город Москва |
|
28 декабря 2021 г. |
Дело N А40-179140/20-92-1269 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Ананьиной Е.А.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу АО "Почта России"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 05 апреля 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2021 г.,
по делу N А40-179140/20-92-1269
по заявлению акционерного общества "Почта России"
к Федеральной антимонопольной службе
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 17/04/7.32.3-578/2020 от 02 сентября 2020 г.,
УСТАНОВИЛ: решением Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный (административный) орган) от 16 октября 2019 г. N 223-ФЗ-978/19 в действиях акционерного общества "Почта России" (далее - АО "Почта России", общество, заявитель) признаны нарушения, в том числе части 12 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), выразившиеся в неразмещении в единой информационной системе протокола от 05 сентября 2019 г., принятого по результатам проведения аукциона на право заключения договора на поставку контейнеров почтовых штабелируемых (номер извещение 31908178322) (далее протокол от 05 сентября 2019 г.).
Указанное решение заявителем в судебном порядке не обжаловано.
Выявленные в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства нарушения послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении N 17/04/7.32.3-578/2020 в отношении АО "Почта России".
14 августа 2020 г. ФАС России в отношении АО "Почта России" составлен протокол об административном правонарушении N 17/04/7.32.3-578/2020.
Постановлением ФАС России от 02 сентября 2020 г. по делу об административном правонарушении N 17/04/7.32.3-578/2020 АО "Почта России" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в размере штрафа в размере 100 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, АО "Почта России" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о его отмене.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 апреля 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе АО "Почта России" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, указывая на отсутствие в его действиях состава вмененного административного правонарушения, поскольку у него отсутствовала техническая возможность для размещения протокола от 05 сентября 2019 г., так как данный протокол был составлен Электронной торговой площадкой, а функционал ЕИС не предусматривает размещение заказчиком каких-либо иных протоколов, кроме как рассмотрения первых и вторых частей заявок участников.
В отзыве на кассационную жалобу ФАС России просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке, которое должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Согласно части 13 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения: дата подписания протокола; количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки; результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе; количества заявок на участие в закупке, которые отклонены; оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка; результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок); причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой; иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.
В соответствии с частью 14 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать следующие сведения: дата подписания протокола; количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки; порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия; результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе: количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены; основания отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение; результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок); причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой; иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.
Частью 12 статьи 4 Закона о закупках установлено, что протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Действия, связанные с неразмещением в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях АО "Почта России" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Судами установлено, что АО "Почта России" в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) не опубликован протокол, отражающий результаты проведения такого этапа конкурентной закупки, как подача ценовых предложений и непосредственного проведения торгов 05 сентября 2019 г., в то время как данный этап установлен заказчиком в извещении о закупке.
Так, заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) размещены два протокола от 04 сентября 2019 г. о рассмотрении первых частей заявок и от 11 сентября 2019 г., при этом протокол о рассмотрении первых частей заявок от 04 сентября 2019 г. не содержит всю информацию, предусмотренную частью 13 статьи 3.2 Закона о закупках, а именно: не содержит результат оценки заявок.
Размещение на сайте электронной торговой площадки оператором протокола проведения закупочной процедуры не снимает обязанности с заказчика разместить соответствующий протокол в ЕИС.
Таким образом, заказчиком не размещен протокол проведения аукциона от 05 сентября 2019 г.
Вина АО "Почта России" в совершении административного правонарушения установлена.
В настоящем случае вина заявителя выразилась в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований законодательства о закупках, но им не были предприняты все зависящие меры по их соблюдению.
Доказательств объективной невозможности исполнения предприятием действующего законодательства материалы дела не содержат.
Каких-либо нарушений процедуры привлечения предприятия к административной ответственности судом не установлено.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе АО "Почта России" приводит довод об отсутствии технической возможности размещения протокола от 05 сентября 2019 г.
Приведенный довод подлежит отклонению, поскольку в силу пункта 33 Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. N 908 (раздел VII Порядок размещения протоколов, составленных в ходе закупки, и информации об изменении договора) заказчик выбирает форму протокола из имеющихся в единой информационной системе форм протоколов или корректирует имеющуюся в единой информационной системе форму протокола в соответствии с положением о закупке и (или) размещает электронный вид протокола.
Следовательно, у заказчика имелась техническая возможность соблюдения требований законодательства по размещению протокола, однако данная обязанность обществом не исполнена.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку собранных доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05 апреля 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2021 г. по делу N А40-179140/20-92-1269 оставить без изменения, кассационную жалобу АО "Почта России" - без удовлетворения.
Судья |
Е.А.Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что АО "Почта России" в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) не опубликован протокол, отражающий результаты проведения такого этапа конкурентной закупки, как подача ценовых предложений и непосредственного проведения торгов 05 сентября 2019 г., в то время как данный этап установлен заказчиком в извещении о закупке.
Так, заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) размещены два протокола от 04 сентября 2019 г. о рассмотрении первых частей заявок и от 11 сентября 2019 г., при этом протокол о рассмотрении первых частей заявок от 04 сентября 2019 г. не содержит всю информацию, предусмотренную частью 13 статьи 3.2 Закона о закупках, а именно: не содержит результат оценки заявок.
...
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.
...
Приведенный довод подлежит отклонению, поскольку в силу пункта 33 Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. N 908 (раздел VII Порядок размещения протоколов, составленных в ходе закупки, и информации об изменении договора) заказчик выбирает форму протокола из имеющихся в единой информационной системе форм протоколов или корректирует имеющуюся в единой информационной системе форму протокола в соответствии с положением о закупке и (или) размещает электронный вид протокола."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 декабря 2021 г. N Ф05-25965/21 по делу N А40-179140/2020