город Москва |
|
17 июня 2022 г. |
Дело N А41-43654/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ФГУП "Госкорпорация по ОрВД": Урусова Д.Б. (дов. N 29 от 13.12.2021 г.), Кисляева С.Н. (дов. N 21 от 01.06.2022 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Домодедовской таможни: Окороковой Ю.А. (дов. N 06-12/00989 от 25.01.2022 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Шереметьевской таможни: не явились, извещены;
рассмотрев 09 июня 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу ФГУП "Госкорпорация по ОрВД"
на решение Арбитражного суда Московской области от 19 ноября 2021 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 февраля 2022 г.,
по делу N А41-43654/21
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации"
к Домодедовской таможне, Шереметьевской таможне
о признании незаконными решения и уведомления,
УСТАНОВИЛ: 12 октября 2018 г. Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (далее - ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", предприятие, заявитель) в рамках договора от 20 февраля 2018 г. N АРК-р-2018-9 (WV072710), заключенного с компанией "Аэродата АГ (Aerodata AG)" (Германия) на техническое обслуживание воздушных судов в соответствии с Федеральными авиационными правилами (ФАП-285) и автоматизированного комплекса летных проверок типа AD-AFIS-112, под таможенную процедуру "переработка вне таможенной территории" (ЭК 21) по декларации на товары (далее - ДТ, декларация) N 10012020/121018/0057590 помещен самолет гражданской авиации Beeckraft, модель KING AIR 350 (В300), тип В300, бортовой (регистрационный) номер КА-02812, серийный номер FL-630, двигатели модели P&W РТ6А-60А, серийные номера РСЕ-РК1472, РСЕ-РК1471 (продукт переработки) (далее - воздушное судно), декларант (экспортер) - филиал "Аэроконтроль" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", получатель "Аэродата АГ" (Германия); статистическая стоимость товара заявлена в размере 3 967 673,67 долларов США (виды планируемых работ по ремонту и техническому обслуживанию воздушного судна указаны в заявке от 24 сентября 2018 г.).
16 апреля 2019 г. с целью завершения таможенной процедуры "переработка вне таможенной территории" под таможенную процедуру - выпуск для внутреннего потребления (ИМ 40) по ДТ N 10012020/160419/0042792 помещен товар - "самолет Beechcraft модели KING AIR 350 (В300) гражданской авиации, тип В/С В300, бортовой (регистрационный) номер RA-02812, серийный номер FL-630, двигатели: серийные номера РСЕ-PK2123, РСЕ-РК2382", страна происхождения - США, страна отправления - Германия, получатель и декларант - филиал "Аэроконтроль" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", условия поставки товаров - FCA Брауншвейг (виды работ по ремонту и техническому обслуживанию воздушного судна указаны также в заявке от 01 апреля 2019 г. N 812-19-2).
Таможенная стоимость товаров заявлена декларантом по шестому методу (резервный метод на базе метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами - 6 метод на базе 1) в размере 269 585 143,96 руб. (в эквиваленте составила 4 196 080,18 долларов США); стоимость операций по переработке вне таможенной территории заявлена декларантом в размере в размере 4 652 860,21 руб.
До возвращения указанного воздушного судна на территорию Российской Федерации на нем вместо ранее установленных двигателей с серийными номерами РСЕ-РК1472, РСЕ-РК1471, были установлены иные двигатели с серийными номерами РСЕ-РК2123, РСЕ-РК2382.
В соответствии со статьей 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) Домодедовской таможней проведена камеральная таможенная проверка по факту помещения по ДТ N 10012020/160419/0042792 двигателей с серийными номерами РСЕ-РК2123 и РСЕ-РК2382 под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления (ИМ-40)" и достоверности сведений о стоимости операций по переработке воздушных судов вне таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз), в ходе проведения которой установлены нарушения обществом положений пункта 2 статьи 186 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), выразившиеся в невключении в стоимость товаров - двигателей с серийными номерами РСЕ-РК2123, РСЕ-РК2382, используемых в процессе переработки, ранее не заявленные таможенному органу к таможенному декларированию.
По результатам проверки составлен акт камерной таможенной проверки от 22 января 2021 г. N 10002000/2010/220121/А00005, в котором установлено, что сведения о проделанных работах и использованных в процессе ремонта материалах (иностранных товаров) по переработке воздушного судна RA-02812 заявлены декларантом, за исключением стоимости установленных на воздушном судне двигателей с серийными номерами РСЕ-РК2123, РСЕ-РК2382, при этом виды работ по ремонту и техническому обслуживанию воздушного судна, указанные в заявках от 24 сентября 2018 г. и от 01 апреля 2019 г. N 812-19-2, не содержали работы по ремонту и/или замене двигателей.
