Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 20 октября 2005 г. N А54-409/2005-С2
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от Общества - не явились, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом; от налогового органа - Т.Г.Ю. - гл. специалиста юротдела (дов. от 25.01.05 г. N 03-08/1294), С.А.А. - специалиста 1 категории юротдела (дов. от 21.02.05 г. N 03-08/3558); от 3-их лиц: Правительство Рязанской области - не явились, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом; Отдел геологии и лицензирования - не явились, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ N 9 по Рязанской области на решение от 28.03.05 г. и постановление апелляционной инстанции от 20.06.05 г. Арбитражного суда Рязанской области по делу N А54-409/2005-С2, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "МТГ" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 3 по Рязанской области (в настоящее время - Межрайонная инспекция ФНС РФ N 9 по Рязанской области, далее - Инспекция) от 09.11.04 г. N 11-02/28.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 28.03.05 г. заявление удовлетворено полностью.
Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 20.06.05 г. решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция ФНС РФ N 9 по Рязанской области просит отменить решение и постановление суда как принятые в нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей Инспекции, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией МНС РФ N 3 по Рязанской области проведена выездная налоговая проверка соблюдения налогового законодательства ООО " МТГ" за период с 01.01.02 г. по 30.06.04 г., по результатам которой составлен акт от 06.09.04 г. и принято решение N 11-02/28 от 09.11.04 г. о доначислении плательщику не полностью уплаченных регулярных платежей за пользование недрами в сумме 6 250 000 руб.
Основанием для спорного доначисления явилось то обстоятельство, что Общество в нарушение ст. 43 Закона РФ "О недрах" не в полном объеме включило в расчет регулярных платежей за пользование недрами количество продукции, подлежащей хранению. По мнению Инспекции, Общество в налогооблагаемую базу должно было включить не только объем активного газа, но и объем буферного газа.
Не согласившись с принятым ненормативным актом, считая, что им нарушены его права и законные интересы, Общество обратилось в суд с заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя требования плательщика, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что поскольку буферный газ используется для обеспечения технологического процесса хранения активного газа, оснований для включения его объема в расчет регулярных платежей у Общества не имелось.
Кассационная инстанция не может согласиться с указанным выводом, так как при принятии решения судом первой и апелляционной инстанций не было учтено следующее.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона РФ от 21.02.92 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон) недра предоставляются в пользование для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Статьей 11 Закона установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В силу п. 6 ст. 12 Закона неотъемлемой частью лицензионного соглашения на пользование недрами являются условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами.
Согласно ст. 43 Закона за предоставление пользователям недр исключительных прав на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, взимаются регулярные платежи.
Пунктом 2 этой же статьи Закона ставки регулярного платежа за пользование недрами при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, установлены для хранения природного газа и гелия за 1000 куб. м, из чего можно сделать вывод о том, что базой налогообложения в данном случае будет являться общая вместимость хранилища.
Указанной статьей также установлено, что форма расчета регулярных платежей за пользование недрами утверждается Минфином России по согласованию с МПР России.
В соответствии с Приказами МНС России от 19.08.02 г. N БГ-3-21/448 и от 11.02.04 г. N БГ-3-21/98 регулярные платежи за пользование недрами при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, исчисляются из количества полезного ископаемого, подлежащего хранению, указанного в проектной документации на строительство и эксплуатацию подземного сооружения (то есть проектная мощность хранилища).
При этом не устанавливается, что в данное количество полезного ископаемого включается только товарная продукция, подлежащая реализации.
Из содержания приведенной нормы следует, что законодатель связывает исчисление регулярных платежей за пользование недрами при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, исходя из вида и количества хранимой продукции, определяемой проектной документацией на строительство и эксплуатацию подземного сооружения, не устанавливая при этом особых норм в зависимости от назначения продукции, подлежащей хранению.
Из приложения N 1 "Условия пользования недрами" к лицензии на право пользования недрами РЯЗ 55018, выданной ООО "МТГ" (л.д. 42) видно, что Общество, являясь недропользователем, имеет право на пользование недрами для строительства и эксплуатации Касимовского подземного хранилища газа, в связи с чем ему предоставляется участок недр в виде горного отвода площадью 220240 тыс. кв. м, объемом подземного пространства 181204000 тыс. куб. м и на глубину 850 м. от поверхности земли. При этом согласовано, что общий объем газа на Касимовском ПХГ не должен превышать 19000 млн. куб. м.
Согласно пунктам 2 и 13 раздела "Выводы и рекомендации" имеющегося в материалах дела технологического проекта эксплуатации Касимовского ПХГ (л.д. 38) общий объем хранимого газа, находящегося в подземном хранилище, составляет 19000 млн. куб. м.
При таких обстоятельствах, у налогового органа имелись правовые основания для доначисления плательщику не полностью уплаченных регулярных платежей за пользование недрами в сумме 6 250 000 руб.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 1-2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение от 28.03.05 г. и постановление апелляционной инстанции от 20.06.05 г. Арбитражного суда Рязанской области по делу N А54-409/2005-С2 отменить.
В удовлетворении требования Общества с ограниченной ответственностью "МТГ" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 3 по Рязанской области от 09.11.04 г. N 11-02/28 отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 октября 2005 г. N А54-409/2005-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании