г. Москва |
|
29 июня 2022 г. |
Дело N А40-150575/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Матюшенковой Ю.Л.,
судей: Анциферовой О.В., Гречишкина А.А.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): Краснов И.В. д. от 24.12.21
от ответчика (заинтересованного лица): Волчкова Е.В. д. от 10.01.22
от третьего лица: Перетряхина А.С. д. от 05.08.21
рассмотрев 27 июня 2022 года в открытом судебном заседании
кассационную жалобу Межрегиональной инспекции федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.12.2021 года,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2022 года,
по заявлению Государственного унитарного предприятия города Москвы "МОСГОРТРАНС"
к Межрегиональной инспекции федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6
третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы N 26 по г. Москве
об обязании произвести действия
УСТАНОВИЛ:
ГУП "Мосгортранс" обратилось с заявлением об обязании Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6 исключить из карточки расчетов с бюджетом (КРСБ) страховые ОПС до 01.01.2013 сумму переплат в размере 12,22 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.12.2021 требования удовлетворены. Суд обязал Межрегиональную инспекцию федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6 исключить из КРСБ по КБК 182 102 021 000 60 000 160 страховые ОПС до 01.0111.2013 г. сумму переплат Учреждения пеней в размере 12 руб. 22 коп.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2022 решение оставлено без изменения.
Законность судебных актов проверена в порядке ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой МИФНС России по КН N 6, в которой инспекция со ссылкой на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В заседании суда кассационной инстанции представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы. Третье лицо поддержало доводы кассационной жалобы.
Представитель налогоплательщика в отзыве на кассационную жалобу и в заседании суда возражал против кассационной жалобы. Отзыв на кассационную жалобу представлен и приобщен к материалам дела.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права, доводы кассационной жалобы и возражений относительно них, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судами установлено, что согласно полученной заявителем выписки операций по расчету с бюджетом от 17.08.2020 у Общества имеется переплата по страховым взносам по КБК 18210202100060000160 в размере 12,22 руб.
Заявитель обращался в пенсионный фонд с заявлениями о возврате излишне уплаченных денежных средств, но ему было отказано в возврате излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов на сумму 12,22 руб.
Заявитель письмом от 17.11.2020 N 63-01-1844 обратился к УФНС России по г. Москве с просьбой о списании излишне уплаченных денежных средств, чтобы при выгрузке данных с портала ФНС задолженности (переплаты) отсутствовали.
УФНС России по г. Москве письмом от 25.11.2020 N 19-19/181963, указала, что возможность списания излишне уплаченных денежных средств отсутствует.
Согласно справки налогового органа о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням N 107994879 от 11.05.2021 заявитель имеет переплату/задолженность по КБК 18210202100060000160 в размере 12,22 руб.
Спорная сумма переплаты в размере 12,22 руб. образовалась за период до 01.01.2013, а с заявлением о возврате Учреждение обратилось лишь в 2020 году, то есть за рамками установленного пунктом 7 статьи 78 НК РФ трехлетнего срока, в связи с чем, правовые основания для возврата заявителю данных сумм переплаты отсутствуют.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из положений ст. 3, пункта 2 статьи 5, п. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 18, ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), пункта 2 части 1 статьи 6, п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), п. 1 статьи 19, ст. 20, 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ), ст. 78, 79 НК РФ и установленных обстоятельств момента образования спорной переплаты. Переплата образовалась до 01.01.2013, в связи с чем истек срок, в течение которого спорная сумма могла быть возвращена плательщику страховых взносов.
Соответственно, отражение данной переплаты в КРСБ не имеет правового значения для определения состояния расчетов с бюджетом.
Суды верно исходили их того, что карточка расчетов с бюджетом - это информационный ресурс, который ведут налоговые органы по каждому налогоплательщику.
В ней отражаются состояние расчетов налогоплательщика по налогам, пеням и штрафам, данные о поступивших платежах, суммы налога, сбора, возмещенные налогоплательщикам в порядке зачета (возврата), а также после уточнения платежа, фиксируются данные о начисленных налогах, пенях и налоговых санкциях, которые заносятся на основании деклараций, решений по итогам налоговых проверок, решений вышестоящего налогового органа, судебных актов и других документов.
Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов (приказ Федеральной налоговой службы от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@ "Об утверждении Единых требований к порядку формирования информационного ресурса "Расчеты с бюджетом местного уровня").
Данные карточек учета расчетов налогоплательщика с бюджетом сами по себе не могут подтверждать обязанности налогоплательщика, так же как и права налогового органа, но могут служить источником информации о состоянии расчетов с бюджетом.
Удовлетворяя заявленные требования применительно к нормам ст.ст. 198, 200 АПК РФ, суды отклонили доводы налогового органа о том, что действия по ведению КРСБ не нарушают права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагают на него какие-либо обязанности. Суды учли, что в рассматриваемом случае указанные действия создают заявителю препятствия для осуществления предпринимательской деятельности и напрямую влияют на хозяйственную деятельность налогоплательщика, а следовательно, ущемляют права заявителя на отражение актуальной информации в КРСБ.
Применительно к установленным судами обстоятельствам действия налогового органа по отражению спорной суммы сами по себе не противоречат закону и ведомственным документам, но обоснованно признаны нарушающими права налогоплательщика с учетом того, что числящаяся у него переплата не подлежит возврату за давность времени образования. Фактически налогоплательщик просил о списании суммы переплаты, безнадежной к возврату. Интересы бюджета при этом не затронуты.
Суд кассационной инстанции отклоняет приведенные в кассационной жалобе доводы, поскольку они не опровергают выводы судебных инстанций, а повторяют доводы, которые являлись предметом проверки судами, основаны на несогласии заявителя с выводами судов, основанными на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка. Несогласие заявителя с их оценкой и иная интерпретация, неправильное толкование им норм закона, не означают судебной ошибки (ст. 71 АПК РФ).
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (ч. ч. 1, 3 ст. 286 АПК РФ).
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судами, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (ч. 2 ст. 287 АПК РФ).
Судебными инстанциями правильно применены нормы материального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам.
Доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанций, что в силу ст. 286 и ч. 2 ст. 287 АПК РФ не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Нарушений судом первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 288 АПК РФ основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2022 года по делу N А40-150575/2021 - оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.Л. Матюшенкова |
Судьи |
О.В. Анциферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из положений ст. 3, пункта 2 статьи 5, п. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 18, ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), пункта 2 части 1 статьи 6, п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), п. 1 статьи 19, ст. 20, 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ), ст. 78, 79 НК РФ и установленных обстоятельств момента образования спорной переплаты. Переплата образовалась до 01.01.2013, в связи с чем истек срок, в течение которого спорная сумма могла быть возвращена плательщику страховых взносов.
...
Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов (приказ Федеральной налоговой службы от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@ "Об утверждении Единых требований к порядку формирования информационного ресурса "Расчеты с бюджетом местного уровня").
...
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2022 года по делу N А40-150575/2021 - оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 июня 2022 г. N Ф05-13895/22 по делу N А40-150575/2021