г. Москва |
|
22 января 2024 г. |
Дело N А40-8645/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.01.2024.
Полный текст постановления изготовлен 22.01.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Ананьиной Е.А. Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от ТСН "Дом на Ефремова": Анишин А.С. по доверенности от 21.09.2023, удостоверению, Ильин Ю.А. по доверенности от 11.04.2023, паспорту;
от Мосжилинспекции города Москвы: Кондратьев В.В. по доверенности от 22.12.2023, паспорту, Кираб Е.В. по доверенности от 22.12.2023, паспорту;
от Фонда капитального ремонта многоквартирных домов г. Москвы: Шаймардянова И.М. по доверенности от 16.02.2022, паспорту;
рассмотрев 18.01.2024 в судебном заседании кассационную жалобу ТСН "Дом на Ефремова"
на решение от 06.06.2023 Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 18.09.2023 Девятого апелляционного арбитражного суда
по делу N А40-8645/2023
по заявлению ТСН "Дом на Ефремова"
к Мосжилинспекции города Москвы,
третье лицо: Фонд капитального ремонта многоквартирных домов г. Москвы,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
ТСН "Дом на Ефремова" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственной жилищной инспекции города Москвы (далее - инспекция) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невнесении изменений в Реестр специальных счетов для формирования фонда капитального ремонта, в отношении банковского счета N 40705810900020000003, владельцем которого является товарищество, а также об обязании внести в Реестр специальных счетов банковский счет N 40705810900020000003, владельцем которого является товарищество, для формирования фонда капитального ремонта в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, ул. Ефремова, д. 19, корп. 1, 2, 3, 4 стр. 5, 6, 7.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Фонд капитального ремонта многоквартирных домов г. Москвы (далее - ФКР Москвы).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.06.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2023, отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе товарищество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель товарищества поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представители инспекции и ФКР Москвы возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
В приобщении к материалам дела поступивших от инспекции и ФКР Москвы отзывов на кассационную жалобу судебной коллегией отказано в связи с нарушением положений статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при их подаче.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что 08.09.2022 в инспекцию поступило уведомление товарищества о замене владельца специального счета и изменения стороны по договору банковского счета от 28.06.2016 на основании решения общего собрания собственников помещений в едином жилом комплексе, расположенном по адресу г. Москва, ул. Ефремова, д. 19, корп. 1, 2, 3, 4 стр. 5, 6, 7, оформленного протоколом от 26.05.2022 N 2.
В адрес инспекции товариществом были неоднократно направлены уведомления о замене владельца специального счета и изменении стороны по договору банковского счета от 28.06.2016. Кроме того, к уведомлениям было приложено также соглашение от 20.10.2022 об изменении стороны по договору банковского счета, заключенное между ПАО "Сбербанк" и товариществом. Ответов на указанные уведомления получено не было, изменения в Реестр специальных счетов не вносились.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения товарищества в Арбитражный суд города Москвы с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались следующим.
В соответствии с ч. 4 ст. 175 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете.
На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 3 ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Согласно ч. 5 ст. 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы, утвержденной субъектом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 175 ЖК РФ специальный счет открывается в банке в соответствии с ГК РФ и особенностями, установленными ЖК РФ. В силу п. 1 ч. 2 ст. 175 ЖК РФ владельцем специального счета может быть товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 136 ЖК РФ.
Согласно ч. 4 ст. 175 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять Формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете. На специальном счете могут аккумулироваться средства Фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме.
Суды указали, что в соответствии со сведениями, размещенными в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а также сведениями, размещенными в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, здания по адресам г. Москва, ул. Ефремова, д. 19, корп. 1, корп. 2, корп. 3, корп. 4 являются разными многоквартирными домами с разными кадастровыми номерами и техническими паспортами.
Также суды исходили из того, что объекты по адресам г. Москва, ул.Ефремова, д. 19, стр. 5, 6, 7 не были включены в качестве единого объекта недвижимости в единое здание вместе с корпусами 1, 2, 3, 4.
В соответствии с п. 3 и п. 4 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491) при определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
В случае расхождения (противоречия) сведений о составе общего имущества, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сведений о правах на объекты недвижимости, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих или иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, приоритет имеют сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (далее - реестр).
В соответствии со сведениями, размещенными в реестре, вышеуказанные многоквартирные дома являются отдельными многоквартирными домами.
Постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 N 832-ПП "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы" утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы на 2015-2044 годы.
Согласно п. 1.3 вышеуказанного постановления, региональная программа разрабатывается на основании автоматизированных информационных систем органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им организаций, а также с учетом данных технических паспортов на здания.
Суды установили, что в региональную программу капитального ремонта включены четыре отдельных многоквартирных дома по адресам: г. Москва, ул. Ефремова, д. 19, корп. 1, ул. Ефремова, д. 19, корп. 2, ул. Ефремова, д. 19, корп. 3, ул. Ефремова, д. 19, корп. 4,
В соответствии с частью 4 статьи 175 ЖК РФ на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме.
Учитывая, что многоквартирные дома, расположенные по адресам: ул. Ефремова, д. 19, корп. 1, корп. 2, корп. 3, корп. 4, являются отдельно стоящими домами, степень износа у каждого из них будет различна.
Виды производимых ремонтных и строительных работ, нагрузка на перекрытая, состояние конструктивных элементов и иные критерии износа дома не могут быть одинаковыми во всех четырех домах, что может привести к разной очередности необходимости проведения капитального ремонта.
Суды, учитывая вышеизложенное пришли к выводу, что у инспекции отсутствовали основания включать сведения об одном специальном счете, указанном в уведомлении товарищества, созданном на 4 многоквартирных дома в реестр специальных счетов.
