г. Москва |
|
2 февраля 2022 г. |
Дело N А40-67809/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Горшковой М.П.,
судей Ворониной Е.Ю., Кочеткова А.А.,
при участии в заседании:
от истца - Смирнова О.Э. дов. N 22 от 01.01.2022
от ответчика - Хренков А.С. дов. N 80-19 от 17.07.2019
от третьих лиц - Юсупова А.Р. дов. N ТНЭ-14/22 от 01.01.2022 (ООО "Транснефтьэнерго")
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу
Акционерного общества "Дальневосточная энергетическая управляющая
компания - ЕНЭС"
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 19 октября 2021 года,
в деле по иску Акционерного общества "Дальневосточная энергетическая
управляющая компания - ЕНЭС"
к Публичному акционерному обществу "Федеральная сетевая компания
Единой энергетической системы"
третьи лица: Публичное акционерное общество "Якутскэнерго", Общество с
ограниченной ответственностью "Транснефтьэнерго", Общество с
ограниченной ответственностью "Транснефть-Восток", Государственный
комитет по ценовой политике - РЭК Республики Саха (Якутия), Федеральная
антимонопольная служба, Акционерное общество "Дальневосточная
энергетическая управляющая компания - Генерация Сети"
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Дальневосточная энергетическая управляющая компания - ЕНЭС" (далее - АО "ДВЭУК-ЕНЭС", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Публичному акционерному обществу "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ПАО "ФСК ЕЭС", ответчик) о взыскании стоимости услуг по передаче электрической энергии (мощности) в бездоговорном порядке.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 июня 2021 года исковые требования удовлетворены.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2021 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора - ПАО "Якутскэнерго", ООО "Транснефтьэнерго", ООО "Транснефть-Восток", Государственный комитет по ценовой политике - РЭК Республики Саха (Якутия), Федеральную антимонопольную службу, АО "Дальневосточная энергетическая управляющая компания - Генерация Сети".
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2021 года решение от 24 июня 2021 года отменено. В удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда, АО "ДВЭУК-ЕНЭС" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, в связи с чем просит обжалуемое постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
От ответчика поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором он не соглашается с доводами жалобы и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения. Отзыв приобщен судом к материалам дела с учетом заблаговременности направления отзыва в адреса лиц, участвующих в деле.
От ООО "Транснефтьэнерго", ООО "Транснефть-Восток" поступили отзывы на кассационную жалобу, в которых они не соглашаются с доводами жалобы и просят оставить обжалуемый судебный акт без изменения. Отзывы приобщены судом к материалам дела.
ООО "Транснефть-Восток", ПАО "Якутскэнерго", Государственный комитет по ценовой политике - РЭК Республики Саха (Якутия), Федеральная антимонопольная служба, АО "Дальневосточная энергетическая управляющая компания - Генерация Сети" своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению кассационной жалобы по существу.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители ответчика и третьего лица просили обжалуемый судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей истца, ответчика и третьего лица, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, в период с марта по май 2018 года по объектам электросетевого хозяйства АО "ДВЭУК" осуществлен переток электрической энергии в сети ПАО "ФСК ЕЭС" для конечного потребителя электрической энергии.
18.07.2014 между АО "ДВЭУК" и ПАО "ФСК ЕЭС", в лице филиала ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Востока, заключен договор N 99-171-2014 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в соответствии с условиями которого АО "ДВЭУК" приняты обязательства по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств ПАО "ФСК ЕЭС" на объекте "ПС 220/10 кВ НПС-11", в рамках ранее выданных технических условий на технологическое присоединение к электрическим сетям от 01.10.2013 N 2 ТУ-Э-186.
Акт о выполнении технических условий N АВТУ-Э-07 подписан между сторонами 07.08.2014.
30.10.2014 между АО "ДВЭУК" и филиалом ОАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Востока подписан акт разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, в соответствии с которым на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон ПАО "ФСК ЕЭС" и АО "ДВЭУК" находятся следующие технологически соединенные элементы электрической сети - ПС 220/10 кВ НПС-11.
Расчетные приборы учета установлены в ОПУ ПС 220 кВ НПС-11 в шкафу N 6 счетчиков 220 кВ и 10 кВ не на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
Для энергоснабжения нефтеперекачивающей станции НПС-11 ООО "Транснефтьэнерго", как энергосбытовой организацией, с ПАО "Якутскэнерго" заключен договор купли-продажи электроэнергии от 25.09.2014 N 1, а с ПАО "ФСК - ЕЭС" -заключено дополнительное соглашение от 15.10.2014 N 14 к договору оказания услуг по передаче электроэнергии от 01.07.2011 N 517/П, в рамках которого закреплены обязательства по оказанию услуг по передаче электроэнергии до НПС-11.
