г. Москва |
|
18 июля 2022 г. |
Дело N А40-22539/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Колмаковой Н.Н.,
судей: Кольцовой Н.Н., Нагорной А.Н.
при участии в судебном заседании:
от истца: Тарасов Р.В., по доверенности от 09.12.2021
от ответчика: Кугай А.П., председатель, Протокол общего собрания от 15.09.2020; Кугай П.А., по доверенности от 11.02.2022
рассмотрев 11 июля 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10 сентября 2021 года на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2021 года
по иску Департамента городского имущества города Москвы
к кооперативу "Кош"
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к Кооперативу "Кош" (далее - ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01.01.2019 г. по 31.07.2019 г. в размере 5 024 532 руб. 10 коп., пени за период с 10.01.2019 г. по 31.07.2019 г. в размере 148 797 руб. 94 коп. по договору аренды нежилого помещения от 24.02.2004 N 00-00135/04.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.09.2021 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2021 года, в удовлетворении исковых требований было отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит данные решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
В обоснование жалобы истец ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В удовлетворении ходатайства ответчика о приостановлении производства по делу N 40-22539/2020 до вступления в законную силу судебных актов по делу N А40-12523/2020 судебной коллегией отказано ввиду отсутствия правовых оснований.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы жалобы, представитель ответчика просил оставить принятые судебные акты без изменения.
Заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, правоотношения сторон возникли из договора аренды от 24.02.2004 N 00-00135/04, предметом которого является нежилое помещение площадью 446 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 26/8, стр. 3.
Договор аренды прекращен на основании решения Арбитражного суда г. Москвы от 04.10.2019 по делу N А40-182791/18.
Как указывает истец, на стороне ответчика имеется задолженность по арендной плате в размере 5 024 532 руб. 10 коп. за период с 01.01.2019 г. по 31.07.2019 г.
В соответствии с п. 7.1. договора истец начислил пени в сумме 148 797 руб. 94 коп. за период с 10.01.2019 г. по 31.07.2019 г.
Истец направлял в адрес ответчика претензию от 09.07.2019 г. с требованием оплатить задолженность.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 309, 310, 330, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, основываясь на обстоятельствах, установленных вступившими в законную силу судебными актами по делам N А40-12523/20 и N А40-182791/18, о наличии у ответчика права на применение льготной ставки арендной платы и отсутствии задолженности, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Между тем, данные выводы судов являются преждевременными по следующим основаниям.
Учитывая, что в рамках настоящего дела заявлены требования о взыскании задолженности за период с 01.01.2019 по 31.07.2019, а кооперативом заявлено о применении льготной ставки по арендной плате, то применению судами подлежали редакции Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (далее - постановление N 800-ПП), действующие в этот спорный период.
Разрешая спор по настоящему делу, суды установили, что площадь арендуемого кооперативом помещения составляет 446 кв. м, между тем применили нормы постановления N 800-ПП, регулирующие предоставление минимальной ставки арендной платы субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты площадью до 300 кв. м.
Постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП утверждено Положение о Межведомственной комиссии (далее - Положение N 424-ПП).
Согласно пунктам 2.1.1 и 2.1.2 Положения N 424-ПП межведомственная комиссия принимает решение о предоставлении арендаторам - субъектам малого предпринимательства - имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы за 1 кв. м объекта нежилого фонда при соблюдении следующих условий: включение в реестр субъектов малого предпринимательства в установленном порядке; осуществление одного или нескольких видов деятельности, предусмотренных пунктами 1.2 и 1.3 постановления N 800-ПП, что подтверждается соответствующими документами; использование объекта нежилого фонда арендатором по целевому назначению; отсутствие у арендатора задолженности по арендной плате в течение двух периодов оплаты подряд либо недоплаты арендной платы, повлекшей задолженность, превышающую размер арендной платы за два периода оплаты; арендуемое имущество не было передано арендатором без согласия арендодателя в субаренду; представлено заключение отраслевого органа исполнительной власти города Москвы о наличии оснований для предоставления субъекту малого предпринимательства имущественной поддержки.
При этом сведениями, касающимися использования объекта аренды по целевому назначению, наличия задолженности по арендной плате, сдачи помещения в субаренду с согласия арендодателя, обладает департамент как арендодатель.