Суды установили, что фонд капитального ремонта в указанных многоквартирных домах формируется на счете регионального оператора (приказ Департамента капитального ремонта города Москвы от 30.06.2016 N 07-02-57/6) по причине отсутствия надлежащим образом оформленных решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта по спорным домам.
Решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 46 ЖК РФ в редакции от 13.07.2015).
В настоящем случае подобных решений в отношении объекта, расположенного по адресу г. Москва, ул, Ефремова, д. 19, корп. 1, 2, 3, 4, стр. 5, 6, 7 в инспекцию не поступало.
Суды пришли к выводу о том, что со стороны заинтересованного лица отсутствует факт бездействия, о котором заявлено заявителем.
Следовательно, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Суды указали, что принадлежность многоквартирных домов по адресам: г. Москва, ул. Ефремова, д. 19, корп. 1, ул. Ефремова, д. 19, корп. 2, ул. Ефремова, д. 19, корп. 3, ул. Ефремова, д. 19, корп. 4, к одному либо разным зданиям не являлась предметом споров, следовательно, обстоятельства, установленные по делам, на которые ссылается товарищество, в соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ не являются преюдициальными при рассмотрении настоящего дела, имели место иные фактические обстоятельства, не связанные с фактическими обстоятельствами при рассмотрении настоящего дела.
Суды установили, что в мае 2017 в инспекцию поступило уведомление ООО "Реставрация Н+" о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в МКД по адресам: г. Москва. Ефремова ул., д. 19, к. 1, к. 2, к. 3, к. 4 на специальном счете с приложением протокола общего собрания собственников помещений от 25.09.2017 N 3 и справки ПАО "Сбербанк" об открытии одного счета.
По результатам рассмотрения представленных документов инспекцией в адрес ООО "Реставрация Н+" направлено письмо о необходимости открытия специального счета для каждого МКД отдельно, так как в силу ч. 4 ст. 175 ЖК РФ на специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений исключительно в отношении одного МКД.
В июле 2022 в Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы (далее - ФКР Москвы) был представлен протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах по адресам: Москва, ул. Ефремова, д. 19, корп. 1, корп. 2, корп. 3, корп. 4, корп. 5, корп. 6, корп. 7 от 26.05.2022 N 2, содержащий решение о прекращении формирования фондов капитального ремонта в данных многоквартирных домах на счете регионального оператора и их формировании на специальном счете, владельцем которого определено товарищество.
О данном факте ФКР Москвы уведомил инспекцию в целях рассмотрения возможности включения данных жилых домов в реестр специальных счетов.
При этом инспекцией была представлена информация о наличии замечаний по оформлению документов, связанных с изменением способов формирования фондов капитального ремонта многоквартирных домов по указанным адресам.
О данном факте ФКР Москвы уведомил товарищество письмом от 19.08.2022 N ФКР-10-9071/22.
По информации инспекции, многоквартирные дома, расположенные по адресу: Москва, ул. Ефремова, д. 19 к. 1, 2, 3, 4, в реестре специальных счетов не значатся.
Формирование фондов капитального ремонта указанных многоквартирных домов осуществляется на счете регионального оператора.
Вместе с тем, инспекцией была представлена информация о наличии замечаний по оформлению документов, связанных с изменением способа формирования фонда капитального ремонта указанных многоквартирных домов, а именно, не представлены уведомления об изменении способов формирования фондов капитального ремонта в многоквартирных домах по адресам: Москва, ул. Ефремова, д. 19 к. 1, 2, 3, 4, с приложением протоколов общих собраний собственников помещений и справки банка об открытии специального счета для каждого многоквартирного дома.
Региональный оператор должен установить (проверить) соответствует ли лицо требованиям, предъявляемым к владельцу специального счета.
Суды указали, что иное толкование может привести к выводу о том, что региональный оператор обязан передать документы и информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта, любому обратившемуся к нему лицу, назвавшемуся владельцем счета.
В соответствии с п. 7.4 постановления Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП "Об утверждении Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы" и письмом Минстроя России от 26.01.2018 N 2486-ЕС/04 "О предоставлении информации в органы государственного жилищного надзора" Мосжилинспекция осуществляет информирование Департамента капитального ремонта города Москвы и некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (региональный оператор), о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его.
Мосжилинспекция в соответствии с вышеуказанным порядком проинформировала ФКР Москвы о том, что многоквартирные дома по адресам: Москва, ул. Ефремова, д. 19 к. 1, 2, 3, 4, не включены в реестр специальных счетов, а также имеются замечания к документам, представленным товариществом.
Таким образом, пока многоквартирные дома не будут включены Мосжилинспекцией в реестр специальных счетов, ФКР Москвы не может сделать вывод о том, что товарищество является надлежащим владельцем специального счета, так как не наделен полномочиями по проверке соответствия документов, а также не ведет реестр специальных счетов.
С учетом изложенного суды пришли к выводу об отказе в удовлетворении заиленных требований.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06.06.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2023 по делу N А40-8645/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По результатам рассмотрения представленных документов инспекцией в адрес ООО "Реставрация Н+" направлено письмо о необходимости открытия специального счета для каждого МКД отдельно, так как в силу ч. 4 ст. 175 ЖК РФ на специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений исключительно в отношении одного МКД.
...
В соответствии с п. 7.4 постановления Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП "Об утверждении Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы" и письмом Минстроя России от 26.01.2018 N 2486-ЕС/04 "О предоставлении информации в органы государственного жилищного надзора" Мосжилинспекция осуществляет информирование Департамента капитального ремонта города Москвы и некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (региональный оператор), о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 января 2024 г. N Ф05-32777/23 по делу N А40-8645/2023