г. Москва |
|
29 июня 2022 г. |
Дело N А40-117986/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Матюшенковой Ю.Л.,
судей: Анциферовой О.В., Гречишкина А.А.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): не яв.
от ответчика (заинтересованного лица): Сергина Т.В. д. от 05.04.22, Горбунов И.В. д. от 10.01.22
от третьего лица:
рассмотрев 28 июня 2022 года в открытом судебном заседании
кассационную жалобу ИФНС России N 20 г. Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 30.11.2021,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2022,
по иску ООО "ЛЕ-ИНТЕГРАЦИЯ" (ИНН: 7720820948, ОГРН: 1147746852461)
к ИФНС России N 20 г. Москве
третье лицо: УФНС России по г. Москве
о признании незаконными действий должностных лиц ИФНС России
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЛЕ-ИНТЕГРАЦИЯ" обратилось в суд с исковым заявлением о признании незаконными действий должностных лиц ИФНС России N 20 по г. Москве по проведению 10 марта 2021 года осмотра занимаемого ООО "Ле-Интеграция" помещения, а также выемки документов, предметов, информации с жестких дисков, относящихся к деятельности ООО "Ле-Интеграция", из занимаемого ООО "Ле-Интеграция" помещения по адресу: г. Москва, 5-й Донской проезд, д. 21 Б, стр. 10; возложении на должностных лиц ИФНС России N 20 по г. Москве обязанности устранить последствия их незаконных действий и вернуть принадлежащие ООО "Ле-Интеграция" документы и предметы, изъятые в ходе проведенной 10 марта 2021 года выемки, а также удалить всю скопированную с жестких дисков компьютеров ООО "Ле-Интеграция" информацию, представляющую коммерческую тайну.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.11.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.202, заявленные требования удовлетворены.
Законность судебных актов проверена в порядке ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой заявитель со ссылкой на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В заседании суда кассационной инстанции представитель налогового органа поддержал доводы кассационной жалобы.
Налогоплательщик возражал против кассационной жалобы, представил отзыв и дополнение к отзыву. Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие надлежаще извещенного налогоплательщика в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права, доводы кассационной жалобы и возражений относительно них, заслушав представителя налогового органа, суд кассационной инстанции установил.
Как следует из судебных актов и материалов дела, ООО "ЛЕ-ИНТЕГРАЦИЯ" занимает помещение по адресу: г. Москва, 5-й Донской проезд, д. 21 Б, стр. 10. 10 марта 2021 года сотрудники ИФНС России N 20 по г. Москве провели осмотр занимаемого ООО "Ле-Интеграция" помещения по адресу: г. Москва, 5-й Донской проезд, д. 21 Б, стр. 10, а также выемку принадлежащих ООО "Ле-Интеграция" предметов и документов из указанного помещения.
По результатам проведения осмотра занимаемого ООО "Ле-Интеграция" помещения сотрудниками налогового органа был составлен протокол осмотра территории, помещений, документов, предметов N 22-20/11/4/1 от 10 марта 2021 года, копия которого была вручена представителю ООО "Ле-Интеграция" в день проведения осмотра.
Также сотрудниками налогового органа был составлен протокол выемки предметов и документов из занимаемого ООО "Ле-Интеграция" помещения, копию которого сотрудники налогового органа присутствовавшему при проведении выемки представителю ООО "Ле-Интеграция" вручать отказались, как указал заявитель.
В обоснование заявленных требований ООО "Ле-Интеграция" ссылалось на то, что при проведении 10 марта 2021 года мероприятий налогового контроля (осмотра и выемки) в занимаемом ООО "ЛеИнтеграция" помещении был допущен ряд нарушений требований закона.
Удовлетворяя заявленные требования, применив положения ст.ст. 31, 33, 82,92, 94 НК РФ, суды первой и апелляционной инстанции признали, что согласно ст. 198, 200, 201 АПК РФ обжалуемые действия должностных лиц не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы налогоплательщика. Суды исходили из того, что выездная налоговая проверка проводилась не в отношении ООО "Ле-Интеграция", а в отношении ООО "Спектр" (ранее ООО АО-Интеграция"). Оснований считать, что по адресу: г. Москва, 5-й Донской проезд, д. 21 Б, стр. 10 располагалось ООО "Спектр", у налогового органа не имелось. При проведении осмотра помещения и выемки были допущены процессуальные нарушения. В нарушение закона налоговый орган изъял у налогоплательщика документы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки. Проведение процессуальных действий в отношении иного, не проверяемого лица, суды оценили как нарушение закона.
