город Москва |
|
16 февраля 2022 г. |
Дело N А40-29726/21-33-199 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Товары для детей" магазин N 24: Филимоновой А.С. (дов. от 12.01.2022 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: не явились, извещены;
рассмотрев 10 февраля 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20 мая 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2021 г.
по делу N А40-29726/21-33-199
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Товары для детей" магазин N 24
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Товары для детей" магазин N 24 (далее - ООО "Товары для детей" магазин N 24, общество, заявитель) является собственником нежилого помещения, общей площадью 2 460,2 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Совхозная, д. 8, корп. 1.
Указанное нежилое помещение расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:04:0004017:18.
С целью уточнения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004017:18 общество обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, регистрационный орган) с заявлением о государственном кадастровом учете, представив соответствующим межевой план.
Уведомлением Управления Росреестра по Москве от 18 ноября 2020 г. N КУВД-001/2020-11227789/1 заявителю было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004017:18 на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации), с указанием на то, что представленный межевой план подготовлен с нарушением статьи 22 Закона о государственной регистрации, а также Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08 декабря 2015 г. N 921 (далее - Требования), а именно:
- в нарушение части 10 статьи 22 Закона о государственной регистрации документы, включенные в состав приложения межевого плана, не подтверждают обоснование прохождения местоположения уточненных границ земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004017:18;
- в нарушение пункта 70 Требований в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка, противоречит сведениям ЕГРН;
- в нарушение пункта 18 Требований электронный образ документа должен обеспечивать визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1. Качество представленных электронных образов документов должно позволять и в полном объеме прочитать текст документа и распознать ею реквизиты. Если бумажный документ состоит из двух и более листов, электронный образ такого бумажного документа формируется в виде одного файла. Для сканирования документов необходимо использовать полноценный режим с разрешением 300 dpi.
В случае если законодательством предусмотрена подготовка документа, подлежащего включению в состав Приложения, в форме электронного документа, такой документ может быть включен в состав Приложения в форме электронного документа.
Подлежащий включению в состав Приложения электронный документ, выданный органом государственной власти, органом местного самоуправления, организацией, заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица такого органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации, а электронный документ, подготовленный физическим лицом, - усиленной квалифицированной электронной подписью такого физического лица.
Считая свои права нарушенными, ООО "Товары для детей" магазин N 24 обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании указанного отказа незаконным и обязании Управление Росреестра по Москве осуществить государственный кадастровый учет в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004017:18 на основании заявления ООО "Товары для детей" магазин N 24.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 мая 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2021 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Москве просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие у регистрационного органа оснований по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка, поскольку представленный межевой план подготовлен с нарушением Требований.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Товары для детей" магазин N 24 с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представители Управления Росреестра по Москве и Департамента городского имущества города Москвы в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ООО "Товары для детей" магазин N 24, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Законом о государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации).
В силу части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Закона о государственной регистрации).
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не основано на положениях действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку заявителем были представлены все необходимые документы для принятия регистрирующим органом решения о государственном кадастровом учете изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004017:18.
При этом судами установлено, что представленные на регистрацию документы с достоверностью подтверждали обоснование прохождения местоположения уточненных границ земельного участка.
Так, к межевому плану приложено распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 13 декабря 2019 г. N 49993 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Совхозная, влд. 8, копр. 1" (далее - распоряжение), в соответствии с которым принято решение предварительно согласовать предоставление земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004017:18 обществу на праве аренды для целей эксплуатации помещения в нежилом здании, уточнить границы земельного участка согласно схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (Приложение N 1 к распоряжению).
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории утверждена распоряжением и учитывает действующие на момент принятия указанного распоряжения документы территориального планирования, землеустроительную документацию, наличие зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков.
Судами также принято во внимание, что схема расположения земельного участка не требует уточнения границ, межевой план содержит заключение кадастрового инженера, из которого следует, что работы проведены в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" и Требованиями. Границы и площадь формируемого земельного участка полностью соответствуют вышеназванным распорядительным актам уполномоченного органа государственной власти, в том числе утвержденной схеме.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку у Управления Росреестра по Москве отсутствовали правовые основания для отказа в государственном кадастровом учете изменений земельного участка по указанным в обжалуемом решении основаниям.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20 мая 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2021 г. по делу N А40-29726/21-33-199 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
...
Судами также принято во внимание, что схема расположения земельного участка не требует уточнения границ, межевой план содержит заключение кадастрового инженера, из которого следует, что работы проведены в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" и Требованиями. Границы и площадь формируемого земельного участка полностью соответствуют вышеназванным распорядительным актам уполномоченного органа государственной власти, в том числе утвержденной схеме."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 февраля 2022 г. N Ф05-32210/21 по делу N А40-29726/2021