город Москва |
|
17 января 2022 г. |
Дело N А40-44247/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Петровой В.В.,
судей: Голобородько В.Я., Шишовой О.А.,
при участии в заседании:
от истца: общества с ограниченной ответственностью "Светлана" (ООО "Светлана") - Завгородняя В.С. по дов. от 19.11.2021,
от ответчиков: Правительства Москвы - Шатихин Н.В. по дов от 02.04.2021, Департамента городского имущества города Москвы - Бушуев Б.А. по дов. от 13.12.2021,
рассмотрев 10 января 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Светлана"
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 октября 2021 года
по иску ООО "Светлана"
к Правительству Москвы, Департаменту городского имущества города Москвы
о признании права на предоставление имущественной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Светлана" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Правительству Москвы, Департаменту городского имущества города Москвы о признании права на предоставление имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы по договору аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы от 19.07.2001 N 01-0813/01 (с учетом соглашения о переуступке прав на аренду недвижимого имущества от 16.05.2006; далее - договор аренды) в размере 4 750 руб. за 1 кв.м. в год на период с 13.10.2020 по 31.12.2020 и с 01.01.2021 по 31.12.2021.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.07.2021 по делу N А40-44247/2021 признано за ООО "Светлана" право на применение льготной ставки арендной платы по договору аренды в размере 4 750 руб. за кв.м. в год на период с 13.10.2020 по 31.12.2020 и с 01.01.2021 по 31.12.2021. Суд взыскал с Департамента городского имущества города Москвы в пользу ООО "Светлана" расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб. В удовлетворении заявленных исковых требований к Правительству Москвы отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции Правительство Москвы, Департамент городского имущества города Москвы обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2021 решение Арбитражного суда города Москвы от 07.07.2021 по делу N А40-44247/2021 отменено. В удовлетворении заявленных исковых требований отказано. Кроме того, суд взыскал с ООО "Светлана" в федеральный бюджет государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб.
По делу N А40-44247/2021 поступила кассационная жалоба от ООО "Светлана", в которой заявитель просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Отводов суду заявлено не было, через канцелярию не поступило.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу, суд кассационной инстанции разъяснил представителям сторон их права и обязанности, предусмотренные ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции сообщил, что от Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы поступил отзыв на кассационную жалобу.
Отзыв приобщен к материалам дела, поскольку подан с соблюдением требований ст. 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции установил порядок рассмотрения кассационной жалобы.
Представитель ООО "Светлана" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы по доводам кассационной жалобы возражали, ссылаясь на соблюдение норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта; поддержали доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом постановлении суда апелляционной инстанции, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции, считает, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, судами первой и апелляционной инстанций установлено следующее.
Между арендодателем - Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы (в настоящее время функции указанного органа возложены на Департамент городского имущества города Москвы) и арендатором - ООО "Светлана" заключен договор аренды, согласно условиям которого, арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду имущество (нежилое помещение, здание, сооружение) общей площадью 126,60 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, Лялин пер., д. 20, стр. 1 для использования под офис.
Судом первой инстанции заявленные исковые требования о признании за ООО "Светлана" права на предоставление имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы по договору аренды на спорный период удовлетворено в полном объеме.
Судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение норм материального права судом апелляционной инстанции.
ООО "Светлана" (истец) в обоснование правовой позиции указало, что как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, а также не оспаривается сторонами, 24.12.2019 истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства на 2020 г., предоставив необходимый пакет документов. Письмом от 14.01.2020 Департамент городского имущества города Москвы отказал в предоставлении имущественной поддержки истцу на 2020 г., сославшись на то, что в производстве Арбитражного суда города Москвы еще идет рассмотрение гражданского дела (по вопросу предоставления имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы по договору аренды). Истец 25.12.2020 обратился к Департаменту городского имущества города Москвы с заявлением по вопросу предоставления имущественной поддержки на 2021 г. Письмом от 19.01.2021 N ДГИ-252515/20-(0)-1 истцу было отказано в предоставлении имущественной поддержки на 2021 г., с указанием на наличие задолженности в размере 421 165 руб. 14 коп., неустойки (пени) - 4 050 руб. 99 коп.
При этом истцом было обращено внимание на п. 5.1(1) Положения о Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (приложение к постановлению Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП "О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты правительства Москвы" (указанный пункт был введен постановлением Правительства Москвы от 15.10.2019 N 1332-ПП; далее - Положение), согласно которому Департамент городского имущества города Москвы уведомляет субъект малого предпринимательства, направившего заявление в соответствии с п. 5.1 настоящего Положения, о принятии заявления к рассмотрению или об отказе в принятии заявления к рассмотрению (в случае наличия у субъекта малого предпринимательства задолженности по арендной плате в течение двух периодов оплаты подряд либо недоплаты арендной платы, повлекшей задолженность, превышающую размер арендной платы за два периода оплаты) в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В силу изложенного, истец указал, что по вышеуказанным заявлениям истца о предоставлении имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, направленным в Департамент городского имущества города Москвы для передачи в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (далее - Межведомственная комиссия), не было принято никаких решений в вышеуказанном порядке, установленном Положением, которые могли быть оспорены в судебном порядке (поскольку Департамент городского имущества города Москвы не передал в Межведомственную комиссию поступившие от истца документы для рассмотрения соответствующего вопроса по существу).
Вместе с тем истец обратил внимание на то, что непринятие решения Межведомственной комиссией в отношении субъекта малого предпринимательства, обратившегося с заявлением в данную комиссию или в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о предоставлении льготы и соответствующего критериям, установленным постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (далее - постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП), не лишает такого арендатора, соответствующего приведенным критериям возможности защитить свое право на предоставление поддержки в судебном порядке. Указанное, по мнению заявителя кассационной жалобы, соответствует судебной практике (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 23.10.2020 N 305-ЭС20-4888, от 16.11.2020 N 305-ЭС20-7942, от 16.11.2020 N 305-ЭС20-6014).
Заявитель кассационной жалобы также указал, что судом апелляционной инстанции не было принято во внимание, что ООО "Светлана" является субъектом малого предпринимательства, имеет право на имущественную поддержку в виде льготной ставки арендной платы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП; что ООО "Светлана" неоднократно обращалось за предоставлением имущественной поддержки в Департамент городского имущества города Москвы с предоставлением всех необходимых документов; что с 2016 г. в отношении общества льготная ставка устанавливалось только в судебном порядке (по другому делу N А40-161859/2016 - признано право ООО "Светлана" на предоставление имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы по договору аренды в размере 3 500 руб. на период с 04.08.2015 по 31.12.2016; по другому делу N А40-187293/2019 - признано право ООО "Светлана" на предоставление имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы по договору аренды в размере 4 500 руб. за 1 кв.м. на период с 01.01.2017 по 31.12.2017, с 01.01.2018 по 31.12.2018, с 01.01.2019 по 31.12.2019).
Суд кассационной инстанции признает доводы кассационной жалобы обоснованными и не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
Суд первой инстанции в свою очередь, удовлетворяя заявленные исковые требования в полном объеме исследовав и оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства, в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом правильного распределения бремени доказывания, признал право ООО "Светлана" на применение льготной ставки арендной платы по договору аренды.
По результатам правовой оценки представленных в материалы дела доказательств суд первой инстанции установил, что ООО "Светлана", как субъект малого предпринимательства, арендующий объект нежилого фонда общей площадью 126,60 кв.м. (т.е. до 300 кв.м.), находящийся в имущественной казне города Москвы, по действующему договору аренды, заключенному без проведения торгов, имеет право на имущественную поддержку в виде ставки арендной платы, установленной постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, на спорное арендуемое помещение в соответствующие периоды.
При этом следует указать, что само по себе заключение ООО "Светлана" и Департаментом городского имущества города Москвы дополнительного соглашения о продлении срока аренды в соответствии с ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не исключило при определении размера арендной платы по договору аренды предоставление имущественной поддержки в виде установления льготной арендной ставки. Такой правовой подход по применению положений законодательства о поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства (в том числе нормативно-правовых актов Москвы) соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 01.10.2020 N N 305-ЭС20-1800, 305-ЭС19-26856, от 23.10.2020 N N 305-ЭС20-4888, 305-ЭС20-7258.
Изменение судебной практики в связи с толкованием высшей судебной инстанцией содержания норм материального права не изменяет изначально установленного законом правового регулирования правоотношений участников гражданского оборота.
В силу чего суд первой инстанции пришел к выводу о том, что применение льготной ставки арендной платы по договору аренды сохранились и на 2020, 2021 г.г., отклонил доводы Департамента городского имущества города Москвы об отсутствии оснований применения к арендатору - ООО "Светлана" льготной ставки арендной платы без наличия решения Межведомственной комиссии в спорной период как необоснованный и противоречащий сложившейся судебной практики по рассматриваемому вопросу исходя из установленных фактических обстоятельств данного спора.
В силу изложенного, принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела, разъяснения (правовые позиции) по рассматриваемому вопросу, содержащиеся в вышеуказанных Определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции о том, что Определения Верховного суда Российской Федерации от 01.10.2020 N 305-ЭС20-1800, от 01.10.2020 N 305-ЭС19-26856 были приняты при иной редакции постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, то есть только на период с 01.01.2017 по 31.12.2019; что предметом рассмотрения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являлись споры по иным фактическим обстоятельствам.
Кроме того, следует указать на то, что согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российский Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации" разъяснено, что согласно абзацу тринадцатому ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
В связи с изложенным, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены постановления суда апелляционной инстанции, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела установлены арбитражным судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, оставляет в силе решение, принятое по настоящему делу N А40-44247/2021 Арбитражным судом города Москвы.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 октября 2021 года по делу N А40-44247/2021 отменить. Решение Арбитражного суда города Москвы от 07 июля 2021 года по делу N А40-44247/2021 оставить в силе.
Председательствующий судья |
В.В. Петрова |
Судьи |
В.Я. Голобородько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу чего суд первой инстанции пришел к выводу о том, что применение льготной ставки арендной платы по договору аренды сохранились и на 2020, 2021 г.г., отклонил доводы Департамента городского имущества города Москвы об отсутствии оснований применения к арендатору - ООО "Светлана" льготной ставки арендной платы без наличия решения Межведомственной комиссии в спорной период как необоснованный и противоречащий сложившейся судебной практики по рассматриваемому вопросу исходя из установленных фактических обстоятельств данного спора.
В силу изложенного, принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела, разъяснения (правовые позиции) по рассматриваемому вопросу, содержащиеся в вышеуказанных Определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции о том, что Определения Верховного суда Российской Федерации от 01.10.2020 N 305-ЭС20-1800, от 01.10.2020 N 305-ЭС19-26856 были приняты при иной редакции постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, то есть только на период с 01.01.2017 по 31.12.2019; что предметом рассмотрения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являлись споры по иным фактическим обстоятельствам.
Кроме того, следует указать на то, что согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российский Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации" разъяснено, что согласно абзацу тринадцатому ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 января 2022 г. N Ф05-28671/21 по делу N А40-44247/2021