Между тем, судами не учтено следующее.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы при проведении налоговых проверок вправе производить выемку документов у налогоплательщика в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.
Согласно п. п. 12 и 14 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомится с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации, которые согласно п. 3 ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации должны быть представлены налогоплательщиком в течение 10 дней с даты получения требования.
В силу пункта 3 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае непредставления документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 Налогового кодекса Российской Федерации.
При наличии у осуществляющих выездную проверку должностных лиц оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом глава 14 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит положений, предписывающих производство выемки документов и предметов исключительно по месту регистрации налогоплательщика, указанному в его учредительных документах.
Судами установлено, что налоговым органом на основании решения от 28.07.2020 N 22/3 о проводится выездная налоговая проверка ООО "Спектр" (прежние наименования организации ООО "Спектр": с 31.01.2014 по 16.05.2016 - ООО "Группа компаний Александра Левашова"; с 17.05.2016 по 09.09.2019 - ООО "Ал-Интеграция"; с 10.09.2019 по настоящее время - ООО "Спектр").
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц в период с 31.01.2014 по 27.10.2019 генеральным директором ООО "Спектр" являлся Левашов А.А., в период с 31.01.2014 по 09.09.2019 Левашов А.А. являлся учредителем ООО "Спектр".
В период с 28.07.2014 по настоящее время генеральным директором и учредителем ООО "Ле-Интеграция" является Левашов A.M. Также Левашов А.М. в период с 31.01.2014 по 10.09.2019 являлся учредителем ООО "Спектр. Установлена родственная связь между Левашовым А.А. (сын) и Левашовым A.M. (отец), а также установлено совпадение IP-адреса (89.20.138.18) при сдаче налоговой отчетности ООО "Спектр", ООО "Ле-Интеграция"; установлено, что ООО "Спектр", ООО "Ле-Интеграция" имеют одних и тех же сотрудников, покупателей, находятся по одному адресу: г. Москва, 5-й Донской проезд, д. 21 Б, стр. 10; ООО "Спектр" являлось основным поставщиком ООО "Ле-Интеграция".
В соответствии с п. 8 ст. 94 НК РФ одним из случаев, позволяющих произвести изъятие документов, является недостаточность наличия в распоряжении налогового органа копий документов, необходимых для осуществления налогового контроля (Постановление Арбитражного суда ЦО от 07.07.2016 N Ф10-2170/2016 по делу N А54-3168/2015).
В рамках проведения выездной налоговой проверки ООО "Спектр" Инспекция вынесла поручение б/н, б/д о проведении мероприятий налогового контроля с 09.03.2021 по 12.03.2021 с применением фотосъемки и изъятием необходимых документов, в том числе осмотра электронно-цифровых носителей, с целью осмотра помещений, расположенных по адресу: г. Москва, 5-й Донской проезд, д. 21 Б, стр. 10, которое 10.03.2021 вручено представителю ООО "Ле-Интеграция", что подтверждается отметкой о получении в указанном поручении и приложении N 1 к поручению. Довод Заявителя о том, что о проведении осмотра Общество не было извещено, материалам не подтвержден.
Заявитель указывает на то, что в составленном Инспекцией протоколе от 10.03.2021 N 22-20/11/4/1 осмотра территорий, помещений, документов, предметов не указано основание для проведения осмотра. Между тем, в поручении о проведении мероприятий налогового контроля указано, что основанием для проведения осмотра является установление местонахождения проверяемого лица ООО "Спектр".
Осмотр и выемка документов и предметов проведены Инспекцией при участии представителя ООО "Ле-Интеграция", адвоката по ордеру N 6098 от 10.03.2021 Рощина Дмитрия Николаевича, что не опровергнуто налогоплательщиком. 10.03.2021 в присутствии представителя ООО "Ле-Интеграция", понятых (Карева Л.З. и Баканиной М.С.), иных лиц (сотрудника полиции ОЭБ и ПК УВД по ВАО ГУ МВД России по г. Москве старшего оперуполномоченного капитана полиции Полкова В.В., оперуполномоченного лейтенанта полиции Озерова М.В., технического специалиста Галкина М.В.) Инспекцией проведен осмотр территорий, помещений, документов, предметов и составлен протокол от 10.03.2021 N 22-20/11/4/1 осмотра территорий, помещений, документов, предметов, который 10.03.2021 вручен представителю Заявителя и приложен Заявителем к жалобе, а также протокол от 10.03.2021 N 22-20/11/4/2 выемки документов и предметов.