Согласно сведениям электронной базы выпущенных ДТ таможенных органов двигатели с серийными номерами РСЕ-РК2123 и РСЕ-РК2382 ранее не декларировались и под таможенную процедуру не помещались, тем самым указанные двигатели являются иностранным товаром и при их ввозе на таможенную территорию ЕАЭС должны помещаться под определенную таможенную процедуру либо самостоятельно, либо в составе иного товара (в данном случае воздушного судна) с применением установленных условий и уплатой таможенных платежей.
26 марта 2021 г. Домодедовской таможней по результатам таможенного контроля вынесено решение N 10002000/210/260321/Т000015.
02 апреля 2021 г. Шереметьевской таможней в адрес декларанта направлено уведомление (уточнение к уведомлению) о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней N 10005000/У2021/0004379 (далее - уведомление).
Таможенные платежи, начисленные в уведомлении на общую сумму 23 021 889,49 руб., уплачены предприятием в полном объеме с указанием на несогласие с ними по мотивам, изложенным в возражениях на акт камеральной таможенной проверки.
Считая свои права нарушенными, ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Домодедовской таможне, Шереметьевской таможне о признании незаконными решения по результатам таможенного контроля от 26 марта 2021 г. N 10002000/210/260321/Т000015, уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 02 апреля 2021 г. N 10005000/У2021/0004379, и обязании возвратить излишне уплаченные платежи в размере 23 021 887,49 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 ноября 2021 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 февраля 2022 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что оспариваемые решение и уведомление не соответствуют требованиям таможенного законодательства, поскольку расходы за использование подменных двигателей понесены в рамках договора на техническое обслуживание, соответственно, таможенная пошлина, уплаченная при корректировке ДТ N 10012020/150920/0105547 и на момент декларирования ДТ N 10012020/160419/0042792, расходы на операции по переработке еще не были понесены.
В отзыве на кассационную жалобу Домодедовская таможня просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзыв на кассационную жалобу от Шереметьевской таможни не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Домодедовской таможни против ее удовлетворения возражал.
Представитель Шереметьевской таможни в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, руководствуясь статьями 2, 38, 39, 45, 127, 134, 135, 176, 179, 184, 186, 313 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), пришли к выводу о том, что оспариваемые решение и уведомление соответствуют положениям таможенного законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку при исчислении ввозных таможенных пошлин при завершении таможенной процедуры переработки вне таможенной территории продукта переработки помещенного под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления (ИМ-40)" не была учтена стоимость установленных иностранных товаров - двигателей с серийными номерами РСЕ-PK2123, РСЕ-РК2382.
Судами установлено, что стоимость двигателей с серийными номерами РСЕ-PK2123, РСЕ-РК2382, являющихся иностранными товарами и использованных в процессе переработки (ремонта), не была включена в стоимость операций по переработке воздушного судна при завершении таможенной процедуры "переработка вне таможенной территории" и помещении под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления (ИМ-40)".
Отклоняя доводы предприятия о декларировании товаров - двигателей с серийными номерами РСЕ-PK2123, РСЕ-РК2382 и уплате таможенных платежей по ДТ N 10012020/150920/0105547 суды указали на то, что в данном случае заявителем не исполнена обязанность по декларированию спорных товаров - двигателей при подаче ДТ N 10012020/160419/0042792 путем включения в стоимость воздушного судна либо декларирования отдельно от него.
Ссылки ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", приведенные по ДТ N 10012020/150920/0105547, а также представленные дополнительные документы по ней, были отклонены судами, поскольку данная декларация подана в иной таможенный орган и в ходе камеральной таможенной проверки сведения и документы в Домодедовскую таможню не предоставлялись, в то время как у заявителя при проведении таможенной проверки запрашивались все документы, относящиеся к перемещению через таможенную границу ЕАЭС и декларированию спорных двигателей, по уплате в отношении них таможенных платежей.
Доводы предприятия о том, что стоимость спорных двигателей не включалась декларантом в стоимость операций по переработке воздушного судна вне таможенной территории в связи с тем, что указанные двигатели по условиям контракта от 04 марта 2019 г. N АРК-р-2019-20 (WV093810) являлись подменными (подменным фондом) и ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" па праве собственности или аренды не передавались (стоимость подменных двигателей поставщиком услуг по ремонту воздушного судна не определялась, в финансовых документах не отражалась, инвойс не выдавался) отклонены судами, так как в ходе камеральной таможенной проверки установлено, что спорные двигатели имеют статус арендованных.
Судами также указано на то, что в таможенном законодательстве отсутствует понятие и правовое регулирование товаров, перемещаемых в качестве обменного фонда.
Судами дана подробная оценка доводам предприятия.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых решения и уведомления незаконными, поскольку декларантом в общую структуру таможенной стоимости воздушного судна при его декларировании не была включена стоимость двигателей, являющихся иностранными товарами.
Таможенная стоимость рассматриваемых двигателей определена таможенным органом на основании информации о стоимости двигателей по состоянию на 2019 год, указанная в письме компании Pratt & Whitney Canada Customer Service Centre Europe GmbH от 23 марта 2021 г. (вх. от 24 марта 2021 г.), на основании прейскуранта цен в размере 1 350 690 долларов США (для нового двигателя), 800 000 долл. США (для бывшего в эксплуатации, годного к эксплуатации).
Принимая во внимание, что двигатели с серийными номерами РСЕ-PK2123, РСЕ-РК2382 являются бывшими в эксплуатации и пригодными к дальнейшему использованию в соответствии с условиями их предоставления, таможенным органом в качестве источника ценовой информации о таможенной стоимости товаров использовалась информация о стоимости бывших в эксплуатации и годных к дальнейшему использованию аналогичных по характеристикам двигателей, указанных в письме компании Pratt & Whitney Canada Customer Service Centre Europe GmbH от 23 марта 2021 г.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для переоценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Приведенный в кассационной жалобе ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" довод о том, что воздушное судно с установленными на нем двигателями является неделимой вещью, подлежит отклонению, поскольку в понятии таможенного законодательства иностранные товары, использованные в процессе переработки (ремонта) товаров согласно статье 186 ТК ЕАЭС являются самостоятельными товарами, стоимость которых подлежит включению в расходы по переработке (ремонту) товаров.
В кассационной жалобе заявителем приведены доводы о рассмотрении дела и принятии оспариваемых судебных актов о правах и обязанностях лица, не привлеченного судом к участию в деле, ООО "ДСВ РОУД", которое является таможенным представителем.
Согласно части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Предусмотренный в указанном Кодексе институт третьих лиц призван обеспечить судебную защиту всех заинтересованных в исходе спора лиц и не допустить принятия судебных актов о правах и обязанностях этих лиц без их участия.
Судебный акт может быть признан принятым о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, лишь в том случае, если им устанавливаются права или обязанности этого лица по рассматриваемым судом правоотношениям.
Каких-либо выводов в отношении прав и обязанностей ООО "ДСВ РОУД" в судебных актах не содержится.
Кроме того, в суде первой инстанции ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "ДСВ РОУД" не было заявлено.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению принятых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 ноября 2021 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 февраля 2022 г. по делу N А41-43654/21 оставить без изменения, кассационную жалобу ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, руководствуясь статьями 2, 38, 39, 45, 127, 134, 135, 176, 179, 184, 186, 313 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), пришли к выводу о том, что оспариваемые решение и уведомление соответствуют положениям таможенного законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку при исчислении ввозных таможенных пошлин при завершении таможенной процедуры переработки вне таможенной территории продукта переработки помещенного под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления (ИМ-40)" не была учтена стоимость установленных иностранных товаров - двигателей с серийными номерами РСЕ-PK2123, РСЕ-РК2382.
...
Приведенный в кассационной жалобе ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" довод о том, что воздушное судно с установленными на нем двигателями является неделимой вещью, подлежит отклонению, поскольку в понятии таможенного законодательства иностранные товары, использованные в процессе переработки (ремонта) товаров согласно статье 186 ТК ЕАЭС являются самостоятельными товарами, стоимость которых подлежит включению в расходы по переработке (ремонту) товаров."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 июня 2022 г. N Ф05-11209/22 по делу N А41-43654/2021
Хронология рассмотрения дела:
24.04.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11209/2022
22.12.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-21662/2023
22.12.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-24575/2023
29.08.2023 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-43654/2021
18.08.2023 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-43654/2021
22.05.2023 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 108-ПЭК23
17.06.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11209/2022
07.02.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-27405/2021
19.11.2021 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-43654/2021