г. Москва |
|
25 января 2022 г. |
Дело N А41-52307/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.01.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 25.01.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Красновой С.В.
судей Беловой А.Р., Федуловой Л.В.,
при участии в заседании: от АО "Мособлгаз": Ивлева О.А. по дов. от 31.05.2021, от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 31.08.2021 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2021 по делу N А41-52307/2021
по заявлению акционерного общества "Мособлгаз"
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Мособлгаз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление) о признании незаконным уведомления от 28.05.2021 N КУВД-001/2020-10003760/4 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности общества на объект недвижимого имущества: газопровод низкого давления протяженностью 92 м по адресу: Московская обл., Ленинский р-н, гп Видное, г. Видное, ул. Сосновая, обязании произвести регистрационные действия.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31.08.2021, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2021, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального права, и принять новый судебный акт, которым отказать обществу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель общества против доводов кассационной жалобы возражал.
Управление своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Отводов составу суда и отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество обратилось с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и с заявлением и постановке на кадастровый учет газопровод низкого давления протяженностью 92-м по адресу: Московская обл., Ленинский р-н, гп Видное, г. Видное, ул. Сосновая.
Уведомлением от 28.05.2021 N КУВД-001/2020-10003760/4 управление отказало в государственной регистрации права на недвижимое имущество и постановке на кадастровый учет газопровода. Указанный отказ общество считает незаконным и не соответствующим требованиям действующего законодательства, в связи с чем обратилось в арбитражный суд.
Порядок государственной регистрации перехода права собственности установлен положениями федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с пунктом 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Обществом были представлены все необходимые документы для осуществления государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета.
Основанием для отказа в оказании услуги явилось не устранение причин, указанных в уведомлении о приостановлении.
Согласно уведомлению о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, основанием для приостановления явилось то, что в нарушение пункта 43 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Приказа N 953) указаны неполные сведения о земельных участках, в границах которых расположен объект недвижимого имущества.
Однако судами установлено, что в уведомлении о приостановлении не было указано, в чем именно выразилась неполнота сведений о земельных участках, в границах которых расположен объект недвижимого имущества.
В силу пункта 70 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество", уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
Данные причины и рекомендации должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявления об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ.
Из уведомления о приостановлении государственной регистрации не ясно, в чем выразилась неполнота сведений, какие действия должно совершить общество и какие конкретно документы необходимо представить для возобновления государственной регистрации, что не соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278.
Несмотря на это, в технический план обществом были внесены корректировки. Газопровод низкого давления (точка 18 в техническом плане) проходил на расстоянии менее 1 см от земельного участка с кадастровым номером 50:21:0010136:80. При автоматической проверке технического плана программа при расстоянии менее 1 см от земельного участка выдает пересечение. Поскольку спорный объект фактически не находится на земельном участке с кадастровым номером 50:21:0010136:80, координаты точки 18 были скорректированы следующим образом: X = 444 917, 48; Y = 198 862, 75.
Таким образом, форма и требования к заполнению технического плана с учетом внесения корректировки соответствует Приказу N 953. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Следовательно, правомерен вывод судов о том, что общество представило в управление все необходимые документы для проведения государственной регистрации и постановки на кадастровый учет объекта.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные по делу доказательства, суды, удовлетворяя требования, руководствовались положениями Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", статьями 14, 21, 40 федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводами судов и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы, приведенные управлением в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой и апелляционной инстанций доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 31.08.2021 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2021 по делу N А41-52307/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 70 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество", уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
...
Из уведомления о приостановлении государственной регистрации не ясно, в чем выразилась неполнота сведений, какие действия должно совершить общество и какие конкретно документы необходимо представить для возобновления государственной регистрации, что не соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278.
...
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные по делу доказательства, суды, удовлетворяя требования, руководствовались положениями Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", статьями 14, 21, 40 федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 января 2022 г. N Ф05-34746/21 по делу N А41-52307/2021