В результате осмотра установлено, что в помещении, где находятся рабочие места сотрудников ООО "Ле-Интеграция", находятся счета-фактуры, счета на оплату, акты, доверенности ООО "Ал-Интеграция" (прежнее наименование ООО "Спектр"), а также электронно-цифровые подписи, печати, оригиналы первичных документов, договоры контрагентов ООО "Спектр" и ООО "Ле-Интеграция", перечисленные в протоколе от 10.03.2021 N 22-20/11/4/1 осмотра территорий, помещений, документов, предметов.
10.03.2021 на основании постановления от 09.03.2021 N 12-08/106105 у Общества произведена выемка, изъятие документов и предметов в присутствии понятых, Неспециалиста, сотрудников полиции, представителя ООО "Ле-Интеграция", составлен протокол от 10.03.2021 N 22-20/11/4/2 выемки документов и предметов.
Все изъятые документы перечислены в протоколе от 10.03.2021 N 22-20/11/4/2 выемки документов и предметов, копия протокола 18.03.2021 вручена представителю конкурсного управляющего ООО "Спектр", письмом N 22-11/12141 от 24.03.2021 были вручены представителю по доверенности от 15.03.2021 КУ Лазуренко А.А. копии документов изъятые в ходе проведения выемки.
В ходе осмотра и выемки, изымаемые документы и предметы были перечислены и подробно описаны в протоколах от 10.03.2021 N 22-20/11/4/2 выемки документов и предметов.
Все изымаемые документы и предметы предъявлены понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки.
Изъятые в ходе выемки документы и предметы упакованы по описи в черные пакеты и коробки ввиду отсутствия технической возможности осуществить детальную опись, сшив, а также изготовление копий на месте проведения процессуального мероприятия по изъятию.
Коробки и пакеты опечатаны бумажными бирками, удостоверенной подписями сотрудников налоговых органов, понятых, сотрудников ОЭБиПК УВД по ВАО ГУ МВД России по г. Москве, представителя ООО "ЛеИнтеграция", также обклеены липкой лентой, типа скотч прозрачного цвета.
18.03.2021 в присутствии понятых, при участии представителей ООО "Спектр" произведено вскрытие и осмотр документов, изъятых в соответствии с протоколом от 10.03.2021 N 22-20/11/4/2 выемки документов и предметов, о чем составлен протокол вскрытия материалов выемки от 18.03.2021.
Таким образом, из судебных актов и материалов дела следует, что в ходе осмотра (протокол осмотра N 22-20/11/4/1 от 10.03.2021) по адресу: г. Москва, 5-й Донской проезд, д. 21 Б, стр. 10; найдены первичные документы ООО "СПЕКТР" в электронном виде, скопированные на жесткий диск SEAGATE с серийным номером NAAGM1YN, и на бумаге по взаимоотношению с различными контрагентами, которые в дальнейшем были изъяты на основании Постановления N 22-20/2 от 09.03.2021 г. о производстве выемки, изъятии документов и предметов.
В соответствии с правовой позицией, высказанной в Определении Конституционного Суда РФ от 31.03.2022 N 500-О, согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно - правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц. В качестве элемента правового механизма, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, выступает система мер налогового контроля, каковым в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном данным Кодексом (пункт 1 статьи 82).
Одной из форм проведения налогового контроля являются налоговые проверки, в том числе выездные (статьи 82, 87 и 89 Налогового кодекса Российской Федерации), в рамках которых при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 данного Кодекса. В силу Налогового кодекса Российской Федерации выемка документов и предметов заключается в изъятии должностными лицами налогового органа, проводящими налоговую проверку, документов и предметов проверяемого лица, имеющих отношение к предмету налоговой проверки и свидетельствующих о совершении им налоговых правонарушений, из определенного помещения, с фиксацией соответствующих процессуальных действий и изъятых документов и предметов в протоколе в установленном законом порядке (подпункт 3 пункта 1 статьи 31, пункт 14 статьи 89, пункт 4 статьи 93, статьи 94 и 99).
