Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 29 сентября 2005 г. N А68-АП-598/Я-04
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - Д.Н.П. -директора (протокол N 1 от 10.11.98 г.), Д.А.В. - представителя (дов.б/н от 29.03.2005 г. пост.); от ответчика: Управа г. Тулы - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; ГУ архитектуры и градостроительства Управы г. Тулы - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; 3-их лиц: Земельная кадастровая палата по Тульской области - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; ГУП "ТГЗКБ" - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; Управление Федерального агентства кадастровых объектов недвижимости по Тульской области - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; Комитет по управлению имуществом Управы г. Тулы - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; ЗАО "ТЦР" - Г.П.Э. -представителя (дов.б/н от 28.07.2005 г. пост.), М.О.А. -представителя (дов.б/н от 28.09.2005 г. пост.);
рассмотрев кассационные жалобы ЗАО "ТЦР" и Главного управления архитектуры и градостроительства Управы г. Тулы на решение от 24.03.2005 г. и постановление апелляционной инстанции от 14.06.2005 г. Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-АП-598/Я-04, установил:
ОАО "С" (далее - Общество) обратилось с заявлением (с учетом уточненных требований) о признании незаконными действий Главного управления архитектуры и градостроительства Управы г. Тулы в части приостановления решения вопроса о предоставлении земельного участка площадью 781 кв. м, расположенного по адресу: г. Тула, Центральный район, ул. П., 17, корп. 14, в собственность заявителя и обязании согласовать проект границ указанного земельного участка.
Решением от 24.03.2005 г. Арбитражного суда Тульской области суд признал незаконными действия Главного управления архитектуры и градостроительства Управы г. Тулы в части приостановления решения вопроса о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, Центральный район, ул. П.,д.17, корп. 14, площадью 781 кв. м и обязал Главархитектуру Управы г. Тулы согласовать проект границ земельного участка, площадью 781 кв. м, расположенного по адресу: г. Тула, ул. П., д.17, корп. 14.
Постановлением от 14.06.2005 г. Арбитражного суда Тульской области решение суда оставлено без изменения.
В кассационных жалобах ЗАО "ТЦР" и Главное управление архитектуры и градостроительства Управы г. Тулы просят решение и постановление суда отменить как принятые с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Общество, являясь правопреемником ТОО "С", в процессе приватизации приобрел в собственность нежилое здание магазина, общей площадью 168 кв. м, лит.А, расположенный по адресу: Тульская область, г. Тула, Центральный район, ул. П., д.17, корпус 14. Данные обстоятельства подтверждаются договором выкупа имущества от 04.02.93 г. N 93353, заключенным ТОО "С" с Комитетом по управлению имуществом г. Тулы, свидетельством о собственности от 14.04.93 г. N 338 и свидетельством о государственной регистрации права от 09.02.2004 г.
Проект границ земельного участка код @ 16570, расположенного по адресу: Тульская область, г. Тула, Центральный район, ул. П., д.17, корпус 14 сформирован с учетом норм ст. 59 Градостроительного кодекса РФ, действовавшего на момент составления проекта, которые определяли порядок разработки и утверждения проектов межевания, то есть являлись составной частью формирования земельного участка как объекта земельных отношений. Главное управление архитектуры и градостроительства Управы г. Тулы приостановило согласование проекта границ из-за утверждения Главой г. Тулы градостроительной документации "Реконструкция Тульского городского рынка".
Оспаривая указанные действия Главного управления архитектуры и градостроительства Управы г. Тулы, Общество просит суд признать их незаконными.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой и апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Исходя из положений ст. 271 ГК РФ, ст. 7 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" суд правомерно сделал вывод о том, что при переходе права собственности на недвижимость к новому собственнику до введения в действие Земельного кодекса РФ, в том числе и в процессе приватизации, от прежнего землепользователя к нему переходит и право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, расположенным под объектом недвижимости.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктами 5, 6 названной статьи Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица должны обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня поступления заявления готовит проект договора купли-продажи и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В силу п. 1 ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Согласно п. 3 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 514 "Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства", Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы обеспечивают проведение согласования следующей землеустроительной документации: а) генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации; б) документация по вопросам землеустройства, разработанная в соответствии с решениями органов государственной власти; в) документация, касающаяся земель, находящихся в Федеральной собственности.
Согласование иной землеустроительной документации с заинтересованными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления осуществляется ее разработчиком совместно с заказчиком в соответствии с договором о проведении землеустройства.
В соответствии с п. 4 указанного Положения решение о согласовании или об отказе в согласовании землеустроительной документации принимается в течение 30 дней с даты представления всех необходимых материалов. Заявитель уведомляется о принятом решении в письменной форме (в случае отказа в согласовании - с указанием причин). Если уведомление не направлено в указанный срок, землеустроительная документация считается согласованной.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, проект территориального землеустройства на земельный участок ООО "С" ГУП "ТГЗКБ" сформирован. Кроме того, при проектировании ст. 59 Градостроительного кодекса РФ, действующая в момент формирования проекта, была соблюдена полностью, а именно, учтены красная линия застройки, сведения Государственного земельного кадастра о зарегистрированных правах смежных землепользователей, нормативная необходимая территория для эксплуатации данного объекта.
Согласно письма Главного управления архитектуры и градостроительства Управы г. Тулы работы по согласованию проекта границ были приостановлены в связи с утверждением Главой г. Тулы градостроительной документации "Реконструкция Тульского городского рынка".
Таким образом, в нарушение указанных выше норм действующего законодательства Главное управление архитектуры и градостроительства Управы г. Тулы вместо согласования либо отказа в согласовании приостановило работы по оформлению земельного участка, то есть совершило действия, не предусмотренные законом.
Довод заявителя жалобы о том, что нежилое помещение здания магазина не относится к недвижимому имуществу, не может быть принят, поскольку, как правильно указал суд, переход права собственности на объект недвижимости зарегистрирован в установленном порядке, а право собственности, в том числе правоустанавливающие документы, на объект недвижимости не оспорены.
Кроме того, кассационная инстанция принимает во внимание и то, что наличие замечаний по проекту границ не были отражены управлением архитектуры при подготовке землеустроительной документации за период с 25.05.2004 г. по 04.08.2004 г., а как следует из заключения ГУП "ТГЗКБ" они могут быть устранены в рабочем порядке.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства дела и оценив представленные сторонами доказательства, суд первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворил заявленные требования.
Учитывая изложенное, руководствуясь ч. 1 п. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 24.03.2005 г. и постановление апелляционной инстанции от 14.06.2005 г. Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-АП-598/Я-04 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд федерального округа подтвердил правильность выводов нижестоящих инстанций, которые признали незаконными действия Главного управления архитектуры и градостроительства города в части приостановления решения вопроса о предоставлении земельного участка.
Отмечается, что в соответствии с Положением о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 514, на стадии согласования документации, необходимой для предоставления земельного участка, допускается два варианта решений уполномоченного органа - согласие либо отказ в согласовании землеустроительной документации. Между тем в нарушение этого Положения Главное управление архитектуры и градостроительства города вместо согласования либо отказа в согласовании приостановило работы по оформлению земельного участка, то есть совершило действия, не предусмотренные законодательством.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29 сентября 2005 г. N А68-АП-598/Я-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании