Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 июня 2022 г. N Ф05-8190/18 по делу N А40-135964/2015

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Помимо этого, к Федеральному агентству воздушного транспорта были заявлены требования о взыскании убытков, которые понесло АО "Инжиниринговая корпорация "Трансстрой" в результате ненадлежащего исполнения государственным заказчиком своих обязательств, а именно: 418.260.557,78 руб. - по выдаче и содержанию банковской гарантии, 74.078.480,97 руб. - по страхованию, 155.441.581,37 руб. - по услугам заказчика, а также 3.124.440.000 руб. - упущенной выгоды.

Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения Федерального агентства воздушного транспорта по делу и АО "Инжиниринговая корпорация "Трансстрой" с вышеуказанными требованиями. При этом суд в обжалуемых актах, оставляя без удовлетворения требования Федерального агентства воздушного транспорта, и частично удовлетворяя требования АО "Инжиниринговая корпорация "Трансстрой", руководствуясь ст.ст. 15, 309, 310, 450, 452, 702, 711, 715 ГК РФ, а также с учетом выводов, установленных в заключении, представленным по результатам проведенной комиссионной экспертизы, правомерно исходил из того, что именно заказчиком - Федеральным агентством воздушного транспорта существенно были нарушены условия контракта, что, в свою очередь, не позволило АО "Инжтрансстрой" выполнять работы в первоначально предусмотренные контрактом сроки и объемы, и привело к необходимости подрядчику приостановить работы, а затем обратиться к истцу с предложением о расторжении государственного контракта.

Кроме того, суд верно отметил, что в соответствии с положениями части 8 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ (в ред. действующей на дату заключения контракта, от 08.11.2007), расторжение государственного контракта допускается по соглашению сторон или по решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Согласно п. 30.2 спорного контракта, его расторжение допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным настоящим контрактом и гражданским законодательством. В соответствии с п. 30.4 контракта, при его досрочном расторжении стороны производят взаиморасчеты за работы только в части, в какой они фактически выполнены подрядчиком и приняты в установленном порядке заказчиком на момент такого расторжения, о чем составляется акт сверки взаиморасчетов.

Так, судом в обжалуемых актах было установлено, что в период исполнения контракта заказчик нарушал принятые на себя обязательства. Исходная техническая (проектная) и разрешительная документация (разрешения на строительство), в полном объеме строительная площадка до начала работ по государственному контракту и в период его исполнения полностью подрядчику предоставлены не были, ибо передавались Федеральным агентством воздушного транспорта и ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" частями.

Более того, суд также принял во внимание заключения судебной строительно-технической экспертизы ФБУ "РФЦ СЭ при Минюсте России N 5223/19-3 от 28.07.2017 по делу N А40-135581/2015 в отношении строительства объекта по 1 этапу и заключение внесудебной экспертизы Росстройэкспертиза N 08/17 от 10.10.2017, из которых следует отсутствие возможности завершить работы в установленные сроки. При этом основными причинами, препятствующими своевременному производству работ на объекте, является не предоставление заказчиком всего объема земельных участков, которое привело к невозможности выполнить основные работы по выносу из зоны строительства имеющихся инженерных сооружений (иных обременений), что, в свою очередь, сделало невозможным для подрядчика завершить работы (в том числе первоочередные по инженерной защите территории работы), производить их в соответствии с требованиями ПОС и с требованиями Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". При этом доказательств, подтверждающих вину подрядчика в нарушении условий государственного контракта, включая соблюдение сроков производства работ по нему, в материалах дела не имелось.

При таких обстоятельствах, в связи с существенным нарушением заказчиком условий контракта, что, в том числе, было подтверждено заключением эксперта, которое документально не было опровергнуто сторонами, суд правомерно удовлетворил встречный иск в части расторжения контракта. При этом оснований считать контракт расторгнутым с 06.07.2015 на основании уведомления о расторжении от 24.06.2015 N 06147 не имелось, поскольку в данном случае просрочка в работах произошла в связи с нарушениями, допущенными самим заказчиком, по его вине, в связи с чем с учетом п. 3 ст. 405, п. 1 ст. 406 ГК исключается применение негативных правовых последствий для подрядчика.

Кроме того, суд также верно установил, что работы по контракту подрядчиком не были завершены. Заказчик остановил работы с 24.06.2015, запретил доступ представителям подрядчика на строительную площадку, допустил к продолжению работ нового подрядчика. При этом истец осуществляет пользование результатами работ подрядчика, и, следовательно, работы имеют для него потребительскую ценность. В результате расторжения контракта и последующей передачи строительной площадки у подрядчика возникло право требовать компенсации расходов, которые он понес в связи с исполнением контракта.

Более того, по результатам оценки спорных работ экспертами были признаны в качестве фактически выполненных объемов работы на общую сумму 154.046.279,78 руб. (стр. 54-63 заключения экспертизы N 113/СТЭ-20), реальные убытки на сумму 642.647.659,51 руб., а также упущенной выгоды в размере 389.833.463 руб., в связи с чем указанные суммы и были правомерно взысканы с Федерального агентства воздушного транспорта судом.

В данном же случае суд также верно указал, что расторжение контракта, исходя из положений действующего специального законодательства (ФЗ 94-ФЗ, N 44-ФЗ) и условий контракта, было возможно только в судебном порядке, в связи с чем положения обоих специальных законов не позволяли заказчику отказаться от контракта в одностороннем внесудебном порядке, поскольку в его условия стороны включили п. 30.2, предусматривающий исключительно судебное расторжение договора или же расторжение по соглашению сторон. Кроме того, ФГУП "АГАА" не обладало соответствующими полномочиями на направление Уведомления о расторжении контракта, поскольку заказчиком по нему не являлось и соответствующими полномочиями не наделялось, так как произведена замена на стороне заказчика с ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (первоначальный заказчик) на Федеральное агентство воздушного транспорта (государственный заказчик), в связи с чем суд верно признал ничтожным уведомление о расторжении контракта, на которое ссылались истец и третье лицо.

Таким образом, суд в обжалуемых актах верно установил, что расторжение контракта по инициативе одной стороны в данном случае возможно только в судебном порядке, в связи с чем оснований для применения норм п.2 ст. 715 ГК РФ к спорным правоотношениям и удовлетворения заявленных истцом требований не имелось."

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 июня 2022 г. N Ф05-8190/18 по делу N А40-135964/2015