На основании пунктов 5.1 и 5.3 Положения N 424-ПП в целях принятия межведомственной комиссией соответствующего решения о предоставлении имущественной поддержки субъекты малого предпринимательства направляют в департамент или межведомственную комиссию обращение с приложением документов. Указанное решение подлежит ежегодному подтверждению в порядке, установленном настоящим Положением, если иное не предусмотрено решением межведомственной комиссии.
Согласно правовой позиции, указанной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2022 по делу N А40-12523/2020, системное толкование приведенных норм постановления N 800-ПП и пунктов 2.1.1, 2.1.2, а также пунктов 5.1 - 5.3 Положения N 424-ПП позволяет сделать вывод о том, что ежегодное обращение в межведомственную комиссию для получения имущественной поддержки в виде льготной ставки арендной платы необходимо субъектам малого предпринимательства, осуществляющим один или несколько видов деятельности, предусмотренных пунктами 1.2 и 1.3 постановления N 800-ПП, с представлением подтверждающих такую деятельность документов.
В рассматриваемом случае кооператив является арендатором помещения площадью более 300 кв. м, в связи с чем применение льготной ставки арендной платы возможно при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1.2 и 1.3 постановления N 800-ПП, в порядке, установленном пунктом 2.1 указанного постановления, по решению межведомственной комиссии.
Между тем, в рамках данного дела вопросы о представлении в межведомственную комиссию отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления кооперативу имущественной поддержки, равно как и принятия межведомственной комиссией решения о предоставлении кооперативу имущественной поддержки в виде установления минимальной ставки арендной платы на спорный период судами не исследовались.
При этом судами не учтено, что соответствие арендатора такому критерию для применения льготной ставки арендной платы как вид деятельности, указанный в пункте 1.3 постановления N 800-ПП, подтверждается заключением соответствующего отраслевого органа исполнительной власти города Москвы. Департамент как арендодатель обладает лишь сведениями относительно использования объекта аренды по целевому назначению, наличия задолженности по арендной плате, сдачи помещения в субаренду, не подменяя задачи и функции отраслевого органа исполнительной власти.
Также суды не дали оценку доводам департамента о том, что размеры ставок арендной платы по ежегодно направленным уведомлениям кооперативом не оспаривались, при этом кооператив продолжал уплачивать на протяжении длительного времени арендную плату исходя из льготной ставки.
Принимая во внимание, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права, в связи с этим судами не установлены все обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора и входящие в предмет доказывания, что могло привести к принятию неправильного решения, а также учитывая правовую позицию, изложенную в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2022 по делу N А40-12523/2020, обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции силу пункта 3 части 1 статьи 287, частей 1, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное, установить фактические обстоятельства, применительно к толкованию положений Постановления Правительства Москвы N 800-ПП, Положения N 424-ПП, данному в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2022 по делу N А40-12523/2020, и принять судебный акт при правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10 сентября 2021 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2021 года, по делу N А40-22539/2020 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Н.Н. Колмакова |
Судьи |
Н.Н Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае кооператив является арендатором помещения площадью более 300 кв. м, в связи с чем применение льготной ставки арендной платы возможно при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1.2 и 1.3 постановления N 800-ПП, в порядке, установленном пунктом 2.1 указанного постановления, по решению межведомственной комиссии.
Между тем, в рамках данного дела вопросы о представлении в межведомственную комиссию отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления кооперативу имущественной поддержки, равно как и принятия межведомственной комиссией решения о предоставлении кооперативу имущественной поддержки в виде установления минимальной ставки арендной платы на спорный период судами не исследовались.
При этом судами не учтено, что соответствие арендатора такому критерию для применения льготной ставки арендной платы как вид деятельности, указанный в пункте 1.3 постановления N 800-ПП, подтверждается заключением соответствующего отраслевого органа исполнительной власти города Москвы. Департамент как арендодатель обладает лишь сведениями относительно использования объекта аренды по целевому назначению, наличия задолженности по арендной плате, сдачи помещения в субаренду, не подменяя задачи и функции отраслевого органа исполнительной власти.
...
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное, установить фактические обстоятельства, применительно к толкованию положений Постановления Правительства Москвы N 800-ПП, Положения N 424-ПП, данному в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2022 по делу N А40-12523/2020, и принять судебный акт при правильном применении норм материального и процессуального права."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 июля 2022 г. N Ф05-2940/22 по делу N А40-22539/2020
Хронология рассмотрения дела:
16.08.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-35487/2024
15.04.2024 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-22539/20
18.07.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2940/2022
23.11.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-69495/2021
10.09.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-22539/20