Данное регулирование подлежит применению с учетом действия принципа недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля (статьи 35 и 103 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, оспариваемое законоположение, направленное на обеспечение осуществления налоговыми органами контроля за исполнением налоговых обязательств, не отменяет действие прав и гарантий, предоставленных налогоплательщикам (их контрагентам) в рамках проведения мероприятий налогового контроля
Делая вывод о нарушении прав заявителя, суды не приняли во внимание необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов.
Согласно правовой позиции, высказанной в Определении Верховного Суда РФ от 17.04.2020 N 306-ЭС20-3991, у налогового органа могут быть причины для проведения выемки с целью эффективного осуществления налогового контроля. При необходимости не исключается и возможность применения принципа внезапности.
Таким образом, само по себе проведение выемки у иного лица, чем проверяемый налогоплательщик не служит основанием считать права этого лица нарушенными.
Делая вывод о незаконности действий инспекции по выемке документов по месту нахождения ООО "Ле-Интеграция", суды не дали правовой оценки тому обстоятельству, что фактически по указанному месту нахождения были обнаружены и изъяты документы проверяемого налогоплательщика ООО "Спектр", т.е. фактически цель контрольных мероприятий была достигнута. Оценка обоснованности проведения контрольных мероприятий по месту нахождения заявителя (совпадение IP-адреса, родственные связи руководителей, совпадение видов деятельности, пересечение поставщиков и покупателей и т.д.) дана каждому обстоятельству отдельно, без учета их совокупности и взаимной связи. Таким образом, судебные акты вынесены с нарушением правил оценки доказательств (ст. 71 АПК РФ).
Суд округа также принимает во внимание, что вывод об изъятии при проверке документов, не относящихся к деятельности ООО "Спектр", сделан судами без ссылки на доказательства. На налоговый орган судебным актом возложена обязанность возвратить заявителю изъятые при проверке документы без учета установленного обстоятельства возврата Инспекцией 27.04.2021 письмом N 22-10/18062 в адрес ООО "Ле-Интеграция" документов, которые были изъяты в рамках контрольных мероприятий (57 документов), что подтверждается почтовым отправление РПО: 10912953007975.
Таким образом, судами фактически не установлено, были ли у заявителя изъяты документы, относящиеся только к его деятельности, и возвращены ли они обществу.
Судами фактически не дано правовой оценки, каким образом действия инспекции затрагивают права и законные интересы ООО "Ле-Интеграция" с учетом того, что, как указано в судебных актах, Инспекцией изъята (скопирована) информация в электронном виде, содержащаяся на рабочих компьютерах сотрудников Общества, а также документы и предметы, имеющие отношение к проверяемому лицу ООО "Спектр" и принадлежащее ООО "Спектр", то есть изъятие Инспекцией электронных и иных документов и предметов направлено на установление фактических обстоятельств в рамках выездной проверки ООО "СПЕКТР".
Учитывая, что обстоятельства дела являются неисследованными в полном объеме, вся совокупность доказательств не была предметом оценки судов, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими отмене в силу положений частей 1 и 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело направлению на новое рассмотрение в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, оценить доказательства в их совокупности, проверить доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; на основании этого установить имеющие значение для дела юридически значимые обстоятельства; принять законное и обоснованное решение.
Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом кассационной инстанции не рассматривается. В силу абзаца 2 части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.11.2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2022 года по делу N А40-117986/2021 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Ю.Л. Матюшенкова |
Судьи |
О.В. Анциферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Общество считает, что налоговый орган незаконно произвел выемку предметов и документов, а также информации с жестких дисков компьютеров по его месту нахождения.
Суды первой и апелляционной инстанций согласились с обществом, т. к. в отношении него не проводилась налоговая проверка.
Суд округа, изучив материалы дела, направил его на новое рассмотрение.
В ходе осмотра были найдены первичные документы проверяемого налогоплательщика в электронном виде, скопированные на жесткий диск, и в бумажном виде, которые в дальнейшем и были изъяты. При этом часть документов была возвращена обществу.
Налоговым органом установлены совпадение IP-адреса, родственные связи руководителей, совпадение видов деятельности, пересечение поставщиков и покупателей и т. д.
Поскольку судами фактически не установлено, были ли у общества изъяты документы, относящиеся только к его деятельности, и возвращены ли они ему, дело будет рассмотрено повторно.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 июня 2022 г. N Ф05-11426/22 по делу N А40-117986/2021
Хронология рассмотрения дела:
21.06.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11426/2022
22.03.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-4269/2023
06.12.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-117986/2021
29.06.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11426/2022
16.02.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-1231/2022
30.11.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-117986/2021