Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 11 июля 2005 г. N А68-АП-379/12-04
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от налогоплательщика - У.А.А., дов пост, б/н от 21.06.2005 г.; от налогового органа - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной Инспекции ФНС России N 5 по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 12.01.2005 г. по делу N А68-АП-379/12-04, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПС" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной Инспекция МНС России N 11 по Тульской области, в настоящее время Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Тульской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 83-К от 08.06.2004 г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Инспекция обратилась с встречным заявлением о взыскании с налогоплательщика штрафа по налогу на прибыль в размере 41583 руб.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 12.01.2005 г. заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении встречного заявления налогового органа отказано.
В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда, полагая, что оно принято в нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Общества, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка, представленной Обществом декларации по налогу на прибыль за 2003 год, по результатам которой вынесено решение N 83-К от 08.06.2004 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 41583 руб. Указанным решением налогоплательщику доначислены налог на прибыль в сумме 207912 руб. и пени - 7381 руб.
На основании вынесенного решения налоговым органом выставлены требования N 83-К от 08.06.2004 г. об уплате доначисленных сумм налога, пени и штрафа.
Не согласившись с вынесенным ненормативным актом, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
В связи с неисполнением налогоплательщиком требования об уплате налоговой санкции в установленный в нем срок, Инспекция предъявила соответствующее встречное заявление.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные по делу, и правильно применив нормы материального права, принял обоснованный судебный акт по существу спора.
Основанием для доначисления налога на прибыль послужил вывод Инспекции о занижении Обществом в 2003 году налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, в связи с включением в состав расходов выплат, которые не являются компенсационными выплатами за работу с вредными опасными условиями труда, поскольку такие выплаты установлены Объединенной профсоюзной инспекцией труда, не имеющей право устанавливать перечни работ с вредными и опасными условиями труда и в отношении работников предприятия, работы которых в установленном порядке не отнесены к работам с вредными условиями труда.
Признавая недействительным решение налогового органа, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признается полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
В силу ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом, расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно п. п. 2 п. 2 ст. 253 НК РФ расходы на оплату труда относятся к расходам, связанным с производством и (или) реализацией.
Как следует из ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
К расходам на оплату труда относятся начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе, надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором (п. 3, 25 ст. 255 НК РФ).
В соответствии со ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.
В силу ст. 147 НК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышение заработной платы по указанным основаниям производится по результатам аттестации рабочих мест.
Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором.
Правительством перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда не определен, что, как обоснованно указал суд, не влияет на возможность отнесения доплат, установленных коллективным договором, трудовым договором работникам за указанные условия труда к расходам на оплату труда, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Согласно п. 3.2 Коллективного договора от 10.10.2003 г. о регулировании социально-трудовых отношений между администрацией и наемными работниками организации, последние имеют право на компенсации, установленные настоящим коллективным договором в соответствии с Трудовым кодексом РФ и Федеральным Законом "Об основах охраны труда в РФ" если они заняты на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, по результатам экспертизы условий труда на рабочих местах и (или) аттестации рабочих мест.
Как следует из п. 4 утвержденного Обществом Положения об оплате труда, для всех категорий работников, работающих на рабочих местах с вредными условиями труда, на основании карт аттестации рабочих мест по условиям труда, составленных по результатам аттестации в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 14.03.1997 г. N 12, осуществляется выплата доплаты к заработной плате за тяжелые и вредные условия труда в размере 4% от тарифной части заработной платы за фактически отработанное время ежемесячно, а также компенсации за тяжелые и вредные условия труда за фактически отработанное время в размерах, согласованных с местным комитетом профсоюзной организации, на основании приказа руководителя ежемесячно.
Судом установлено, что инспекторами Объединенной профсоюзной инспекции труда Общероссийского объединения профсоюзов "Российское объединение социальных технологий" была проведена независимая экспертиза условий труда и обеспечения безопасности работников налогоплательщика, также ООО Научно-внедренческой службой "А-М" (Аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) Минздрава РФ N ГСЭН.1ШЦАО.339 от 25.10.2002 г., аттестат аккредитации N 0094 от 06.06.2003 г. Госреестра РОСС RU.0013.11 ОТ 094, выдан Министерством труда и социального развития РФ) проведена аттестация рабочих мест Общества по условиям труда, по результатам которых Приказом N 13/1 от 31.10.2003 г. директора Общества утвержден Перечень рабочих мест с условиями труда, несоответствующими нормам; с 01.11.2003 г. установлена доплата за тяжелую работу, работу с вредными и опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда в размере 4% от тарифной части заработной платы в месяц.
Из изложенного следует, что указанные доплаты за тяжелую работу, работу с вредными и опасными условиями труда производились налогоплательщиком в соответствии с Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, трудовыми договорами, заключенными с работниками и в соответствии со ст. 255 НК РФ подлежат отнесению к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, независимо от отнесения таких выплат к начислениям компенсационного характера, поскольку п. 25 ст. 255 НК РФ предусматривает отнесение подобных расходов к расходам на оплату труда.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии занижения налоговой базы по налогу на прибыль и оснований для доначисления налога и пени, а также привлечения Общества к налоговой ответственности.
В кассационной жалобе Инспекция ссылается на доводы, которые обосновывали ее позицию по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции, переоценка которых выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены арбитражным судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 12.01.2005 г. по делу N А68-АП-379/12-04 оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11 июля 2005 г. N А68-АП-379/12-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании