Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 3 августа 2005 г. N А09-1630/05-3
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от налогового органа - Ч.Е.В. - нач. ю/о (дов. пост. N 1 от 11.01.2005 г.); от Общества - Ш.И.В. - представ. (дов. N 2 от 02.08.2005 г.); от третьего лица - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 5 по Брянской области на решение от 01.04.2005 г. Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-1630/05-3, установил:
Межрайонная ИМНС РФ N 5 по Брянской области, в настоящее время - Межрайонная ИФНС России N 5 по Брянской области (далее - налоговый орган, Инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "С1" (далее - Общество) о взыскании 5000 руб. штрафа.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ЗАО "ГПБ" (далее - Банк).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 01.04.2005 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить судебный акт по делу, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Как видно из материалов дела, 01.09.2004 г. в Инспекцию поступило сообщение Банка о закрытии 30.08.2004 г. транзитного валютного счета Общества N 40702840600002000546. Налогоплательщик же не сообщил в налоговый орган о закрытии счета.
В ходе проверки представленных документов Инспекция сделала вывод о наличии в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 118 НК РФ, и приняла решение N 1325 от 17.11.2004 г., согласно которому налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в размере 5000 руб.
На основании решения по результатам проверки налогоплательщику 19.07.2004 г. выставлено требование N 65 об уплате налоговой санкции.
Поскольку в добровольном порядке штраф уплачен не был, Инспекция обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и правильно применив нормы материального права, принял обоснованное решение по существу спора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщик обязан в десятидневный срок письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии либо закрытии счетов.
Согласно статье 118 НК РФ нарушение налогоплательщиком установленного названным Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.
В пункте 2 статьи 11 НК РФ определено понятие счета, согласно которому счета (счет) - это расчетные и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, понятие счета, используемое в налоговом законодательстве, подразумевает наличие договора банковского счета, на основании которого открыт счет в банке, возможность зачисления на счет денежных средств, возможность расходования денежных средств со счета.
В соответствии с пунктом 1.3 Указания Центрального банка России от 20.10.1998 г. N 383-У "О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (далее - Указание N 383-У) специальный транзитный валютный счет - это счет, открываемый уполномоченным банком без участия резидента в целях учета совершаемых резидентом операций покупки иностранной валюты на валютном рынке и ее обратной продажи.
Поскольку открытие специального транзитного валютного счета являлось обязательным в силу императивных требований банковского и валютного законодательства и не зависело от волеизъявления налогоплательщика, о закрытии такого счета банк мог и не уведомить клиента.
Материалами дела подтверждено, что о закрытии счета Общество было извещено банком в январе 2005 года. Доказательств того, что налогоплательщик знал о закрытии счета до вынесения Инспекцией решения от 17.11.2004 г. о привлечении к ответственности, налоговым органом не представлено.
Кроме того, как правильно указал суд, поскольку специальный транзитный валютный счет не подпадает под определение счета, указанное в статье 11 НК РФ, у плательщика вообще отсутствовала обязанность сообщать в Инспекцию о его открытии или закрытии.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда при разрешении спора по существу, им дана правильная юридическая оценка.
Нарушений процессуального права, влекущих отмену обжалуемого решения, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение от 01.04.2005 г. Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-1630/05-3 оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 3 августа 2005 г. N А09-1630/05-3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании