г. Москва |
|
8 февраля 2022 г. |
Дело N А40-79631/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.02.2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 08.02.2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю. С.,
судей Латыповой Р. Р., Кузнецова В. В.,
при участии в заседании:
от заявителя ПАО "ТРАНСНЕФТЬ" С.А. Курилов по доверенности N 183 от 05.12.2019, паспорту,
от заинтересованного лица УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ Шилепина И.И. по доверенности от 30.12.2021 N ЕС-102, удостоверению
от третьих лиц: АО "ИНСТИТУТ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ" Попова Т.А. по доверенности N 101-04-595 от 06.06.2019, паспорту
ООО ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "РОДИНА" не явились, извещены,
ООО ЧАСТНОЕ ОХРАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "БЛИЦ" не явились, извещены,
рассмотрев 07 февраля 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Публичного акционерного общества "Транснефть" на постановление от 26 октября 2021 года Девятого арбитражного апелляционного суда, по делу N А40-79631/2021,
по заявлению Публичного акционерного общества "Транснефть" к Управлению Федеральной антимонопольной службе по городу Москве
третьи лица: АО "Институт по проектированию магистральных трубопроводов", ООО ЧОП "Родина", ООО ЧОП "Блиц"
о признании незаконными решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Транснефть" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - заинтересованное лицо) с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве от 15 марта 2021 года по делу N 077/07/00-3255/2021.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 августа 2021 года требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2021 года, отменено решение Арбитражного суда города Москвы от 17 августа 2021 года, отказано в удовлетворении заявления публичного акционерного общества "Транснефть" о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве от 15 марта 2021 года по делу N 077/07/00-3255/2021.
Не согласившись с выводами Девятого арбитражного апелляционного суда, ПАО "Транснефть" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебный акт апелляционной инстанции как принятый с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель ПАО "Транснефть" поддержал доводы кассационной жалобы, просил постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2021 отменить, решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.08.2021 оставить без изменения.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить в силе постановление суда апелляционной инстанции.
Представитель АО "Институт по проектированию магистральных трубопроводов" просил кассационную жалобу удовлетворить.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанци норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанном судебном акте фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для изменения ил отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 14.12.2020 ПАО "Транснефть" (Заказчик) в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 32009800676 о проведении электронного конкурса, объектом которого являлись "Охранные услуги для Филиала "Уфагипротрубопровод".
Согласно протоколу от 18.01.2021 N 0001-207-K-Y13-02529-2021/P заседания конкурсной комиссии ПАО "Транснефть" на участие в процедуре было заявлено 6 участников.
Протоколом от 10.02.2021 N 0001-207-К-У13-02529-2021/И были подведены итоги закупки, в соответствии с которыми победителем закупки признан Участник N 7 (ООО ЧОО "Родина").
ООО ЧОП "БЛИЦ" (участник) обратился в антимонопольный орган с жалобой, рассмотрев которую, комиссия антимонопольного органа приняла решение от 15.03.2021 N 077/07/00-3255/2021 о наличии оснований для признания жалобы частично обоснованной. В действиях заявителя установлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), заявителю выдано предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, с учетом принятого решения.
Считая, что оспариваемые ненормативные акты антимонопольного органа не соответствует закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ПАО "Транснефть" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, признание антимонопольным органом частично обоснованной жалобы третьего лица и установление в действиях заявителя нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках соответствует ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, ст. 17, ч. 1 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), п. 5.3.2.8 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331.
Суд апелляционной инстанции установил, что заявителем были осуществлены запросы у участников закупки дополнительных документов, не предусмотренных закупочной документацией, при этом объем запрашиваемой информации у участника N 7 по сравнению с иными участниками отличался.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрены основания, позволяющие участникам закупок, а также иным заинтересованным лицам, обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований названного закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупка, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках.
Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечение закупки положения.
Положениями п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
При этом, исходя из положений ч. ч. 1 и 2 ст. 2 Закона о закупках требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения устанавливаются заказчиками самостоятельно и включаются в положения о закупке.
При этом регламентация заказчиками своей закупочной деятельности осуществляется не произвольно, а с учетом предусмотренных ч. 1 ст. 3 названного закона принципов закупочной деятельности и при соблюдении запретов и ограничений, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации о закупках.
Как установлено судом, в силу пункта 3.19 Положения о закупке товаров, работ, услуг ПАО "Транснефть" заказчик, организатор закупки, конкурсная комиссия при необходимости истребует от участников закупки представления разъяснений по представленным ими документам в составе заявки на квалификационный отбор, заявки на участие в закупке.
При этом указанное положение о закупках не предусматривает возможность предлагать участнику дополнительно представить недостающие документы, которые им не были представлены в составе заявки первоначально.
Между тем, как установлено Девятым арбитражным апелляционным судом, в соответствии с информацией, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок, участнику N 7, который в дальнейшем был признан победителем закупки, направлялся запрос о предоставлении отсутствующих документов и сведений.
При этом суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что объем запрашиваемой информации у участника N 7 по сравнению с иными участниками, в число которых входит и третье лицо, значительно отличается. Запрос, направленный в адрес участника N 7, был направлен на предоставление преимуществ такому участнику закупочной процедуры, что в дальнейшем позволило ему быть признанным победителем торгов.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на ином толковании положений действующего законодательства в сфере закупок, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
В силу статьи 286 АПК РФ в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, содержащиеся в нем выводы установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений судом апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2021 года по делу N А40-79631/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу ПАО "Транснефть" без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупка, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках.
...
Положениями п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
При этом, исходя из положений ч. ч. 1 и 2 ст. 2 Закона о закупках требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения устанавливаются заказчиками самостоятельно и включаются в положения о закупке."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 февраля 2022 г. N Ф05-1014/22 по делу N А40-79631/2021