В результате осуществленных мероприятий по технологическом присоединению в регионе сложилась следующая схема передачи электрической энергии в отношении объекта НПС-11: Каскад Вилюйский ГЭС-1,2 (объект генерации) - ПАО "Якутскэнерго" (сети протяженностью 2,04 км) - АО "ДВЭУК" (сети протяженностью 471, 5 км) - ПАО "ФСК ЕЭС" (сети протяженностью 1,9 км, подстанция) - ООО "Транснефтьэнерго" (энергосбытовая организация) - ООО "Транснефть-Восток" (конечный потребитель).
Между ООО "Транснефтьэнерго" и ПАО "Якутскэнерго" 25.09.2014 был заключен договор купли-продажи электроэнергии N 1, а с ПАО "ФСК - ЕЭС" - заключено дополнительное соглашение от 15.10.2014 N 14 к договору оказания услуг по передаче электроэнергии от 01.07.2011 N 517/П, в рамках которого закреплены обязательства по оказанию услуг по передаче электроэнергии до НПС-11.
АО "ДВЭУК" и ПАО "ФСК ЕЭС" являются смежными сетевыми организациями, по объектам электросетевого хозяйства которых осуществляется поставка электрической энергии (мощности) конечному потребителю.
АО "ДВЭУК" неоднократно пыталось урегулировать взаимоотношения по использованию объектов, принадлежащих АО "ДВЭУК", направляя в адрес ПАО "ФСК ЕЭС" оферту договора на оказание услуг по передаче электрической энергии в отношении потребителя ООО "Транснефтьэнерго" (НПС-11), что подтверждается исходящими письмами от 02.02.2017 N ДВЭУК-03-42- 397, от 16.06.2017 N ДВЭУК-03-42-2103. Ответной позицией ПАО "ФСК ЕЭС", в лице филиала Амурское ПМЭС, (Письмо от 12.10.2017 NмЗ/пЗ/1/818) ответило отказом от подписания оферты договора.
В связи с тем, что договор на передачу электрической энергии не заключен в установленном порядке, АО "ДВЭУК" направляло в адрес ПАО "ФСК ЕЭС", в лице филиала МЭС Востока, уведомление о дате и времени составления акта о бездоговорном оказании услуг по передаче электрической энергии в интересах потребителя ООО "Транснефтьэнерго" (НПС-11).
Поскольку в назначенное время и место представители не прибыли, акты были составлены в присутствии независимых лиц.
Оплату услуг передачи электроэнергии (мощности) по объектам электросетевого хозяйства АО "ДВЭУК" ПАО "ФСК ЕЭС" не производило.
При том, что использование сетевого хозяйства АО "ДВЭУК" позволило ПАО "ФСК ЕЭС" осуществлять передачу электрической энергии конечным потребителем и получать от последнего плату за оказанные услуги по передаче электроэнергии (мощности) по тарифу ЕНЭС.
Отказ ответчика от подписания договора и оплаты оказанных услуг послужил основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Согласно пунктам 2, 9, 12, 15, 24 Правил N 861, договор оказания услуг по передаче электрической энергии может быть заключен только с одной сетевой организацией.
Как следует из пунктов 2, 10, 24 Правил N 861, без договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не может быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Указанное согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.09.2009 N 6057/09 по делу N А49-3724/2008-120а/21-АК, услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к ее электрическим сетям в отрыве от услуги по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет. При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим, сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии)".
В соответствии с п. 2 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" договор оказания услуг по передаче электрической энергии является публичным.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Единая энергетическая система России - совокупность производственных и иных имущественных объектов электроэнергетики, связанных единым процессом производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и передачи электрической энергии в условиях централизованного оперативно- диспетчерского управления в электроэнергетике.
Из статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" следует, что услугами по передаче электрической энергии признается комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
Субъектам оптового рынка, а также иным лицам, имеющим на законном основании объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к ЕНЭС, услуги по передаче электроэнергии по магистральным сетям оказывает организация по управлению ЕНЭС - публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (пункт 2 статьи 7, статьи 8 - 1 0 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", статья 3 Устава).
Критерием определения организации, оказывающей услуги, является характер технологического присоединения энергопринимающего устройства потребителя к объекту электросетевого хозяйства.
ПАО "ФСК ЕЭС" в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" является организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, которая представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.
Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 17.10.2009 N 823 "О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики" Схема и программа развития ЕНЭС на долгосрочный период, включается в Схему и программу развития Единой энергетической системы России.
Судом апелляционной инстанции установлено, что объекты электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется энергоснабжение НПС-11, включены в Схему и программу развития Единой энергетической системы России на 2010 - 2016 годы, утвержденную приказом Минэнерго РФ от 15.07.2010 N 333, построены в соответствии с инвестиционной программой ПАО "ФСК ЕЭС", утвержденной приказом Минэнерго России от 31.10.2012 N 531, в которой прямо поименованы.
Согласно абзацу 2 статьи 7 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", проектный номинальный класс напряжения, характеристики пропускной способности, реверсивности потоков электрической энергии и иные технологические характеристики объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть утверждаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, единственным признаком объекта ЕНЭС являются характеристики объектов электросетевого хозяйства, которые определены Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике устанавливает критерии отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети (статья 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Критерии отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети определены постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 41.
Согласно пункту 5 Критериев отнесения объектов электросетевого хозяйства к ЕНЭС, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 41, к единой национальной (общероссийской) электрической сети относятся трансформаторные и иные подстанции, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 220 киловольт и выше, соединенные с линиями электропередачи.
ПС 220кВ НПС-11 данным критериям соответствует.
В силу соответствия НПС-11 критериям объекта ЕНЭС между ООО "Транснефть-Восток" и ПАО "ФСК ЕЭС" был заключен договор об осуществлении технологического присоединения НПС-11 к электрическим сетям ПАО "ФСК ЕЭС" N 491/19-13/191/ТП-МЭ от 03.04.2013.
После осуществления технологического присоединения 15.10.2014 между ООО "Транснефтьэнерго", как энергосбытовой организации для объектов ООО "Транснефть-Восток", и ПАО "ФСК ЕЭС" было подписано дополнительное соглашение N 14 к договору оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети N 517/П от 01.07.2011. Данное соглашение было предметом исследования в рамках дел NN А40- 54847/15, A40-83196/15, А58-1045/15, А40-91888/17, А40-234224/17, А40-13796/18 А40-210185/20, признано недействующим, недействительным, ничтожным не было.
Объект ПС 220 кВ НПС-11 является объектом электросетевого хозяйства (подстанцией) и относится к объектам электроэнергетики, которыми владеет ПАО "ФСК ЕЭС" на праве собственности.
Объекты АО "ДВЭУК", которые в 2018 году являлись смежными по отношению к объекту ПАО "ФСК ЕЭС" ПС 220 кВ НПС-11: ПС 220/35/6 кВ "Олекминск"; ВЛ 220 кВ "Городская (Ленек) - Пеледуй"; ВЛ 220 кВ "Городская (Ленек) - НПС-12 - НПС-13 - ПС Олекминск - НПС-14"; ПС 220/10 кВ при НПС-12; ПС 220/10 кВ при НПС-13; ПС 220/110/10 кВ "Пеледуй" по своим характеристикам соответствуют критериям отнесения к объектам ЕНЭС (критерии установлены Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 41) и приказом Минэнерго России от 05.06.2015 N 343 были включены в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (далее - ЕНЭС).
Данные обстоятельства подтверждаются судебными актами по делам N А40- 54847/15, А40-83196/15, А58-1045/15, А40-91888/17, А40-234224/17, А40-13796/18 о рассмотрении споров, связанных с поставкой электрической энергии на объекты ООО "Транснефтьэнерго" НПС-11, НПС-15 и имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора.
Суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что правоотношения между ПАО "ФСК ЕЭС" и АО "ДВЭУК" следует признать правоотношениями по использованию ПАО "ФСК ЕЭС" объектов электросетевого хозяйства АО "ДВЭУК", а не правоотношениями по оказанию услуг по передаче электрической энергии, которые должны были быть урегулированы не в рамках договора оказания услуг по передаче электрической энергии, а в рамках договора, определяющего порядок использования ПАО "ФСК ЕЭС" объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих АО "ДВЭУК".
Таким образом, у ПАО "ФСК ЕЭС" отсутствовали основания для подписания актов о бездоговорном оказании услуг по передаче электрической энергии в интересах потребителя ООО "Транснефтьэнерго" (НПС-11).
В целях использования объектов ЕНЭС, принадлежащих иным лицам, и возвращения доходов, получаемых в результате осуществления прав этих лиц, пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрен особый механизм - заключение договора, определяющего порядок использования объектов ЕНЭС.
