город Москва |
|
10 февраля 2022 г. |
Дело N А40-62586/21-33-462 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Ананьиной Е.А.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу АО АКБ "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КЛУБ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 06 августа 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 октября 2021 г.,
по делу N А40-62586/21-33-462
по заявлению акционерного общества акционерного коммерческого банка "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КЛУБ"
к Федеральной антимонопольной службе
о признании незаконными и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 34/04/19.7.2-28/2021 от 10 марта 2021 г.,
УСТАНОВИЛ: Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России, антимонопольный (административный) орган) в связи с рассмотрением дела о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа N 34/01/8-69/2019 и на основании части 1 статьи 15.3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о государственном оборонном заказе) в адрес акционерного общества акционерного коммерческого банка "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КЛУБ" (далее - АО АКБ "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КЛУБ", Банк, заявитель) был направлен запрос информации от 05 ноября 2020 г. N 34/96402/20 (далее - запрос) о предоставлении выписки операций по всем открытым и закрытым расчетным счетам акционерного общества "Неолант" (далее - АО "Неолант") (ИНН 7718511413) за период с 02 марта 2016 г. по дату получения запроса.
18 ноября 2020 г. в ФАС России поступил ответ на запрос, в соответствии с которым АО АКБ "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КЛУБ" в предоставлении запрашиваемых антимонопольным органом сведений отказано (письмо от 11 ноября 2020 г. N 51-5/2272С).
В обоснование указанного отказа Банком указано на то, что заявитель запроса - ФАС России не входит в закрытый перечень лиц, которым могут быть предоставлены сведения, содержащие банковскую тайну, согласно Федеральному закону от 02 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности (далее - Закон о банках). Указано также на то, что статья 15.3 Закона о государственном оборонном заказе, во взаимосвязи с положениями статьи 25, части 6 статьи 44 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции) и статьи 26 Закона о банках не содержит положений, обязывающих банк предоставлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, составляющие банковскую тайну, в том числе выписок по всем открытым (закрытым) расчетным счетам.
В связи с непредставлением Банком в контролирующий орган документов и сведений по запросу, ФАС России 25 февраля 2021 г. в отношении АО АКБ "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КЛУБ" был составлен протокол об административном правонарушении N 34/04/19.7.2-28/2021.
Постановлением ФАС России N 34/04/19.7.2-28/2021 от 10 марта 2021 г. АО АКБ "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КЛУБ" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.2 (далее - КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, АО АКБ "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КЛУБ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о его отмене
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06 августа 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 октября 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе АО АКБ "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КЛУБ" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие у Банка обязанности исполнять запрос антимонопольного органа о предоставлении выписок по вопросам открытым (закрытым) расчетным счетам АО "Неолант".
В отзыве на кассационную жалобу ФАС России просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15.3 Закона о государственном оборонном заказе государственные заказчики, федеральные органы исполнительной власти, иные осуществляющие в установленном порядке функции указанных органов органы или организации, юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в контролирующий орган (его должностным лицам) в установленный срок по мотивированному требованию необходимые контролирующему органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе содержащую сведения, составляющие государственную, налоговую, банковскую, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, а также персональные данные), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
Статьей 15.17 Закона о государственном оборонном заказе установлен порядок рассмотрения заявлений, материалов и возбуждения дела о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа.
Если основанием явились заявления или поступившие материалы, то контролирующий орган рассматривает заявление, материалы в течение тридцати календарных дней со дня их поступления. В случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих контролирующему органу сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа, контролирующий орган для сбора и анализа дополнительных доказательств вправе продлить срок рассмотрения заявления, материалов, но не более чем на шестьдесят календарных дней.
Согласно статье 15.7 Закона о государственном оборонном заказе должностные лица, проводящие проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проведения проверки информацию и документы. При проведении документарной проверки мотивированное требование о представлении информации и документов направляется проверяемому лицу по почте с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под роспись. При проведении выездной проверки мотивированное требование о представлении информации и документов вручается проверяемому лицу или его представителю под роспись. Форма требования о представлении информации и документов утверждается контролирующим органом.
