Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 февраля 2022 г. N Ф05-34198/21 по делу N А40-265108/2020

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 03.06.2008 между АО "Мосэнергосбыт" (заказчик) и АО "ОЭК" (исполнитель) был заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 66-1499/113-ДР/08-I, согласно условиям которого истец обязался оплачивать ответчику оказанные им услуги по передаче электрической энергии, а ответчик обязался оплачивать истцу стоимость электрической энергии в целях компенсации потерь. Так, основанием возникновения исковых требований послужила необходимость изменения объема полезного отпуска по потребителям ИП Джанджапанян Р.С. и Кооперативу "КОШ", учтенного при определении объема оказанных ответчиком услуг за август-сентябрь 2017, поскольку первоначально объем потребления был определен расчетным способом, предусмотренным приложением N 3 к Правилам N 442, в связи с выявлением безучетного потребления, что впоследствии было признано неправомерным вступившими в законную силу решениями суда по делам NNА40-35248/2018 и А41-5510/2018. Таким образом, истец указал, что объем электрической энергии, определенный на основании актов о неучтенном (безучетном) потреблении электрической энергии не подлежал применению в расчетах между АО "Мосэнергосбыт" и АО "ОЭК" для целей определения объема оказанных услуг и объема потерь, подлежащих компенсации. При этом, в рамках рассмотрения споров АО "Мосэнергосбыт" с названными потребителями (дело N А41-5510/18 (ИП Джанджапанян Р. С.), дело NА40-35248/18 (КООПЕРАТИВ "КОШ") было установлено, что электрическая энергия в объеме 57.830 кВт.ч потребителям передана не была. С учетом изложенного, по мнению истца, объем услуги АО "ОЭК" и объем потерь в сетях АО "ОЭК" за периоды: август 2017, сентябрь 2017 был определен неверно, в связи с чем у АО "ОЭК" возникло неосновательное обогащение в сумме 301.707 руб. 41 коп., сформировавшееся как сумма излишне полученной от АО "Мосэнергосбыт" выручки за оказанные услуги по передаче электрической энергии и стоимости неоплаченных АО "ОЭК" потерь электрической энергии. Претензия, направленная в адрес ответчика, была оставлена последним без удовлетворения.

Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения истца с настоящим иском, в удовлетворении которого было отказано, что подтверждается решением и постановлением по делу. При этом суд в обжалуемых актах, оставляя исковые требования без удовлетворения, руководствуясь ст.ст. 309, 310, 330, 395, 1102 ГК РФ, "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 442, "Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания таких услуг", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861, правомерно исходил из того, что спорные денежные средства были получены ответчиком на основании договора, при этом акты приема-передачи э/э и акты оказанных услуг по передаче э/э по договору за спорный период были подписаны без спорных в рамках данного дела разногласий, тогда как при наличии подписанных первичных документов по договору отсутствуют основания для взыскания неосновательного обогащения.

Кроме того, суд верно исходил из того, что рассматриваемый случай не является основанием для корректировки объема переданной электроэнергии и объема потерь по заключенному сторонами договору, а также из того, что пункт 188 (далее - Основные положения) не предусматривает необходимость включения объема безучетного потребления обратно в объем фактических потерь электрической энергии в случае отказа в удовлетворении требований сбытовой организации.

Более того, суд в обжалуемых актах также правомерно отказал в иске и по основанию пропуска срока исковой давности, поскольку истец, являясь профессиональным участником спорных правоотношений, исходя из характера допущенных нарушений при проведении проверки потребителей и составлении актов о неучтенном потреблении, не мог не знать об указанных нарушениях процедуры проверки и составления актов, впоследствии установленных судами по указанным другим делам N N А40-35248/2018 и А41-5510/2018. По делу N А41-5510/2018 судом установлено, что период безучетного потребления истцом определен неверно в связи с проведенной истцом проверкой узла учета 19.07.2017, о чем истец знал, а по делу NА40-35248/2018 судом установлено, что истец акт потребителю не направлял, акт подписан неуполномоченным лицом, о чем истец так же не мог не знать. Таким образом, суд верно посчитал, что истец знал об отсутствии оснований для составления актов о неучтенном потреблении в момент их составления и, соответственно, оплачивая ответчику в сентябре - октябре 2017 денежные средства, истец знал о том, что услуги не были оказаны и отсутствуют основания для оплаты, а поэтому в момент данной оплаты истец знал о неосновательном сбережении ответчиком денежных средств и о нарушенном праве.

Таким образом, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно установил, что в данном случае имеются основания для применений последствий пропуска срока исковой давности в отношении заявленных в иске требований.

Кроме того, положениями пункта 15(3) "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861 предусмотрено, что излишне уплаченная за услуги по передаче электрической энергии сумма засчитывается в счет платежа, подлежащего уплате за следующий месяц. При этом истцом не было приведено обстоятельств, в силу которых правильность взаиморасчетов между сторонами не может быть восстановлена путем надлежащего исполнения сторонами требований действующего законодательства и условий договора; кроме того, доказательств проведения корректировки в установленном законом порядке истцом также не было представлено."

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 февраля 2022 г. N Ф05-34198/21 по делу N А40-265108/2020