Разделом III Правил N 861, определяющим порядок заключения и исполнения договоров между сетевыми организациями, в пункте 37 также предусмотрено, что отношения, связанные с иными владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, регулируются на основании ДОГОВОРОВ о порядке использования объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлен порядок определения цены по договору о порядке использования объектов ЕНЭС, по которой ПАО "ФСК ЕЭС" рассчитывается с собственниками или иными законными владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС.
Плата по договору о порядке использования объектов ЕНЭС согласно пункту 5 Перечня существенных условий договоров о порядке использования организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам или иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 N 492, рассчитывается Федеральной антимонопольной службой России исходя из установленного для собственника тарифа на услуги по передаче электрической энергии и соответствующих количественных характеристик услуг по передаче электрической энергии, оказанных организацией с использованием объекта.
Другого механизма возврата денежных средств указанным лицам законодательством не предусмотрено.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, перешедший к рассмотрению дела по правилам искового производства, установленным арбитражным процессуальным кодексом для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, руководствуясь положениями статей 210, 296, 309, 310, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 5, 7, 8, 21, 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", исходил из того, что правовые основания для заключения между ПАО "ФСК ЕЭС" и АО "ДВЭУК" договора оказания услуг по передаче электрической энергии в спорный период отсутствовали, следовательно, незаключение ПАО "ФСК ЕЭС" с АО "ДВЭУК" договора на оказание услуг по передаче электрической энергии в отношении потребителя ООО "Транснефтьэнерго" (НПС-11) вопреки позиции истца нельзя признать уклонением от заключения договора. Кроме того, ПАО "ФСК ЕЭС" относится к субъектам естественных монополий в соответствии с Постановлением ФЭК РФ от 25.06.2003 N49-э/2. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие принятого в установленном порядке тарифного решения для взаиморасчетов с ПАО "ФСК ЕЭС". При таких обстоятельствах, у АО "ДВЭУК-ЕНЭС" в силу императивных норм права отсутствуют законные основания для взыскания с ПАО "ФСК ЕЭС" стоимости услуг по передаче электроэнергии на объекты НПС-11. Применение в расчетах за услуги по передаче электроэнергии произвольных величин, не основанных на тарифных решениях, противоречит императивным нормам права и нарушает баланс экономических интересов сетевых организаций, что влечет неосновательное обогащение АО "ДВЭУК".
Суд кассационной инстанции считает отказ в удовлетворении исковых требований соответствующим требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, установленным судами в результате оценки имеющихся в деле доказательств с соблюдением требований статей 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По существу заявленные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, они не могут быть положены в основание изменения или отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Судом апелляционной инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения участвующих в деле лиц и имеющиеся в деле доказательства, выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судом норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2021 года по делу N А40-67809/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.П. Горшкова |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, перешедший к рассмотрению дела по правилам искового производства, установленным арбитражным процессуальным кодексом для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, руководствуясь положениями статей 210, 296, 309, 310, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 5, 7, 8, 21, 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", исходил из того, что правовые основания для заключения между ПАО "ФСК ЕЭС" и АО "ДВЭУК" договора оказания услуг по передаче электрической энергии в спорный период отсутствовали, следовательно, незаключение ПАО "ФСК ЕЭС" с АО "ДВЭУК" договора на оказание услуг по передаче электрической энергии в отношении потребителя ООО "Транснефтьэнерго" (НПС-11) вопреки позиции истца нельзя признать уклонением от заключения договора. Кроме того, ПАО "ФСК ЕЭС" относится к субъектам естественных монополий в соответствии с Постановлением ФЭК РФ от 25.06.2003 N49-э/2. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие принятого в установленном порядке тарифного решения для взаиморасчетов с ПАО "ФСК ЕЭС". При таких обстоятельствах, у АО "ДВЭУК-ЕНЭС" в силу императивных норм права отсутствуют законные основания для взыскания с ПАО "ФСК ЕЭС" стоимости услуг по передаче электроэнергии на объекты НПС-11. Применение в расчетах за услуги по передаче электроэнергии произвольных величин, не основанных на тарифных решениях, противоречит императивным нормам права и нарушает баланс экономических интересов сетевых организаций, что влечет неосновательное обогащение АО "ДВЭУК"."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 февраля 2022 г. N Ф05-33445/21 по делу N А40-67809/2021
Хронология рассмотрения дела:
17.08.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-52240/2022
02.02.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-33445/2021
19.10.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-51379/2021
24.06.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-67809/2021