Истребуемые документы представляются проверяемым лицом в виде копий, заверенных в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае необходимости должностные лица, проводящие проверку, вправе ознакомиться с подлинниками документов.
Информация и документы, которые были истребованы в ходе проведения проверки, представляются проверяемым лицом в течение трех рабочих дней со дня получения им соответствующего требования. В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые информацию и документы в течение трех рабочих дней, это лицо в течение дня, следующего за днем получения (вручения) требования о представлении информации и документов, уведомляет в письменной форме должностных лиц, проводящих проверку, о невозможности представления в установленный срок информации и документов с указанием причин, по которым они не могут быть представлены в этот срок, и срока, в течение которого проверяемое лицо может представить истребуемые информацию и документы. В течение двух рабочих дней со дня получения такого уведомления должностное лицо контролирующего органа принимает в порядке, установленном контролирующим органом, мотивированное решение об установлении нового срока представления информации и документов или принимает мотивированное решение об отказе в его продлении с указанием причин отказа. Копия принятого решения, удостоверенная в установленном порядке, направляется проверяемому лицу любым доступным способом.
Непредставление, несвоевременное представление проверяемым лицом или представление им недостоверных информации и документов, истребуемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Контролирующим органом в сфере государственного оборонного заказа является Федеральная антимонопольная служба на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 331 от 30 июня 2004 г.
Действия, связанные с непредставлением или несвоевременным представлением в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, в том числе непредставление или несвоевременное представление информации и документов по требованию указанного органа, либо представление заведомо недостоверных информации и документов, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ, и влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях АО АКБ "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КЛУБ" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
При этом судом установлено, что информация (документы) по требованию контролирующего органа, представление которых является обязательным в силу Закона о государственном оборонном заказе, не были представлены Банком.
Отклоняя доводы Банка о том, что антимонопольный орган не входит в круг лиц, на которые статья 15.3 Закона о государственном оборонном заказе возложена обязанность по предоставлению сведений при рассмотрении дела о нарушении законодательства о государственном оборонном заказе, суды со ссылкой на часть 2 статьи 15.3 указанного закона, статью 26 Закона о банках, указали на то, что банки, являющиеся юридическими лицами, входят в круг лиц, на которых статьей 15.3 Закона о государственном оборонном заказе возложена обязанность по предоставлению документов, объяснений и информации (в том числе содержащую банковскую тайну).
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о доказанности факта совершения АО АКБ "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КЛУБ" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ.
Порядок привлечения заявителя к административной ответственности административным органом соблюден.
Вина общества в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Размер штрафа соответствует санкции части 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06 августа 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 октября 2021 г. по делу N А40-62586/21-33-462 оставить без изменения, кассационную жалобу АО АКБ "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КЛУБ" - без удовлетворения.
Судья |
Е.А.Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях АО АКБ "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КЛУБ" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
При этом судом установлено, что информация (документы) по требованию контролирующего органа, представление которых является обязательным в силу Закона о государственном оборонном заказе, не были представлены Банком.
Отклоняя доводы Банка о том, что антимонопольный орган не входит в круг лиц, на которые статья 15.3 Закона о государственном оборонном заказе возложена обязанность по предоставлению сведений при рассмотрении дела о нарушении законодательства о государственном оборонном заказе, суды со ссылкой на часть 2 статьи 15.3 указанного закона, статью 26 Закона о банках, указали на то, что банки, являющиеся юридическими лицами, входят в круг лиц, на которых статьей 15.3 Закона о государственном оборонном заказе возложена обязанность по предоставлению документов, объяснений и информации (в том числе содержащую банковскую тайну).
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о доказанности факта совершения АО АКБ "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КЛУБ" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ.
...
Размер штрафа соответствует санкции части 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 февраля 2022 г. N Ф05-34862/21 по делу N А40-62586/2021