" был составлен протокол об административном правонарушении N 9079032/1, в котором зафиксировано выявленное нарушение.
Постановлением Госинспекции по недвижимости от 21 декабря 2020 г. по делу об административном правонарушении N 4273-ЗУ/9079032/1-20 ООО "Мосстрой-93" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 6.7 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП города Москвы) и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере в размере 1 871 664 руб. 00 коп.
Считая указанное постановление незаконным, ООО "Мосстрой-93" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Госинспекции по недвижимости о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 мая 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2021 г., заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление Госинспекции по недвижимости по делу об административном правонарушении N 4273-ЗУ/9079032/1-20 от 21 декабря 2020 г. о привлечении ООО "Мосстрой-93" к административной ответственности.
В кассационной жалобе Госинспекция по недвижимости просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, указывая на наличие в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка с нарушением ограничений, связанных со строительством (реконструкцией) на нем строения, установленных Законом города Москвы и договором аренды земельного участка.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Госинспекции по недвижимости поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Мосстрой-93" против ее удовлетворения возражал, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон о землепользовании) в договорах купли-продажи земельных участков, правовых актах Правительства Москвы (уполномоченного им органа) о передаче в собственность земельных участков собственникам зданий, сооружений или обладателям права постоянного (бессрочного) пользования, приобретаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", устанавливается запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений на земельном участке (далее - запрет на строительство, реконструкцию).
Запрещается проведение работ по строительству, реконструкции зданий, строений, сооружений, а также размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства, с нарушением требований гражданского, земельного законодательства, законодательства о градостроительной деятельности, а также правовых актов города Москвы, определяющих порядок оформления документов, являющихся основанием для использования земельных участков, и (или) порядок размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства (часть 6 статьи 7 Закона о землепользовании).
В силу части 1 статьи 28 Закона о землепользовании собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их разрешенным использованием, соблюдением экологических, санитарных, градостроительных и иных норм и правил, предусмотренных законодательством.
Действия, связанные с нарушением требований и ограничений по использованию земельного участка, связанных со строительством, с реконструкцией на нем здания, строения, сооружения, установленных законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими документами на землю, проектной и иной документацией, определяющей условия использования земельного участка, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу об отсутствии в действиях ООО "Мосстрой-93" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.1 статьи 6.7 КоАП города Москвы, поскольку возведенное на земельном участке строение не обладает признаками капитального строительства.
При этом судами принято во внимание заключение эксперта общества с ограниченной ответственностью "Бюро экспертиз и оценки стоимости" (долее - ООО "Бюро экспертиз и оценки стоимости") N 055-12-20, согласно которому сооружение для складирования строительного материала, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Генерала Дорохова, проектируемый проезд 3636, не является объектом капитального строительства.
Отклоняя доводы Госинспекции по недвижимости о наличии в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, поскольку по условиям договора аренды земельного участка арендатор обязуется использовать участок без права возведения капитальных зданий и сооружений и не осуществлять на участке работы без разрешения соответствующих компетентных органов (архитектурно-градостроительных, пожарных, санитарных, природоохранных и других органов), для проведения которых требуется соответствующее разрешение, суды указали на то, что сооружение для складирования строительного материала, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Генерала Дорохова, проектируемый проезд 3636, не является объектом капитального строительства, в то время как договором аренды земельного участка предусмотрен лишь запрет на возведение капитальных зданий и сооружений (пункт 4.2 договора аренды земельного участка).
Судами также указано на то, что в настоящий момент объект некапитального строительства на указанном земельном участке отсутствует по причине его демонтажа, осуществленного на основании уведомления Госинспекции по недвижимости от 30 ноября 2020 г. N МКМЦН-ИСХ-4354/20.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами судов, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы кассационной жалобы указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки имеющихся в материалах дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11 мая 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2021 г. по делу N А40-16971/21-33-109 оставить без изменения, кассационную жалобу Госинспекции по недвижимости - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.А.Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Действия, связанные с нарушением требований и ограничений по использованию земельного участка, связанных со строительством, с реконструкцией на нем здания, строения, сооружения, установленных законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими документами на землю, проектной и иной документацией, определяющей условия использования земельного участка, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу об отсутствии в действиях ООО "Мосстрой-93" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.1 статьи 6.7 КоАП города Москвы, поскольку возведенное на земельном участке строение не обладает признаками капитального строительства."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 декабря 2021 г. N Ф05-29438/21 по делу N А40-16971/2021