Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 28 апреля 2006 г. N А68-АП-326/10-05
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от Общества - К.В.В. - юрисконсульта (дов. от 21.10.04 г. б/н, пост.); от налогового органа - не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области на решение от 27.01.06 г. Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-АП-326/10-05, установил:
Открытое акционерное общество "ВТ" (далее - ОАО "ВТ", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС РФ но крупнейшим налогоплательщикам Тульской области (далее - Инспекция) от 30.06.05 г. N 203-ф о доначислении единого социального налога в сумме 40 820 руб. 40 коп., пени - 2 493 руб.70 коп. и штрафа в размере 8 164 руб. 08 коп.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 27.01.06 г. заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.
В кассационной жалобе Инспекция просит судебный акт отменить, полагая, что он вынесен с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, выслушав объяснение представителя Общества, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Как видно из материалов дела, Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка соблюдения налогового законодательства ОАО "ВТ" за период с 01.07.02 г. по 31.12.03 г., по результатам которой составлен акт от 01.06.05 г. N 71-ф и принято решение N 203-ф от 30.06.05 г. о доначислении Обществу единого социального налога в сумме 40 820 руб. 40 коп., пени в размере 2 493 руб. 70 коп., а также о привлечении плательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога в виде взыскания штрафа в размере 8 164 руб. 08 коп.
Основанием для доначисления указанных сумм явилось то обстоятельство, что налогоплательщик в нарушение п. 1 ст. 236, п. 1 ст. 237 и п. 2 ст. 255 НК РФ при определении налоговой базы для исчисления ЕСН за 2002-2003 г. г. не учитывал начисления стимулирующего характер, в том числе премии за производственные результаты.
Не согласившись с ненормативным актом Инспекции, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованное решение по существу спора.
Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения по ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
При этом п. 3 данной статьи устанавливает, что указанные в п. 1 настоящей статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
В силу ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Пунктом 2 ст. 237 НК РФ определено, что налоговая база налогоплательщиков-работодателей, производящих выплаты наемным работникам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 236 настоящего Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.
Пунктом 22 ст. 270 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений.
В соответствии с Приказом от 20.12.02 г. N БГ-3-02/729 (в редакции Приказа МНС РФ от 27.10.03 г. N ВГ-3-02/569, с изменениями, внесенными решением ВАС РФ от 14.08.03 г. N 8551/03) под "средствами специального назначения", упомянутыми в п. 22 ст. 270 НК РФ, следует понимать средства, определенные собственником организации для выплаты премий.
Из Коллективного договора видно, что за счет прибыли, остающейся в распоряжении Общества за вычетом средств, направленных на потребление, уплату налогов и других обязательных платежей из Фонда генерального директора производятся выплаты отдельным работникам для поощрения за достигнутые высокие показатели в работе или за выполнение особых заданий.
Материалами дела подтверждено, что все выплаты в пользу своих работников, включенные Инспекцией в налогооблагаемую базу по ЕСН, Общество производило за счет фонда специального назначения, сформированного за счет нераспределенной прибыли (фонда потребления).
Исследуя фактические обстоятельства дела, суд установил, что Общество осуществляло выплаты премий своим работникам за счет средств фонда специального назначения (фонда потребления), что не предусмотрено трудовыми либо гражданско-правовыми договорами с работниками. Указанный фонд создан на предприятии за счет распределения чистой прибыли, оставшейся в распоряжении Общества после уплаты налога на прибыль.
Поскольку Обществом в спорные периоды производились выплаты за счет целевых поступлений, которые в соответствии с п. 22 ст. 270 НК РФ не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организации, то суд обоснованно сделал вывод, что у заявителя отсутствовали основания для включения спорных социальных выплат в расходы на оплату труда, которые подлежат учету при налогообложении прибыли, следовательно, Общество правомерно не включило указанную сумму выплат в налоговую базу по ЕСН в силу п. 3 ст. 236 НК РФ.
При таких обстоятельствах, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Доводы, положенные в основу кассационной жалобы, являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу, им дана правильная юридическая оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены судебного акта, принятого в соответствии с нормами материального права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения суда, также не установлено.
В силу указанного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение от 27.01.06 г. Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-АП-326/10-05 оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28 апреля 2006 г. N А68-АП-326/10-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании