город Москва |
|
05 марта 2022 г. |
Дело N А40-86939/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ЮГО-СТРОЙ": не явился, извещён;
от Инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по городу Москве: Кочеткова К..И. по доверенности от 25.01.2022 N 06-04/002720, удостоверению;
рассмотрев 28 февраля 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по городу Москве
на решение от 20 сентября 2021 года Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 29 ноября 2021 года Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А40-86939/2021,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЮГО-СТРОЙ"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по городу Москве
об оспаривании постановлений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЮГО-СТРОЙ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по городу Москве (далее - инспекция, налоговый орган) об изменении постановлений от 09.04.2021 NN77282109600091000002, 77282109600086300002, 77282107500037000002 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 сентября 2021 года постановления признаны незаконными в части избранной меры наказания. Постановление ИФНС России N 28 по г. Москве от 09.04.2021 N 77282109600091000002 изменено в части размера штрафа до 145 496, 65 руб., Постановление ИФНС России N 28 по г. Москве от 09.04.21 N 77282109600086300002 изменено в части размера штрафа до 200 625 руб., Постановление ИФНС России N 28 по г. Москве от 09.04.21 N 77282107500037000002 изменено в части размера штрафа до 69 086, 25 руб. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 ноября 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Инспекция считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Общество, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя инспекции, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, обществом (резидентом) было совершено несколько незаконных валютных операций, образующих составы административных правонарушений, а именно:
- 24.04.2019 г. произведена выплата нерезиденту по расчётно-платёжной ведомости N 26 наличных денежных средств - валюты Российской Федерации в качестве средства платежа в сумме 560 000 руб.
- 30.04.2019 г. произведена выплата нерезиденту по расчётно-платёжной ведомости N 27 наличных денежных средств - валюты Российской Федерации в качестве средства платежа в сумме 406 491,09 руб.
- 31.05.2019 г. произведена выплата нерезиденту по расчётно-платёжной ведомости N 34 наличных денежных средств - валюты Российской Федерации в качестве средства платежа в сумме 184 230 руб.
По факту совершения административных правонарушений инспекцией составлены Протоколы N N 77282109600091000001, 77282109600086300001, 77282107500037000001 об административных правонарушениях 05.04.2021 г. в присутствии представителя Общества и вручены нарочно вместе с Уведомлением о рассмотрении дела от 05.04.2021 г. N 17-07/АНВ/904.
Суды установили, что 09 апреля 2021 года инспекцией, в присутствии представителя Общества, вынесены оспариваемые постановления N 77282107500037000002 с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 138 172,50 руб., N77282109600086300002 с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 420 000 руб., N77282109600091000002 с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 304 868,32 руб., что составлило 75% суммы незаконной валютной операции по каждому из оспариваемых Постановлений.
Суды обоснованно пришли к выводу о наличии оснований для снижения размера штрафа.
В силу части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Применительно к ч.1 ст.15.25 КоАП РФ вмененное общество административное правонарушение заключаются в нарушении положений Закона о валютном регулировании.
В силу статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.
Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории России транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Суды правомерно отметили, что возможность осуществить такую валютную операцию, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Таким образом, суды правомерно заключили, что заработная плата иностранным работникам может выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковский счет, открытый в уполномоченном банке.
Факт нарушения валютного законодательства обществом не оспаривался..
Между тем, суд первой инстанции посчитал возможным снизить размер административного штрафа по постановлениям от 09.04.2021 N 77282109600091000002, N 77282109600086300002, N 77282107500037000002, исходя из следующего.
В соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом, ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ определено, что при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15.07.1999 N11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения.
Конституционным Судом Российской Федерации принято постановление от 25 февраля 2014 года N4-П, которым признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания (пункт 1).
Пунктом 2 постановления определено, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела.
Снижение назначенного административным органом штрафа согласно положениям ч.3.2 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом суда.
Таким образом, суды, учли обстоятельства дела, совершением административного правонарушения впервые, признанием обществом вины, обоснованно посчитали возможным снизить размер взыскиваемого штрафа.
Доводы кассационной жалобы инспекции не опровергают изложенные выводы суда апелляционной инстанции и не свидетельствуют о неправильном применении апелляционным судом норм АПК РФ и КоАП РФ.
Ссылки инспекции на судебные акты по делам Арбитражного суда города Москвы N А40-69302/21, А40-69357/21 не являются обоснованными, поскольку суды при рассмотрении указанных споров учли факт совершения однородных правонарушений с учетом обстоятельств настоящего дела.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемого судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20 сентября 2021 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 ноября 2021 года по делу N А40-86939/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Применительно к ч.1 ст.15.25 КоАП РФ вмененное общество административное правонарушение заключаются в нарушении положений Закона о валютном регулировании.
...
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15.07.1999 N11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения.
...
Пунктом 2 постановления определено, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела.
Снижение назначенного административным органом штрафа согласно положениям ч.3.2 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом суда."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 5 марта 2022 г. N Ф05-2014/22 по делу N А40-86939/2021